Деятельность педагогов в конце 19 века и в начале 20 века заключалась не только в обучении школьников прикладным наукам, но и во взаимодействии с родителями и законными представителями младшеклассников.
В процессе реформации образовательной системы к учителям существенно ужесточились требования. Для того, что бы выполнять обязанности учителя, теперь было не достаточно обладать знаниями начальной грамоты, необходимо было заканчивать курсы и периодически проходить аттестацию.
Конец 19 века характерен тем, что массово открывались частные гимназии и приходские школы. На основе разноплановых историко-педагогических источников аргументированно устанавливаются исторические линии преемственности отечественных культурно-образовательных традиций.
Основным фактором развития системы образования заключалась и в организации деятельности педагога с родителями воспитанников. Деятельность осуществлялась в форме сотрудничества и создания первых родительских комитетов, создание родительских групп и собраний официально разрешено в Российской Империи начиная с 1905 года.
Таким образом, взаимодействие педагогов с родителями стало важной составляющей образовательного процесса. Учителя не только передавали знания, но и выступали в роли посредников между школой и домом, способствуя формированию единого образовательного пространства. С появлением родительских комитетов возникла возможность для родителей непосредственно участвовать в жизни школы, что способствовало улучшению качества образования и развитию социальной ответственности [1, с. 22].
К тому же введение курсов для учителей и система аттестации повысили профессиональные стандарты в педагогической деятельности. Педагоги стали осознанно подходить к своей работе, обогащая методику преподавания и развивая новые подходы к обучению, что отражало требования времени. Образовательные реформы той эпохи закладывали основы для более целостного восприятия роли учителя как наставника и руководителя.
Кроме того, нарастающее внимание к вопросам совместного воспитания детей стало поднимать вопросы психологии и педагогики, что способствовало развитию новых направлений в изучении образования. Идея о гармоничном воспитании, вовлекающем семью и сообщество, формировалась в сознании общества, предвосхищая современные концепции интеграции различных форм обучения и воспитания.
Организация совместной деятельности педагога с родителями осуществлялась в классном кабинете в процессе импровизированных родительских собраниях, на которых решались образовательные проблемы и нужды, а так же отбирались кандидаты на выполнение обязанностей:
- Родительская коллегия
- Культмассовый сектор
- Казначей (ответственные лица, ведущие бюджет классного коллектива на нужды учеников)
Мы перечислили основные должности, предоставленные в обязанности родительского сообщества. Однако взаимодействие педагога и родителей заключается так же в воспитательной и образовательной деятельности [2, с. 210].
В рамках организации совместной деятельности педагога с родителями, важную роль играют не только выборы представителей в родительскую коллегию, но и активное участие всех родителей в воспитательном процессе. Совместные мероприятия, такие как дни открытых дверей, праздники и творческие встречи, способствуют созданию прочной связи между семьей и учебным заведением. Эти события позволяют родителям лучше узнать образовательные цели и задачи, а педагогам – понять потребности и ожидания семей.
Кроме того, взаимодействие педагога и родителей направлено на формирование единого подхода к воспитанию и обучению. Важно, чтобы все участники процесса учли индивидуальные особенности каждого ребенка, а также поддерживали друг друга в решении возникающих трудностей. Регулярные обсуждения актуальных вопросов помогают выстраивать доверительные отношения и создавать благоприятную атмосферу для обучения.
Таким образом, совместные усилия родителей и педагогов в классе не ограничиваются лишь административными обязанностями. Это обширный и многогранный процесс, в который вовлечены все участники образовательного процесса. Совместная работа, основанная на партнерстве и взаимопонимании, становится основой для успешного развития учащихся и повышения качества образования [3, с. 23].
В развитии родительской общественности в системе образования имело существенное влияние на организацию учебного процесса, создание в гимназиях и приходских школах, городских и поселковых комфортного образовательного пространства.
Обозначим приоритетные направления работы с родителями в средних и начальных учебных заведениях. Многие факты впервые вводятся в научный оборот.
Родители во все времена являются законными представителями несовершеннолетних – полноправных участников образовательных отношений. Эта формула не только продекларирована в образовательной политике образования, но и официально закреплена Федеральным Законом об образовании.
Родительские комитеты могли ходатайствовать перед администрацией учебного округа и выходить с коллективными (от нескольких учебных заведений) ходатайствами на Министерство народного просвещения. Среди таких ходатайств были:
- Регламентировавшие деятельность самих родительских комитетов (право посещения уроков любым членом родительского комитета, расширение числа членов комитета, имевших право участвовать в работе педагогического совета);
- Ходатайства об отмене переводных экзаменов;
- О недопущении повышения платы за обучение;
- О повышении зарплаты педагогам (родительский комитет признавал, что обеспечение педагогов средней школы является скудным);
- О снижении нормы численности учащихся в классах – менее 40 человек;
- Родительские комитеты Петербурга поднимали и более конкретные вопросы, например, о допуске к экзаменам учащихся, получивших в течение года неудовлетворительные оценки по предметам.
Каждый отчет о деятельности родительского комитета, как правило, оканчивался словами благодарности директору учебного заведения, который способствовал совместной работе. Эти дипломатичные формулировки явно показывают отсутствие правовой базы у родительского комитета, возможности директорского произвола в зависимости от настроя Министерства народного просвещения на образовательные реформы или контрреформы. Комитетам все время приходилось доказывать, что они живут с директором и педагогическим советом «душа в душу» и пределов своей компетенции не нарушают [4, с. 288].
Пожелания родителей, выражаемые через родительские комитеты педагогическому совету и администрации школ, были многообразны. Родители настаивали на организации досуговых мероприятий (танцевальных вечеров, концертов, лекций, кинопросмотров), введении платного преподавания танцев, английского языка, отмене переводных экзаменов из приготовительного класса в первый, что фактически являлось конкурсом для поступления в школу.