Международная правовая помощь по гражданским делам
научный журнал «Актуальные исследования» #15 (18), август '20

Международная правовая помощь по гражданским делам

В данной статье осуществлен анализ организации международной правовой помощи по гражданским делам, а также рассмотрены различные аспекты правовых актов, оказывающих воздействие на указанную сферу. Проведенная работа позволяет раскрыть актуальные проблемы в данной области и рассмотреть основные направления их решения.

Аннотация статьи
способы регулирования гражданских отношений
правовая помощь гражданам
международная организация
гражданско-правовые отношения
Ключевые слова

Особенностью двадцать первого века считается углубление культурных, а также внешнеэкономических отношений между странами. Этому способствует скачок миграции населения, международное разделение труда, востребованность совместного поиска решений ряда глобальных проблем человечества.

Сотрудничество государств обеспечивается увеличением контактов между гражданами вне зависимости от места их жительства и гражданства. В изучении вопросов взаимодействия разных стран особое место занимают правовые средства и методы урегулирования отношений.

В связи со всем вышесказанным в современном обществе все более существенное значение отводится вопросам организации международной правовой помощи, которая представляет собой ряд законодательных норм, направленных на оказание содействия в решении спорных ситуаций. Следует отметить, что к данному виду правовой помощи обращаются при решении как финансово-экономических, так и семейных отношений, включающих в свое содержание иностранный компонент.

Возрастанию роли международных правовых отношений способствовал распад Советского Союза и появление ряда самостоятельных государств, сотрудничество между которыми стало осуществляться на основе применения международного права.

Распад Советского Союза не смог ликвидировать гражданско-правовые связи, которые состоят из хозяйственных, семейных, трудовых, наследственных и других отношений. Данные связи, появились между людьми разных республик единого государства, оказавшихся в настоящее время на территориях независимых друг от друга стран. Возникновение и урегулирование отношений подобного рода на территориях самостоятельных государств приобретает международный характер.

Внутреннее законодательство страны и сам субъект, нуждающийся в данной помощи, оказывают существенное воздействие на порядок предоставления международной правовой помощи, сроки ее осуществления и содержание в целом.

Способы и методы правового регулирования гражданских отношений международного характера во многом зависят от особенностей и механизмов данной сферы деятельности.

Международное гражданское право опирается на собственные приемы обеспечения обязанностей и прав участников указанного дела. Это основной показатель специфики международного гражданского права, который позволяет включать его в отдельную отрасль.

Оказание международной помощи в решении вопросов граждан приобретает все более существенное практическое значение в современном мире. Осуществление данной деятельности отражается на становлении социально-экономических процессов в случаях стабильного их применения в правовой деятельности того или иного государства.

Специфика отношений между гражданами различных государств обуславливает особенности международного гражданского права, включая основные методы и приемы регулирования. Основная проблема международного урегулирования гражданских отношений заключается в коллизиях данной области в отношении разных стран.

Устранение коллизий при этом выступает необходимым условием решения сложившихся ситуаций, что одновременно отражает общую методику международных гражданско-правовых отношений.

В итоге особенности частных методов и приемов регулирования отношений граждан в области международного права сводятся к указанной общей методике.

Необходимость совершенствования международных отношений в области решения гражданских вопросов обусловлена целым рядом обстоятельств. Это связано с геополитическим расположением России и ее стремлением наладить стабильные отношения с другими самостоятельными и независимыми государствами, в том числе и европейскими странами.

На практике осуществление всех указанных выше направлений осложняется спецификой международного сотрудничества стран, а также сложностями процессуального и правоприменительного характера в отношении регулирования соглашений между двумя и более сторонами. При этом регулировка прав и обязанностей многосторонних отношений полностью реализуется на основе установленных конвенций и международных договоров.

Следует помнить, что отдельно взятые гражданско-правовые отношения находятся внутри рамок реализации международной правовой помощи. Осуществляемая субъектами международного гражданского права форма реализации возложенных обязанностей, выступает основным критерием разделения международной правовой помощи по делам граждан.

Указанная классификация позволяет выделить ряд групп международной помощи.

1. Органы юстиции, консульские и дипломатические организации, реализующие функцию правоприменения. Организация стабильно функционирующих дипломатических представительств реализуется на практике по взаимному согласованию государств. Дипломатические представительства могут выполнять и консульские функции. Консульские учреждения принято подразделять на четыре группы: консульское агентство, генеральное консульство, вице-консульство и консульство.

2. Государственные органы и международные организации, реализующие нормы международного права. Первый этап правотворчества заключается в реализации и решении вопроса востребованности международного регулирования отношений.

На втором этапе осуществляется непосредственная разработка нормы, что связано с реализацией процессов порядка принятия международного акта. Регламентация указанных выше аспектов деятельности приводит к созданию новой нормы международного права.

3. Комитеты, общественные объединения и союзы, принимающие участие в оказании международной правовой помощи по защите гражданских интересов физических и юридических лиц.

Данные учреждения оказывают содействие органам государственной власти в реализации их прав. Указанные организации различаются по степени и результативности осуществляемой деятельности, юридической силе и количеству участников реализующих принятие вынесенных решений.

Реализация международными организациями и учреждениями правотворческой функции, регламентируется способностью объединять в одно целое усилия многих государств, заинтересованных в разработке разных механизмов регулирования гражданско-правовых отношений на соответствующем уровне.

Организация Объединенных Наций (далее – ООН) выступает при этом главным органом, реализующим правотворческую деятельность в области гражданского права на международном уровне.

Впервые структура ООН начинает формироваться в годы Второй мировой войны (1941-1945 гг.).

Устав ООН был подписан в июне 1945 года представителями более 50 государств. Основная часть актов, регулирующих международные гражданско-правовые отношения приняты на заседаниях ООН. Во многом данное обстоятельство объясняется тем, что в содержании указанных актов раскрыты ключевые пункты по организации помощи гражданам на международном уровне.

Особое место здесь занимает Венская конвенция 1961 года «О дипломатических отношениях», рассматриваемая в качестве основного международного договора в области дипломатического права.

Венская конвенция 1961 года, включает 53 статьи, которые направлены на урегулирование основных функций и видов представительств дипломатических организаций, включая толкование привилегий дипломатических агентов. Конвенция была подписана всеми основными государствами, входящими в состав ООН.

В 1963 году была открыта к подписанию Венская конвенция «О консульских отношениях». Данная конвенция, состоящая из пяти глав, считается основным международным договором в области регулирования консульских отношений.

Первая глава посвящена вопросам заключения консульских отношений и ликвидации консульских функций. Вторая глава Конвенции описывает иммунитеты и преимущества работников консульских учреждений (личная неприкосновенность, освобождение от таможенных пошлин, сборов и налогов, свобода передвижений и др.).

Режимы, применяемые к почетным консулам рассмотрены в третьей главе Конвенции. Четвертая глава Венской конвенции 1963 года посвящена консулам, не являющимся главами организаций консульского типа. Заключительная пятая глава Венской конвенции «О консульских отношениях» регулирует основные вопросы ее подписания всеми участниками ООН. Данная Конвенция переведена на пять языков.

Международное гражданское право во многом опирается и на положения Венской конвенции 1986 года, регламентирующей порядок заключения и использования договоров между организациями и государствами разных народов.

Ключевая роль в области международного права договоров международного характера обусловлена рядом причин:

  • процесс заключения международных договоров разработан и определен Конвенциями (1969, 1986 г.);
  • создание правовой нормы представляет собой процесс, который занимает длительное время в отличие от договорной нормы. Здесь требования субъектов международного права имеют лаконичный характер;
  • договорные отношения открывают широкие возможности для согласования взглядов субъектов по сравнению с иными формами.

В области реализации правовой помощи международного характера по делам граждан России, существенное место отводится нормативным актам Союза Независимых Государств (далее СНГ).

СНГ является международной организацией, цель которого заключается в обеспечении сотрудничества между государствами, большинство из которых входят в состав Советского Союза. СНГ функционирует на добровольной основе с декабря 1991 года. Создание данной организации обеспечено целью развития отношений между государствами на основе признания суверенитета каждой страны, исторического единства и связей народов, а также стремления к демократическому с правовой точки зрения государству.

В октябре 2011 года восемь государств СНГ подписали договор о свободной форме торговли. В рамках СНГ было принято большое количество актов, регулирующих права субъектов в области предоставления международной помощи. Это прежде всего Соглашение о разрешении споров, связанных с реализацией хозяйственной деятельности (1992 г.), которое регулирует вопросы договорных отношений между различными субъектами (граждане, предприятия, объединения).

Существенную роль в регулировании правовых отношений в области предоставления международной помощи занимает также Конвенция о правовой помощи в отношении уголовных, гражданских и семейных дел (1993 г.).

В юридической практике России рассматривают два направления реализации международных обязанностей в зависимости от объединения норм оказания помощи гражданам в правовую систему внутреннего уровня.

К первому направлению можно отнести разработку новых норм гражданского и процессуального права, в целях урегулирования принятых вновь обязательств России в сфере международных отношений.

Ко второму аспекту относится отсылочная норма одной из статей Конституции страны, которая признает частью правовой системы международные договора и нормы международного права.

Одним из методов оказания правовой помощи международного характера по делам граждан является правоприменение. Оно используется при осуществлении помощи субъектам международного права в рамках имеющихся прав в процессе исполнения определенного поручения. В Российской Федерации данную функцию реализует Министерство юстиции и ряд органов, в обязательства которых входит организация и решение вопросов международного сотрудничества.

Министерство юстиции является федеральным органом исполнительной власти страны, которая реализует политику государства в области правового регулирования и координирующей указанную деятельность в отношении иных органов исполнительной власти.

К основным функциям Министерства юстиции относится реализация надзора и контроля в области местного самоуправления, территориального устройства России, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения порядка работы судов, регистрации бюджетных организаций (международные учреждения), оказания помощи в правовом просвещении граждан.

К особо значимым функциям Министерства юстиции России относится реализация контроля в области исполнения уголовных наказаний, адвокатской и нотариальной деятельности и противодействия коррупции.

Министерство юстиции было учреждено впервые в 1802 году при Александре I.

Международные организации реализуют свои функции через органы, созданные на основе учредительного акта либо договора международного характера. Полномочия данных организаций различны (судебные органы, директивные, административные органы). В их состав могут входить главы государств, специалисты, дипломаты и другие лица.

Любая международная организация имеет пленарный орган, который может называться конгрессом, ассамблеей, союзом, конференцией. Здесь обсуждаются вопросы имеющие отношение к целям организации и выносятся общие решения по ним. Как правило это вопросы, касающиеся пересмотра уставов (поправки), регламентация политики и принципов деятельности организации, решения финансовых и бюджетных проблем, утверждение рекомендаций, планов конвенций, исключение и прием новых членов организации и др.

Все участники международных организаций должны иметь представителей, осуществляющих свою деятельность в соответствии с требованиями своего государства.

Процесс принятия решений в международных организациях не является однотипным для всех. Также в составе крупной международной организации могут находиться более узкие по составу управленческие органы в виде комитетов, союзов, президиумов.

Основная цель международных организаций заключается в осуществлении политических программ, вынесенных к реализации основным органом. В процессе принятия решений органами международного регулирования правовых отношений существенное значение имеет разделение обязательств между исполнительным и пленарным органом.

Органы исполнительной власти должны быть грамотно укомплектованы, что предполагает отражение в решаемых вопросах интересов всех без исключения государств.

При формировании исполнительных органов международных организаций, следует опираться на следующие принципы:

  • особенности интересов;
  • равноправное представительство с точки зрения географического фактора;
  • весомый материальный взнос;
  • одинаковое количество групп государств с противоположными взглядами.

Необходимой частью структуры каждой международной организации является административный орган. Сотрудники секретариата не предоставляют интересов государств и отвечают только перед организацией. Данных сотрудников укомплектовывают на основе квот (контрактная основа).

Функциями административного органа являются технологии в разных областях деятельности:

  • предоставление организации на международном уровне;
  • осуществление политических программ, принимаемых вышестоящими органами;
  • организация конференций и конгрессов;
  • организация функционирующих на постоянной основе органов международных организаций;
  • обработка документации;
  • сбор дополнительной информации и сведений по проблемам.

Генеральные секретари имеют полномочия доводить до сведения вышестоящего органа проблемы, предоставляющие угрозу безопасности в отношении международных отношений. В состав международных органов может быть включен судебный орган. В его задачи входит решение спорных ситуаций между разными органами и членами.

В качестве основных принципов осуществления международной правовой помощи по гражданским делам выступает уважение прав и свобод человека, добросовестность в исполнении обязательств, суверенное равенство стран и невмешательство во внутренние дела государства.

Правоотношения формирующиеся в области оказания международной правовой помощи по гражданским делам относятся к процессуальным, публично-правовым, административным. Субъектами оказания данной помощи выступают государства, это объясняется тем, что данные отношения носят международный характер и для их реализации требуется сотрудничество с другим государством.

В.В. Семенов выделяет основные группы объектов международных отношений:

  • блага народов (социум, наука, культура);
  • сотрудничество в целях установления мира;
  • финансовые и экономические блага.

К институтам международной правовой помощи в отношении семейных и гражданских дел относятся:

  • предоставление информации о праве (адреса и другие данные);
  • вызов участников в иностранное государство (ответчик, истец, эксперт, свидетель);
  • выполнение отдельных процессуальных действий (опрос свидетелей, сторон, вручение документов, передача документов и др.);
  • исполнение решений судебных органов по семейным и гражданским делам.

Институты международной правовой помощи являются сложными и комплексными по своей структуре.

Активное развитие в обществе объединений привело развитие международного права к увеличению численности соглашений между разными группами государств.

Европейский Союз (далее – ЕС) представляет собой политическое объединение европейских государств. ЕС был создан в 1992 году в целях осуществления региональной интеграции.

Все страны входящие в состав ЕС на основе общей системы законов являются участниками общего рынка, которое обеспечивает свободное движение граждан, услуг, товаров и других благ. ЕС является полноправным учредителем современных международных отношений, что выражается в полномочии заключения им международных договоров. Отдельные институты ЕС участвуют в разработке законодательных актов в области развития регионов, торговли, рыболовства, сельского хозяйства и правосудия. Союзу в 2012 году была присуждена Нобелевская премия.

Граждане ЕС каждые пять лет избирают Европейский парламент. Также институты ЕС представлены сегодня отдельными комитетами, банком, парламентом, советом, комиссией и судом, а также счетной палатой.

В состав ЕС входит более 450 миллионов жителей. Критерии вступления стран в состав ЕС требуют соблюдения принципов демократии в стране, принципов свободы, уважения прав личности и основных требований правового государства.

На сегодняшний день в компетенции ЕС входит урегулирование отношений в области таможенной политики, конкуренции на рынке, денежной политики стран еврозоны, торговли и сохранения определенных видов ресурсов.

Также ЕС оказывает поддержку в области культуры, образования, спорта, туризма, охраны здоровья через национальные правительства.

Расходование бюджета ЕС направлены на поддержку транспортной, культурной, экономической, энергетический сферы. В области сельского хозяйства ЕС стремится:

  • обеспечить достойный уровень жизни граждан, проживающих в селах;
  • добиться увеличения производства данной отрасли;
  • настроить стабильность в вопросах снабжения;
  • установить разумную ценовую политику на продукцию первой необходимости.

В области энергетической политики ЕС стремится обеспечить снижение парниковых газов, развитие конкуренции на энергетическом рынке, потребление энергии возобновляемых источников и др.

Европейское право, которое представлено правом ЕС включает в себя наличие собственного права. Оно направлено на урегулирование отношений не только между странами, но и между гражданами. К первичному праву ЕС принято относить договора, ко вторичному праву относятся нормативные акты, рекомендации, директивы, регламенты, решения, заключения.

Также право ЕС принято подразделять на материальное и институционное право.

Главным достижением ЕС является инструмент четырех свобод: свобода предоставления услуг и перемещения товаров в странах, свобода движения капитала и передвижения граждан.

Все акты рассмотренных выше международных организаций, а также договоры между государствами и правительствами разных стран, включая законодательную базу Российской Федерации направлены на оказание правовой помощи международного значения гражданам (семейные, уголовные дела и др.).

В Российской Федерации функционируют договора двустороннего содержания более чем с тридцатью странами, направленные на оказание помощи по семейным, уголовным и гражданским делам. Среди них Кипр, Индия, Испания, Эстония, США, Финляндия, Тунис, Югославия и др.

На практике реализуются также многосторонние договора, которые предусматривают оказание и предоставление правовой помощи. Их содержание регулируется на основании следующих Конвенций.

1. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (апрель, 1959 г.), направлена на обеспечение единства между государствами участниками. Конвенция состоит из 8 глав, включающих 30 статей.

2. Конвенция по вопросам гражданского процесса (март, 1954 г.). В Конвенции изложены особенности судебных поручений, порядок вручения судебных и внесудебных документов, вопросы залога, оказания правовой помощи на бесплатной основе, а также выписок из актов и др.

3. Дополнительный Протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам (март, 1978 г.). Конвенция распространяется на процесс взимания штрафов с граждан, оплаты ими судебных затрат, вручение документов, исполнение приговоров и др.

4. Конвенция о получении заграницей доказательств по гражданским и торговым делам (ноябрь, 1965 г.). Цель данной Конвенции заключается в принятии мер по обеспечению доведения до адресата документов подлежащих вручению за границей.

5. Протокол конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по семейным, уголовным и гражданским делам (март, 1997 г.). Здесь предусматривается пересылка документов о гражданском состоянии и другой документации (личные права, трудовой стаж, документы об образовании, имущественные права) между странами на бесплатной основе. Отказ в оказании правовой помощи допустим в случаях если имеется угроза суверенитету государства или его законодательству, безопасности. Также в протоколе прописаны правоотношения детей и родителей.

6. Конвенция о правовой помощи по семейным, гражданским и уголовным делам (январь, 1993 г.). Данная Конвенция включает в себя пять разделов и 87 статей, детально раскрывающих вопросы предоставления и оказания правовой помощи гражданам (объем, содержание, порядок реализация). Правовые отношения граждан по семейным делам включают вопросы опеки, заключения и расторжения брака, усыновления и др. Имущественные отношения в Конвенции направлены на регулирование отношений граждан в области решения вопросов, касающихся права собственности, заключения сделки, наследования, завещания, возмещения вреда и др. Отдельный раздел Конвенции посвящен вопросам оказания помощи гражданам по уголовным делам.

7. Конвенция о получении заграницей документов по гражданским делам (март, 1970 г.). Конвенция была подписана в Гааге. Государства подписали Конвенцию в целях обеспечения передачи судебных поручений (судебное сотрудничество по гражданским делам).

Полный перечень документации направленной на оказании международной правовой помощи гражданам находится на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации.

Отсутствие международного договора на оказание правовой помощи не исключает возможности направления запроса, только в данном случае помощь будет оказана на условиях вежливости, носящей в свою очередь международный характер.

Подсудность и правила подведомственности определяют договора о правовой помощи. Иски о правах на имущество граждан должны быть предоставлены в органы суда по месту расположения данного вида недвижимости. Иски к гражданам, которые проживают в одном из государств, договорившихся между собой, должны быть предоставлены в судебный орган этого государства. Если же иск направлен в адрес юридического лица, то документ принимает суд государства, где размещается представительство, филиал, орган управления данной организацией.

При этом содержание данных сделок и договоров должны регулироваться законодательством того государства, где они заключаются. Исключением здесь являются договора, касающиеся недвижимости. Они регулируются законами, действующими на территории размещения данного имущества. Если имеет место быть исковая давность, вопросы решаются по законам, применяемым для данных видов правовых отношений.

Обязанности сторон, заключающих договор, регулируются по законодательству места их совершения. Также законодательством территории выдачи определяются правила и период действия доверенностей. За исключением оказания правовой помощи в отношении гражданских дел, договора определяют и порядок предоставления правовой помощи в отношении наследования имущества и семейных дел.

Расторжение брачного союза зависит от законодательства того государства, гражданами которого выступают бывшие супруги. Если мужчина и женщина имеют разное гражданство, правовые отношения регулируются законами той страны, которая будет заключать договор о расторжении брака. Правовая основа заключения брачного союза зависит от законов государства, гражданами которой являются будущие супруги. При этом отношения личного и имущественного характера будут рассматриваться согласно законодательству того государства, где супруги будут проживать совместно.

Усыновление и отмена данного действия, регулируется законодательством страны, гражданином которого выступает усыновитель. Если ребенок находится в другой стране, требуется его согласие либо согласие его законного представителя (государственный орган, учреждение).

Отношения правового характера между детьми и родителями будут регулироваться по законодательству того государства, где осуществляется проживание детей. Отмена процесса опеки или его установление регулируется законами той страны, где проживает ребенок. Также законы страны гражданства ребенка регулируют вопросы, касающиеся оспаривания и установления материнства (отцовства).

Следует отметить, что правовая помощь по сделкам и договорам международного характера предполагает:

  • выдачу сведений о законодательстве отдельной страны, информацию о применении на практике данных законов судебными органами и организациями;
  • пересылку документов в области актов гражданского состояния при запросах соответствующего органа (нотариус);
  • исполнение судебных решений, их признание;
  • вручение документации, исполнение судебных поручений;
  • требование копий дел о наследуемом имуществе, вкладах денежных средств по запросам нотариальных органов и организаций;
  • передачу вещественных доказательств.

В качестве правовой помощи признается также легализация иностранных документов. Данный процесс осуществляется консулами и представителями государства на той территории, где требуется документ. Востребованность документа при этом, может быть объяснена необходимостью удостоверения подлинности печати и подписи документа.

Гаагская конвенция 1961 года отменяет легализацию только тех иностранных документов официального статуса, которые были заключены в одной из договорившихся стран и требуют предоставления в другой стране, которая также является участником данной Конвенции. Формальностью служит предоставление апостиля в целях получения удостоверения.

Международные договора Российской Федерации устанавливают обязательность на территории страны постановлений органов суда иностранных государств (статья 6 Федерального конституционного закона, 1996 г.).

Решение судебного органа на территории России действует в течении трех лет с момента вступления в силу на основании закона. Помощь в отношении исполнения оказывается органами, которые специализируются на рассмотрении указанных дел (суд, нотариус, учреждения юстиции и др.). Поручения на оказание правовой помощи производятся в соответствии с требованиями международных договоров.

Судебные органы Российской Федерации приводят в исполнение поручения иностранных судов, исключение составляют те обстоятельства, которые противоречат суверенитету и безопасности страны, либо поручения не относятся к компетентным возможностям суда. Ходатайство об исполнении судебного поручения передается в судебные органы, где данное решение подлежит исполнению.

В ряде случаев ходатайство подается в суд, который выносит решение по делу. Данный суд переводит ходатайство в иные судебные органы, уполномоченные выносить решение по данному делу. При этом в обязательном порядке прилагаются переводы (заверенные) на требуемом языке, а также заверенные копии судебного решения, документы о вступлении принятого решения в силу. Ко всем перечисленным выше прилагается дополнительный документ, который свидетельствует о том, что лицо, в отношении которого вынесено решение, было вызвано в суд в установленные сроки.

Процесс принудительного исполнения судебного решения осуществляется в соответствии с решением законодательства того государства, где должно быть осуществлено данное исполнение принудительного характера.

Судебные органы той страны, где реализуется принудительное исполнение (рассмотрение ходатайства), должны установить соблюдение условий Конвенции. Соблюдение условий позволяет вынести решение о принудительном исполнении.

Суд может отказать в принудительном исполнении принятого решения в следующих случаях:

  • истек срок давности исполнения судебного решения по законам той страны, которая должна исполнить поручение;
  • ответчик не получил вызова в суд, в следствии чего не принял участия в процессе и др.

Решения иностранных судебных органов в России регулируются соглашениями о защите торговых сделок, договорами о правовой помощи по гражданским делам, Конвенцией принятой в 1958 году в Нью-Йорке, а также Европейской конвенцией, принятой в Женеве в 1961 году и другими нормативно-правовыми актами.

Международная помощь по гражданским делам занимает ведущую позицию во внешней политике Советского Союза в послевоенные годы. Причиной тому стал процесс невозвращения большого количества пленных солдат и граждан Советского Союза, вывезенных на работу в Германию.

Вопросы касающиеся защиты экономических, политических, социальных и других прав человека в Советском Союзе являлись предметом исследования многих общественных деятелей и ученых в области политики.

Советский Союз в разное время заключал Конвенции с разными государствами. Это договоры с Венгрией, Болгарией, Монголией, Кубой и другими странами. Многие из них применяются в Российской Федерации на основе правопреемства. К сожалению, сформировавшийся банк вопросов правовой помощи по гражданским делам пока не выступает предметом специальных договоров с рядом развитых стран.

Заключенные акты регулируют лишь отдельные аспекты правовых отношений. Существенное значение в данном случае имеют договора, касающиеся статуса граждан отдельных государств, их дееспособности и правоспособности.

Само по себе международное сотрудничество государств в области оказания помощи гражданам всегда являлось неотъемлемой частью внешней политики каждой страны. На разных этапах развития истории его содержание систематически менялось под влиянием целого ряда определенных факторов.

Можно утверждать, что международная правовая помощь как отдельное явление начинает формироваться в период зарождения самого государства. При этом на данную область систематически оказывает влияние группа предпосылок в виде уровня развития законодательства страны, состояние обстановки между странами, уровень развития государства, наличие дипломатических отношений с определенными странами и другие факторы.

В древности договора между странами носили универсальный характер. Они одновременно регулировали не только вопросы мира и войны, но торговые, семейные, наследственные, а также имущественные отношения.

В настоящее время все государства обязаны бороться с дискриминацией религии, пола, расы и языка граждан, уважать права лиц, находящихся на территории страны.

К принципам международной правовой помощи по гражданским делам относятся:

  • принцип динамизма (эволюция международных норм, развитие правовых отношений на международном уровне);
  • принцип обязательности оказания международной правовой помощи по гражданским, семейным делам;
  • принцип гарантированности обращения граждан за оказанием правовой помощи международного характера.

Указанные принципы, лежат в основе развития современного института международной правовой помощи гражданам. В свою очередь они способствуют реализации норм, достижению целей и задач международной отрасли права в отношении регулирования гражданских отношений. Развитие перечисленных принципов создает благоприятные возможности для совершенствования законодательного урегулирования международной правовой помощи по семейным и гражданским делам.

Оценка результативности осуществления международной правовой помощи по делам граждан принимает во внимание период осуществления правовых норм судебным органом. Скорость защиты прав граждан показывает действенность нормы права и механизма его регулирования. Оптимальный для принимающих участие в деле лиц период оказания международной правовой помощи выступает показателем работы судебного органа, в том числе и самого государства.

Делая итог, можно сделать вывод о том, что международная помощь по гражданским делам выступает как совокупность действий определенных органов и лиц одной страны по оказанию содействия правосудия в указанных направлениях деятельности в другой стране, урегулированных рядом норм и требований внутригосударственного и международного характера.

Международная форма договоров становится все более распространенной, что в свою очередь приводит к развитию международного права и увеличению количества заключаемых между разными странами соглашений и договоров. Указанная тенденция отражается как в сфере науки, экономики, так и в других областях гражданского права.

Текст статьи
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49. - ст. 4552.
  2. Ермолаева В.А. Основы международного права. – М.: Владом, 2019. – 138 с.
  3. Жирнова С. В. Гражданские правоотношения в современном мире. -М.: Просвещение, 2018. – 191 с.
  4. Зотиков А.М. Регулирование правовых отношений в области предоставления международной помощи // Юрист. – 2020. - №3. – С. 18-20.
  5. Кропоткина И.А. Проблемные вопросы прекращения гражданской правоспособности // Вестник Международного юридического института. – 2018. - №10. – С. 21-27.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа