Введение. Сегодня банковские структуры всего мира сконцентрировали усилия на внедрении и развитии инновационных проектов. Это обусловлено эффективностью данного метода неценовой конкуренции, что особенно актуально для рынков со сниженными процентными ставками как на рынке банковских услуг стран Западной Европы. Научно-технический прогресс открыл возможности для сокращения стоимости применения цифровых технологий, что способствовало развитию цифровой экономики. Банки широко используют цифровые технологии в процессе обслуживания клиентов, что позволяет быстро и точно идентифицировать клиентов, сократить время открытия банковского счета, улучшить качество электронного документооборота, оптимизировать внутренние процессы. Таким образом, цифровые технологии позволили перейти от продуктового к клиентоориентированному подходу. Лидерами в плане банковских инноваций в цифровой экономике являются Германия, Япония, США, Южная Корея и Великобритания. Обратной стороной данного процесса является рост интернет-мошенничества, что является одним из основных современных банковских рисков.
База теории инноваций была сформирована Й.А. Шумпетером, который в своем труде «Теория экономического развития» определил главные вектора инновационного развития [1]. Л.Р. Курманова определила финансовые инновации как методы, использующиеся организациями для осуществления сделок с новыми видами активов или для выполнения новых операций с имеющимися активами, позволяющими применять ресурсы кредитных организаций более эффективно. Банковская инновация Л.Р. Курмановой определена как конечный продукт инновационной деятельности банка, реализованный в виде нового банковского продукта или операции.
Объекты и методы исследования. Объектом исследования стали банковские инновации в цифровой экономике банков-лидеров данного направления, а также инновационная деятельность и инновационный потенциал российских банков. Применялись такие методы как синтез, системный анализ, сравнение, описание, обобщение, монографический метод, метод экспертных оценок.
Цель и задачи. Целью данного исследования является оценка, анализ и систематизация инновационной составляющей деятельности банковских структур. Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:
- Актуализация классификации банковских инноваций в цифровой экономике.
- Оценка и анализ международного опыта.
- Оценка и анализ инновационной деятельности российских банков.
- Оценка и анализ инновационного потенциала российских банков.
Основная часть. Банковские инновации в цифровой экономике можно классифицировать на основании различных факторов.
По причинам зарождения. Реактивные инновации являются оборонительной реакцией на нововведения конкурентов и прочие изменения извне. Стратегические ориентированы на обретение конкурентных преимуществ в перспективе.
По месту в деятельности банковской структуры. Продуктовые заключаются в предложении новых продуктов и их продвижении. Организационные направлены на модернизацию структуры управления и всего процесса предоставления услуг.
По инновационному потенциалу. Базовые заключаются во внедрении новых видов услуг и продуктов. Комбинаторные используются для сочетания различных элементов. Модифицирующие вносят корректировки в уже отлаженные продукты и услуги для увеличения их жизненного цикла.
По объему воздействия. Точечные заключаются в совершенствовании технологий на конкретных участках. Системные включают в себя изменения большей части процессов.
По степени новизны. Выделяют новосозданные и инновации на базе созданных ранее продуктов и услуг.
По характеру удовлетворения потребителей. Удовлетворяющие новые потребности и уже имеющиеся потребности.
Наиболее распространённой банковской инновацией в цифровой экономике сегодня является внедрение дистанционного обслуживания посредством применения интернет-технологий. Это позволяет выполнять онлайновое информационное консультирование, выполнять инвестиционные и валютные операции, электронные расчеты и платежи, операции с инвестициями/депозитами/валютой. В результате сокращаются накладные расходы банка и себестоимость услуг. На глобальном уровне число клиентов, обсуживающихся онлайн, по состоянию на 2019 год составило 28% от общей клиентской базы. Ожидается, что к 2021 году объем безналичных платежей увеличится вдвое и составит 420 млрд. транзакций [3].
Развитие банковских инноваций и цифровой экономики в целом способствовало появлению виртуальных банков, которые не имеют филиалов и физических офисов. Активное применение цифровых технологий способствовало раскладыванию классических продуктов на отдельные операции с последующим воссоединением в виде новых структур и форм. Современный банк нельзя назвать конкурентоспособным, если он не внедряет цифровые каналы продаж в стратегию ведения бизнеса, не внедряет новые технологии, не повышает качество обслуживания посредством инноваций. Разберем наиболее успешные примеры внедрения банковских инноваций в цифровой экономике.
Hypo Vereins bank (Германия) успешно реализовал программу трансформации до 2019 года, позволившую сократить затраты, увеличить время обслуживания клиентов и повысить качество услуг. В результате число просроченных кредитов сократился с 4,08% в 2018 г. до 3,26% в 2019 г. Прибыль в первый год внедрения (2018 г.) выросла на 365 млн. евро. Было внедрено приложение UC eBanking для обслуживания предпринимателей, позволяющее управлять платежами и наличностью, получать консультации с помощью смартфона.
ING Bank (Нидерланды) ускоренно реализовал стратегию Think Forward, ориентированную на удовлетворение современных клиентских потребностей. В 2016 г. 800 млн. евро было вложено в цифровую трансформацию. В 2017 г. было инвестировано еще 300 млн. евро. Банк стал партнером 90 финансово-технических компаний, занимающихся созданием и внедрением банковских инновационных решений. Результатом стало сокращение издержек и повышение эффективности деятельности. Также была создана единая комбинированная платформа для выполнения операций на территории Бельгии и Нидерландов.
Банк Santander (Испания) в качестве банковской инновации в 2016 г. внедрил стратегию «1-2-3 loyalty strategy». Также банк расширил банкоматы бесконтактными опциями (к примеру, снятие денег с помощью смартфона) и предложил клиентам специализированные мобильные приложения (это первый банк в Испании, который в 2016 г. презентовал приложение Apple Pay). Это способствовало увеличению чистой прибыли на 4.7% и повышению рентабельности собственного капитала на 7.8%. Стратегия привлекла свыше 50% всех новых клиентов и улучшила индикаторы лояльности прежних клиентов.
Банк SEB (Швеция) стал более доступным для клиентов посредством внедрения цифровых технологий. Особого внимания заслуживает технология Aida – это виртуальный сервис для обслуживания пользователей, которое ведет диалоги через Tink, помогает просматривать доходы и расходы, решать другие вопросы. Также были внедрены дистанционные видеоконференции, цифровая ипотечная платформа, электронные подписи для клиентов, цифровые инструменты бизнес планирования для малого и среднего бизнеса на базе blockchain.
Если говорить о банковских инновациях в цифровой экономике России, сегодня сектор активно наращивает темпы их внедрения, но пока отстает от развитых стран мира. Ниже представлен обзор инноваций, внедренных на данный момент российскими банками.
Группа ВТБ в 2017 г. внедрила единую систему учета кадров и расчета заработной платы, планирования сметы и закупок, внедрила электронный документооборот, создала структуры IT-поддержки пользователей. Внедрены единая розничная продуктовая линейка, функция перекрестного погашения кредитов, кроссоперации. Были усовершенствованы дистанционные каналы обслуживания. Банк внедряет интернет-технологии с учетом пользовательских запросов. Была разработана цифровая стратегия и кросс-структурная digital-команда, что обеспечило комплексный подход к решению задач. Существенно были улучшены дистанционные сервисы для малого бизнеса. Реализован проект по открытию расчетных счетов для юр. лиц и ИП без необходимости посещения банковского отделения. Внедрен Информационный расчетный центр клиента [4].
Тинькофф Банк – первый в РФ онлайн-банк, который всю свою деятельность построил на банковских инновациях. Модель банка получила высокое признание на международной арене (призер премии «Best Digital Bank Award» и ряда номинаций журнала Global Finance). В 2016 г. стал лучшим цифровым банков в Восточной и Центральной Европе по версии Euromoney. В 2018 г. стал лучшим в рейтинге Markswebb [5].
Банк Санкт-Петербурга реализовал следующие решения: «кредиты в один клик», «депозиты в один клик», «карты в один клик». Также реализованы проекты «Гуманизация роботов», «Безбумажное кредитование». Внедрена самообучающаяся система WikiPay для выполнения переводов без ручного заполнения реквизитов. Структура подключена к платформам Windows, AppStore, GooglePay. При выполнении операций между юр. лицами платформа банка информирует клиентов о выявлении отрицательных фактов в деятельности контрагентов. Банк можно назвать инновационным, что подтверждено многочисленными наградами [6].
Россельхозбанк внедрил систему, работающую полностью в автоматическом режиме. Это позволило сократить внутренние расходы на предоставление услуг и выполнение операций, а также открыло возможности для сквозного клиентского обслуживания без привязки к региону [7].
Сбербанк внедрил в свою работу и обслуживание клиентов робототехнику, искусственный интеллект и блокчейн-технологии. «Массовая персонализация» позволяет пользователям получить индивидуальное предложение. Также банк предлагает онлайн переводы с карты на карту, автопереводы и автоплатежи, QR-оплату, оплату через мобильные приложения. Была расширена линейка кредитных продуктов появилась возможность оформления потребительских кредитов без посещений отделений и филиалов. Были трансформированы внутренние организационные процессы с применением облачных технологий. Были созданы Академия технологий и данных, внутренние лаборатории и Data-Science сообщество, деятельность которых направлена на разработку и внедрение инноваций и новых решений для повышения качества оказываемых услуг. Внедрена система защиты от кибермошенничества, которая с 2015 года успешно противодействует 100% Ddos-атак. В результате сократилась численность сотрудников службы клиентской поддержки (на 66%), в 1.5 раз снижены остатки денежной наличности, на 43% сократились расходы на 1000 рублей оборотного капитала, достигнут экономический эффект в размере 69 млрд. рублей [8].
Результаты. Систематизированы банковские инновации в цифровой экономике. Проанализированы и описаны инновационные решения банков-мировых лидеров. Выполнен анализ инновационного потенциала российский банков на основе анализа их текущей инновационной деятельности.
Выводы. Российские банки обладают высоким инновационным потенциалом. Для его успешной реализации с учетом текущих реалий необходимо перенимать и внедрять международный опыт банков-лидеров, рассмотренных в работе. В отчетах Банка России указывается, что отечественные банки, которые не готовы лидировать в сфере финтеха и полностью обеспечивать надежную защиту от рисков, связанных с внедрением информационных и финансовых технологий, в будущем будут вытеснены более эффективными игроками рынка [9].
Важной проблемой банковского сектора сегодня является необходимость разработки регуляторных механизмов в сфере цифровой экономики, а также создание механизмов предупреждения и противодействия кибермошенничеству. От конкурентоспособности банковских структур напрямую зависит эффективность и развитие финансово-кредитной системы, финансовых рынков и развитие государственной экономики в целом.