В условиях текущего экономического развития бюджетная система сталкивается со многими вызовами. Основная проблема заключается в достижении финансового баланса в рамках юридических лиц, входящих в состав Федерации. Для успешного функционирования региона необходимо иметь достаточный доход из бюджета и достаточные ресурсы. Поэтому бюджет учреждений, входящих в Содружество, находится в центре внимания академической и учебной литературы.
Основным механизмом местного бюджета является предоставление местному населению результатов общественной надежды [1, с. 35-45]. Этот бюджет выделяет государственные средства для различных целей в различных юрисдикциях и социальных группах.
Процесс формирования регионального бюджета в учреждениях, входящих в состав Российской Федерации, имеет свои особенности с точки зрения определения обязательных статей бюджетных доходов и расходов. Местная экономика является важной частью национальной финансовой системы. Они сформировали сеть экономической интеграции, создали финансовые ресурсы страны и использовали их для экономического и социального развития различных регионов.
При составлении местных бюджетов важно понимать, что большая часть поступлений поступает от налогов, на которые влияют изменения в национальных правилах, налогообложении и законодательной базе. Для повышения эффективности налогообложения необходимо сотрудничать и координировать межведомственные усилия, включая управление, финансы и контроль. Основная проблема местного бюджета заключается в том, что доходов недостаточно для покрытия расходов. Для решения этой проблемы необходимо улучшить управление имуществом, находящимся в собственности местных органов власти.
Важно подчеркнуть, что в настоящее время регионы страны не располагают эффективными средствами увеличения доходов регионального бюджета, что привело к созданию множества направлений долгосрочной поддержки. Планы по корректировке бюджета с помощью грантов и субсидий усилят чувство зависимости от местных властей и будут препятствовать развитию экономических инициатив. Таким образом, для укрепления автономии существует настоятельная необходимость в укреплении механизма формирования доходов местного бюджета на основе собственных местных доходов [2, с. 4-8].
Проблемы с бюджетным процессом существуют во многих регионах Российской Федерации. В связи с этим госслужащие РФ стали внедрять различные стратегии для решения этих проблем. Одним из решений стало повышение собираемости налоговых, так и не налоговых доходов. Снижение пассивного дохода и увеличение налогов в основном связаны с усилиями по снижению зависимости местных органов власти от высоких уровней субсидий. Целью данной инициативы является укрепление экономической независимости региона за счет активного использования альтернативных средств.
Однако, общие налоговые рамки не являются фиксированными. Так 2017 году ставка сельскохозяйственного налога значительно возросла по сравнению с 2013 годом, более чем втрое – с 0,07 до 0,18. Произошло это из-за того, что большое внимание уделялось стимулированию и повышению аграрного сектора экономики регионов. Расширения сельскохозяйственного сектора положительно повлияло на бюджетную систему многих регионов [3].
Сокращение бюджетных расходов так же стало эффективным решением для регионов РФ.
Поступления от налога на имущество также значительно выросли за отчетный период, включая корпоративные налоги (104,7%) и налоги на имущество физических лиц (103,9%) [4].
В период с 2013 по 2017 год подоходный налог с физических лиц вырос на 25,2%. Основной причиной увеличения доходов является увеличение фонда оплаты труда и налогообложение иностранцев, работающих в России по патентным основаниям.
Доходы от корпоративного налога выросли на 38,9%. Таким образом, рост доходов отражается в большинстве налогов, но некоторые налоговые поступления уменьшаются. Например, по сравнению с 2013 годом добыча металлов упала на 22,2% в 2017 году, в то время как единый расчет подоходного налога для определенных видов деятельности упал на 1,4%.
Особенностью структуры доходов бюджета Краснодарского края является то, что большая часть его доходов поступает от федеральных налогов, включая налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на прибыль предприятий.
Важно отметить, что федеральная поддержка сократилась на 5,8%. В то же время прогноз роста внутренних доходов завышен. Эти условия привели к экономической нестабильности и дефициту региональных бюджетов во многих отраслях. Чтобы удовлетворить спрос на повышение заработной платы в бюджетной сфере, регион также привлек заемные средства и сократил расходы в других областях. В 2013 году правительство утвердило План повышения благосостояния, который предусматривал выполнение указа президента о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы.
С лета 2014 года экономическая ситуация ухудшилась. Кредиты коммерческих банков выросли на 6%, а доля наиболее доходных и масштабируемых бюджетных средств снизилась до 32%. Движущей силой этих проблем является то, что доля кредитов коммерческих банков значительно возросла с 39% до 45%. В свою очередь, доля более дешевых и воспроизводимых бюджетных словарей снизилась до 32% [5].
В 2020 году, когда мир пытается справиться с пандемией коронавируса 19, бюджетные ассигнования значительно увеличились по сравнению с 2019 годом. В частности, в 39 регионах объем финансирования увеличился как минимум на 4 процентных пункта. Однако только три из этих регионов сократили финансовую поддержку из-за увеличения бюджетных ассигнований (Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Республика Ингушетия).
Поэтому в большинстве случаев достижение финансовой стабильности происходит не за счет повышения налогов само по себе. В этом плане ситуация в быстрорастущем регионе мало чем отличается от общероссийской. В течение 2015–2020 годов более чем в половине быстрорастущих регионов происходило активное формирование бюджетов, но их диапазон был разнообразным. С этой точки зрения Белгородская область выделяется на общем фоне. Бюджетное финансирование улучшилось, поэтому доля трансфертов в структуре расходов в 2019 году снизилась, а в 2020 году вряд ли увеличится. Кроме того, ее показатель ниже, чем в среднем по стране. То есть успех этого региона в основном обусловлен его собственными усилиями [6].
Важно отметить, что в некоторых регионах, таких как Республика Крым, Алтай, Севастополь и Камчатский край, на протяжении всего периода ведется активное развитие, наряду с федеральной поддержкой расходов регионального бюджета.
В последние годы наиболее дотационными регионами были Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Дагестан и Карачаево-Черкесская Республика. К таким регионам относится Республика Тыва, где проживает самое бедное население.
Влияние западных санкций на Республику Крым и город Севастополь (где денежные переводы составляют более 70% в структуре импорта) значительно. Однако регионы-доноры сохраняют экономическую независимость. Например, федеральные трансферты из бюджетов Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого округа, Ханты-Мансийска, Тюмени и Сахалина составляют менее 10% доходов.
Согласно прогнозам международных экспертов, исследователи подтвердили, что размер потерь национального бюджета по отношению к мировому ВВП может составить от 6,4% до 9,7%, учитывая продолжающееся воздействие коронавируса 19 на мировую экономическую среду и последующие меры сдерживания, реализуемые в других странах (которые могут длиться в течение трех лет и до шести месяцев) [7, с. 9-16].
В сложившейся ситуации, когда необходимо добиться максимальной эффективности в антикризисном управлении, необходимо увеличить самостоятельность каждого региона в использовании бюджетных средств путем активизации усилий по укреплению и упрочению стабильности поддержки из федерального бюджета, выделяемой бюджетам различных федеральных ведомств.
Кроме того, общая сумма трансфертов между бюджетами должна быть скорректирована с учетом фактической инфляции. Это включает субсидии для сбалансирования бюджетных резервов, меры поддержки для сбалансирования бюджетов членов профсоюзов в отдельных регионах, дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, частичную компенсацию других расходов из бюджетов входящих в состав организаций.
Важно отметить, с точки зрения налоговых льгот и уплаты местных и государственных налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по-прежнему актуальным остается урегулирование разницы между предполагаемыми доходами и фактическими поступлениями в консолидированный бюджет предприятий, входящих в состав Российской Федерации.
В некоторых секторах, где экономические и/или социально-экономические условия ухудшились, необходимо разработать специальные планы социально-экономического развития и изучить возможность расширения существующих инициатив. Кроме того, из-за низкой готовности инвестировать необходимо реализовать дополнительные меры поддержки регионов России, которые не в состоянии реализовать крупные инфраструктурные проекты за счет бюджетных кредитов [8].
Вы можете предложить индивидуальные инициативы в отношении государственного долга. Учитывая текущую тенденцию к снижению ключевых процентных ставок Центрального банка России, возможно, стоит расширить возможности отечественных подразделений по получению кредитов от финансовых институтов, если это необходимо.
Рекомендуется рассмотреть возможность использования полученных средств, в том числе для сокращения задолженности субъектов Российской Федерации по платежам в федеральный бюджет, сокращения государственного долга субъектов Российской Федерации, поддержания хорошего финансового состояния регионального бюджета, сокращения задолженности перед медицинскими учреждениями национальной и местной систем здравоохранения.