Актуальность данного исследования заключается в необходимости изучении бюджетной системы в области обеспечения экономической безопасности страны. Бюджетная система – это важнейший инструмент управления экономической средой страны, основной целью которой является устойчивое социально-экономическое развитие страны.
Бюджет – это форма, которая описывает финансовые аспекты работы различных субъектов и муниципалитетов. Он является неотъемлемой частью экономической системы и основным институтом, способствующим экономическому росту страны. Важно рассматривать источник доходов бюджета Российской Федерации как интегрированную систему формирования финансовых ресурсов, необходимых правительству для выполнения своей работы. В связи с этим бюджет должен соответствовать определенным экономическим принципам и сформировать взаимодействие с государственной системой управления непосредственно через собственную структуру.
Зинченко С. Ф. и Вартанова М. Л. утверждают, что стабильность бюджета зависит от баланса между расходной и доходной частями бюджета, а также от способности поддерживать социально-экономическое развитие с использованием финансовых ресурсов [7, с. 257-270].
Вместо этого Догузова О. Р. и Гурдзибеева А. А. бюджетную безопасность региона как состояние региональной финансовой системы, которое определяется сбалансированностью бюджетов, возможностью получения финансовых, валютных и других резервов, обеспечивающих эффективное управление и защиту экономических интересов региона, тем самым обеспечивая региональную экономическую стабильность и устойчивый экономический рост [5, с. 280-301].
Рассматривая приведенные выше определения, мы можем сделать вывод о неразрывности связи бюджетной системы с экономическим сектором государства, а для стабильного процветания экономики России необходимо эффективное обеспечение экономической безопасности. Отражение данной взаимосвязи мы можем наблюдать при негативных тенденциях в одной из сторон – при снижении обеспечения экономической безопасности неизменно страдает бюджетная система, являющаяся главным отражением экономического потенциала страны.
В соответствие со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, под бюджетной системой Российской Федерации (далее БК РФ), представляет собой комплексную структуру, включающую в себя три вида бюджетов: федеральный бюджет, предусмотренный для расходных обязательств на уровне страны, региональный бюджет, предусмотренный для обязательств субъектов Российской Федерации и местный бюджет, предназначенный для расходных обязательств муниципального образования [1].
В международной статистике для оценки значимости и роли бюджета используется показатель – доля ВВП, перераспределяемого через систему бюджетов страны. Как правило, чем выше уровень развития рыночной экономики, чем более стабильно экономическое и социальное развитие страны, тем меньшая доля ВВП перераспределяется через бюджетную систему, и наоборот.
Что касаемо функций бюджета, то существует три основных: перераспределение, контрольная и информационная. Такая функция, как перераспределение бюджета содержит в себе создание финансового фонда за счет налогов и других источников дохода и его последующее использование за счет доходов бюджета. Этот аспект может быть определен количественно путем измерения доли валового внутреннего продукта (ВВП) [6].
Функция контроля и надзора бюджетной системы, позволяющая правительству эффективно управлять экономическими процессами и влиять на них, является важным аспектом экономической безопасности, а бюджетная система является неотъемлемой частью финансов, обеспечивая основу для эффективных механизмов экономической безопасности. Таким образом, система бюджетного контроля не устанавливает ограничений или барьеров, но упрощает контроль и обеспечивает рациональность государственного вмешательства в экономическую деятельность.
Третья функция бюджета заключается в том, что он является основным источником информации для всех хозяйствующих субъектов и основой для формулирования целей бюджетной политики, утверждения бюджетных показателей, распределения межправительственных грантов и определения бенефициаров бюджетной деятельности. Эти аспекты существенно влияют как на экономическую деятельность региональных субъектов, предприятий, так и на отдельных участников [6].
Экономическая безопасность является важнейшим фактором в процессе обеспечения финансовой и бюджетной безопасности страны и включает в себя финансовую стабильность за счет улучшения финансовой отчетности в рамках бюджета. Экономическая безопасность предполагает тщательно разработанный процесс ведения финансовых операций и безопасного достижения экономических целей за счет использования финансовых инструментов, в том числе таких как бюджетная система, в рамках системы нормативных актов. Создание профессионального отдела, ведущего контроль за исполнением бюджета и внедрением финансовых инструментов так же является главенствующим аспектом в данной сфере. Основной целью экономической безопасности является укрепление денежно-кредитной системы и поддержание целостности финансовых операций в дополнение к обеспечению целостности бюджетного процесса и поддержанию стабильности фондового рынка.
Относительно роли бюджетной системы в экономической безопасности, состояние финансовой инфраструктуры является неотъемлемым элементом экономической безопасности, поскольку она обеспечивает экономическую систему ресурсами, необходимыми для ее успешного функционирования. Бюджетная система так же выступает основным инструментом управления государственных взаимоотношений, формирует социально-экономическую сферу общества и выполняет важные организационные функции при реализации внутренней политики. Ко всему прочему, она осуществляет надзор за финансовыми операциями государственных учреждений и финансовых институтов, распределяет пособия и заработную плату, поддерживает финансовую дисциплину и обеспечивает правильное использование и распределенных финансовых ресурсов.
Стимулом для раскрытия экономического потенциала регионов и устойчивого развития страны в целом является распределение государственных средств, другими словами политика формирования и распределения бюджета. Бюджетная концепция многогранна и включает в себя общественно-политические, финансовые, экономические и социальные аспекты. Основными принципами бюджетного процесса являются прозрачность, точность, последовательность, понятность, комплексность и стабильность. Для решения этой проблемы необходимо создать механизмы участия общественности в бюджетном процессе, такие как публичность бюджетных решений и онлайн-платформы.
Одним из недостатков системы управления бюджетной системой, затрагивающей обеспечение экономической безопасности, является отсутствие четкой связи между экономической стратегией страны и принятыми бюджетными решениями государства. Кроме того, существующие механизмы мониторинга и обеспечения прозрачности в бюджетных вопросах не работают в полной мере. Формирование определенной платформы, предоставляющий доступ к бюджетным данным третьих лиц может послужить решением данного вопроса, поскольку это будет стимулировать осознанность ответственности лиц, отвечающих за усиление надзора, расширение его независимости и полномочий. Так же одном из недостатков бюджетной системы, находящих отражение в экономической безопасности, является то, что уровень вовлеченности общества в процесс формирования бюджета своей страны довольно низок, что влечет за собой подорванное доверие населения к формированию бюджета. Решением этой проблемы будет являться создание механизмов и использование онлайн-платформы., способствующих участию общественности в принятии бюджетных решений и обеспечивающих прозрачность бюджетного процесса.
Исходя из всего вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что бюджетная система является важным фактором стабильности экономики страны и необходимо уделять тщательное внимание относительно ее поддержки. Государственные финансы включают бюджет, который является скорее механизмом обеспечения этой стабильности и решения внутренних и внешних проблем. В соответствие с этим, Указом Президента Российской Федерации №208 13 мая 2017 года «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» были определены основные цели мер по укреплению экономической безопасности страны. Эти задачи включают поддержание сбалансированности и стабильности российской бюджетной системы, включая бюджетные и внебюджетные государственные фонды. Это также направлено на увеличение бюджетных расходов и борьбу с бездомностью, воровством, коррупцией, теневой экономикой и преступностью. Чтобы улучшить общую практику оценки и управления рисками в финансовом секторе, важно расширить существующую систему обеспечения национальной финансовой стабильности, включив в нее ряд потенциальных рисков.