Банковские инновации в цифровой экономике и оценка инновационного потенциала российских банков

Банковские инновации в цифровой экономике и оценка инновационного потенциала российских банков

В статье рассмотрены инновационные решения банков-мировых лидеров. Выполнен анализ инновационного потенциала российский банков на основе анализа их текущей инновационной деятельности.

Аннотация статьи
цифровая экономика
банковский сектор
инновации
Ключевые слова

Введение. Сегодня банковские структуры всего мира сконцентрировали усилия на внедрении и развитии инновационных проектов. Это обусловлено эффективностью данного метода неценовой конкуренции, что особенно актуально для рынков со сниженными процентными ставками как на рынке банковских услуг стран Западной Европы. Научно-технический прогресс открыл возможности для сокращения стоимости применения цифровых технологий, что способствовало развитию цифровой экономики. Банки широко используют цифровые технологии в процессе обслуживания клиентов, что позволяет быстро и точно идентифицировать клиентов, сократить время открытия банковского счета, улучшить качество электронного документооборота, оптимизировать внутренние процессы. Таким образом, цифровые технологии позволили перейти от продуктового к клиентоориентированному подходу. Лидерами в плане банковских инноваций в цифровой экономике являются Германия, Япония, США, Южная Корея и Великобритания. Обратной стороной данного процесса является рост интернет-мошенничества, что является одним из основных современных банковских рисков.

База теории инноваций была сформирована Й.А. Шумпетером, который в своем труде «Теория экономического развития» определил главные вектора инновационного развития [1]. Л.Р. Курманова определила финансовые инновации как методы, использующиеся организациями для осуществления сделок с новыми видами активов или для выполнения новых операций с имеющимися активами, позволяющими применять ресурсы кредитных организаций более эффективно. Банковская инновация Л.Р. Курмановой определена как конечный продукт инновационной деятельности банка, реализованный в виде нового банковского продукта или операции.

Объекты и методы исследования. Объектом исследования стали банковские инновации в цифровой экономике банков-лидеров данного направления, а также инновационная деятельность и инновационный потенциал российских банков. Применялись такие методы как синтез, системный анализ, сравнение, описание, обобщение, монографический метод, метод экспертных оценок.

Цель и задачи. Целью данного исследования является оценка, анализ и систематизация инновационной составляющей деятельности банковских структур. Для реализации цели были сформулированы следующие задачи:

  1. Актуализация классификации банковских инноваций в цифровой экономике.
  2. Оценка и анализ международного опыта.
  3. Оценка и анализ инновационной деятельности российских банков.
  4. Оценка и анализ инновационного потенциала российских банков.

Основная часть. Банковские инновации в цифровой экономике можно классифицировать на основании различных факторов.

По причинам зарождения. Реактивные инновации являются оборонительной реакцией на нововведения конкурентов и прочие изменения извне. Стратегические ориентированы на обретение конкурентных преимуществ в перспективе.

По месту в деятельности банковской структуры. Продуктовые заключаются в предложении новых продуктов и их продвижении. Организационные направлены на модернизацию структуры управления и всего процесса предоставления услуг.

По инновационному потенциалу. Базовые заключаются во внедрении новых видов услуг и продуктов. Комбинаторные используются для сочетания различных элементов. Модифицирующие вносят корректировки в уже отлаженные продукты и услуги для увеличения их жизненного цикла.

По объему воздействия. Точечные заключаются в совершенствовании технологий на конкретных участках. Системные включают в себя изменения большей части процессов.

По степени новизны. Выделяют новосозданные и инновации на базе созданных ранее продуктов и услуг.

По характеру удовлетворения потребителей. Удовлетворяющие новые потребности и уже имеющиеся потребности.

Наиболее распространённой банковской инновацией в цифровой экономике сегодня является внедрение дистанционного обслуживания посредством применения интернет-технологий. Это позволяет выполнять онлайновое информационное консультирование, выполнять инвестиционные и валютные операции, электронные расчеты и платежи, операции с инвестициями/депозитами/валютой. В результате сокращаются накладные расходы банка и себестоимость услуг. На глобальном уровне число клиентов, обсуживающихся онлайн, по состоянию на 2019 год составило 28% от общей клиентской базы. Ожидается, что к 2021 году объем безналичных платежей увеличится вдвое и составит 420 млрд. транзакций [3].

Развитие банковских инноваций и цифровой экономики в целом способствовало появлению виртуальных банков, которые не имеют филиалов и физических офисов. Активное применение цифровых технологий способствовало раскладыванию классических продуктов на отдельные операции с последующим воссоединением в виде новых структур и форм. Современный банк нельзя назвать конкурентоспособным, если он не внедряет цифровые каналы продаж в стратегию ведения бизнеса, не внедряет новые технологии, не повышает качество обслуживания посредством инноваций.  Разберем наиболее успешные примеры внедрения банковских инноваций в цифровой экономике.

Hypo Vereins bank (Германия) успешно реализовал программу трансформации до 2019 года, позволившую сократить затраты, увеличить время обслуживания клиентов и повысить качество услуг. В результате число просроченных кредитов сократился с 4,08% в 2018 г. до 3,26% в 2019 г. Прибыль в первый год внедрения (2018 г.) выросла на 365 млн. евро. Было внедрено приложение UC eBanking для обслуживания предпринимателей, позволяющее управлять платежами и наличностью, получать консультации с помощью смартфона.

ING Bank (Нидерланды) ускоренно реализовал стратегию Think Forward, ориентированную на удовлетворение современных клиентских потребностей. В 2016 г. 800 млн. евро было вложено в цифровую трансформацию. В 2017 г. было инвестировано еще 300 млн. евро. Банк стал партнером 90 финансово-технических компаний, занимающихся созданием и внедрением банковских инновационных решений. Результатом стало сокращение издержек и повышение эффективности деятельности. Также была создана единая комбинированная платформа для выполнения операций на территории Бельгии и Нидерландов.

Банк Santander (Испания) в качестве банковской инновации в 2016 г. внедрил стратегию «1-2-3 loyalty strategy». Также банк расширил банкоматы бесконтактными опциями (к примеру, снятие денег с помощью смартфона) и предложил клиентам специализированные мобильные приложения (это первый банк в Испании, который в 2016 г. презентовал приложение Apple Pay). Это способствовало увеличению чистой прибыли на 4.7% и повышению рентабельности собственного капитала на 7.8%. Стратегия привлекла свыше 50% всех новых клиентов и улучшила индикаторы лояльности прежних клиентов.

Банк SEB (Швеция) стал более доступным для клиентов посредством внедрения цифровых технологий. Особого внимания заслуживает технология Aida – это виртуальный сервис для обслуживания пользователей, которое ведет диалоги через Tink, помогает просматривать доходы и расходы, решать другие вопросы. Также были внедрены дистанционные видеоконференции, цифровая ипотечная платформа, электронные подписи для клиентов, цифровые инструменты бизнес планирования для малого и среднего бизнеса на базе blockchain.

Если говорить о банковских инновациях в цифровой экономике России, сегодня сектор активно наращивает темпы их внедрения, но пока отстает от развитых стран мира. Ниже представлен обзор инноваций, внедренных на данный момент российскими банками.

Группа ВТБ в 2017 г. внедрила единую систему учета кадров и расчета заработной платы, планирования сметы и закупок, внедрила электронный документооборот, создала структуры IT-поддержки пользователей. Внедрены единая розничная продуктовая линейка, функция перекрестного погашения кредитов, кроссоперации. Были усовершенствованы дистанционные каналы обслуживания. Банк внедряет интернет-технологии с учетом пользовательских запросов. Была разработана цифровая стратегия и кросс-структурная digital-команда, что обеспечило комплексный подход к решению задач. Существенно были улучшены дистанционные сервисы для малого бизнеса. Реализован проект по открытию расчетных счетов для юр. лиц и ИП без необходимости посещения банковского отделения. Внедрен Информационный расчетный центр клиента [4].

Тинькофф Банк – первый в РФ онлайн-банк, который всю свою деятельность построил на банковских инновациях. Модель банка получила высокое признание на международной арене (призер премии «Best Digital Bank Award» и ряда номинаций журнала Global Finance). В 2016 г. стал лучшим цифровым банков в Восточной и Центральной Европе по версии Euromoney. В 2018 г. стал лучшим в рейтинге Markswebb [5].

Банк Санкт-Петербурга реализовал следующие решения: «кредиты в один клик», «депозиты в один клик», «карты в один клик». Также реализованы проекты «Гуманизация роботов», «Безбумажное кредитование». Внедрена самообучающаяся система WikiPay для выполнения переводов без ручного заполнения реквизитов. Структура подключена к платформам Windows, AppStore, GooglePay. При выполнении операций между юр. лицами платформа банка информирует клиентов о выявлении отрицательных фактов в деятельности контрагентов. Банк можно назвать инновационным, что подтверждено многочисленными наградами [6].

Россельхозбанк внедрил систему, работающую полностью в автоматическом режиме. Это позволило сократить внутренние расходы на предоставление услуг и выполнение операций,  а также открыло возможности для сквозного клиентского обслуживания без привязки к региону [7].

Сбербанк внедрил в свою работу и обслуживание клиентов робототехнику, искусственный интеллект и блокчейн-технологии. «Массовая персонализация» позволяет пользователям получить индивидуальное предложение. Также банк предлагает онлайн переводы с карты на карту, автопереводы и автоплатежи, QR-оплату, оплату через мобильные приложения. Была расширена линейка кредитных продуктов появилась возможность оформления потребительских кредитов без посещений отделений и филиалов. Были трансформированы внутренние организационные процессы с применением облачных технологий. Были созданы Академия технологий и данных, внутренние лаборатории и Data-Science сообщество, деятельность которых направлена на разработку и внедрение инноваций и новых решений для повышения качества оказываемых услуг. Внедрена система защиты от кибермошенничества, которая с 2015 года успешно противодействует 100% Ddos-атак. В результате сократилась численность сотрудников службы клиентской поддержки (на 66%), в 1.5 раз снижены остатки денежной наличности, на 43% сократились расходы на 1000 рублей оборотного капитала, достигнут экономический эффект в размере 69 млрд. рублей [8].

Результаты. Систематизированы банковские инновации в цифровой экономике. Проанализированы и описаны инновационные решения банков-мировых лидеров. Выполнен анализ инновационного потенциала российский банков на основе анализа их текущей инновационной деятельности.

Выводы. Российские банки обладают высоким инновационным потенциалом. Для его успешной реализации с учетом текущих реалий необходимо перенимать и внедрять международный опыт банков-лидеров, рассмотренных в работе. В отчетах Банка России указывается, что отечественные банки, которые не готовы лидировать в сфере финтеха и полностью обеспечивать надежную защиту от рисков, связанных с внедрением информационных и финансовых технологий, в будущем будут вытеснены более эффективными игроками рынка [9].

Важной проблемой банковского сектора сегодня является необходимость разработки регуляторных механизмов в сфере цифровой экономики, а также создание механизмов предупреждения и противодействия кибермошенничеству. От конкурентоспособности банковских структур напрямую зависит эффективность и развитие финансово-кредитной системы, финансовых рынков и развитие государственной экономики в целом.

Текст статьи
  1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. URL: www.institutiones.com/download/books/713-teoriya-economicheskogo- razvitiya.html. (дата обращения на сайт 11.08.2020).
  2. Курманова Л.Р. Инновационное развитие банковских услуг. Научное издание/ Л.Р. Курманова. – М.: ИПЦ «Маска», 2009. – 184 с.
  3. Официальный сайт журнала The Banker / Skinner Chr. Banks need to take a bite out of Apple. – Mode of access'URL: http://www.thebanker.com/ Comment'Profiles/Banks-need-to-take-a-bite-out-of-Apple/(language)/eng-GB, (дата обращения: 10.08.2020).
  4. Официальный сайт Банка ВТБ URL: https://www.vtb.ru/akcioneryiinvestory/, (дата обращения: 11.08.2020).
  5. Официальный сайт банка Tinkoff URL: https://www.tinkoff.ru/about/news/, (дата обращения: 11.08.2020).
  6. Официальный сайт Банка Санкт-Петербург URL: https://www.bspb.ru/ investors/annual-reports/2020-godovoy-otchot.pdf, (дата обращения: 11.08.2020).
  7. Официальный сайт Россельхозбанка URL: https://rshb.ru/download'file/ 309028/, (дата обращения: 11.08.2020).
  8. Официальный сайт Сбербанка URL: https://www.sberbank.ru/common/img/ uploaded/files/SberbankDevelopmentStrategyFor2018-2020.pdf, (дата обращения: 11.08.2020).
  9. Официальный сайт Банка России URL: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/43933/wps31.pdf, (дата обращения: 10.08.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября