Главная
АИ #51 (233)
Статьи журнала АИ #51 (233)
Взаимодействие государственных и общественных институтов в реализации антикорруп...

Взаимодействие государственных и общественных институтов в реализации антикоррупционной политики

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

коррупция
общественные институты
общественные организации
антикоррупционная политика

Аннотация статьи

В статье автором анализируются общие векторы реализации антикоррупционной политики России, где обращается внимание на то, что только силами правоохранительных ведомств невозможно предупредить совершение столь опасных для общества противоправных деяний вследствие чего автор обращает внимание на необходимости развития взаимодействия государственных и общественных институтов в части осуществления контроля за коррупционным поведением должностных лиц, а также возникновении предпосылок для совершения коррупционных преступлений.

Текст статьи

Актуальность темы исследования

В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] Россия позиционирует себя как правовое, демократическое государство, где соблюдение прав и свобод человека определяется как приоритетная задача. Для реализации взятых на себя обязательств в Российской Федерации существует достаточно большое государственных учреждений, в каждом из которых государственными должностными лицами обеспечивается реализация государственной политики. Стоит отметить, что в реалиях развития современного общества, в деятельности государственных учреждений существует достаточно много и правовых и организационно-практических проблем, которые действительно препятствуют их нормальному функционированию и снижают эффективность их работы, однако все они меркнут перед потенциальной опасностью и последствиями коррупционных преступлений. Указанные противоправные деяния совершаются государственными должностными лицами, которые, используя свое служебное положение, могут принимать решения, ведущие к непоправимому вреду для общества ‒ указанное и обуславливает опасность коррупционных преступлений.

Понятие «коррупционное преступление» не однозначно, так как отдельные виды противоправной деятельности должностных лиц могут иметь в своем составе действия, связанные с коррупцией. Наиболее очевидным преступлением коррупционной направленности является деяние, предусмотренное статьей  290 Уголовного кодекса Российской Федерации[2] «Получение взятки».

Обратившись к данным статистики за 2021-2023 год, можно увидеть следующие показатели в части привлечения к уголовной ответственности за преступления по частям 1-6 статьи 290 УК РФ:

  • в 2023 году было за преступления предусмотренное статьей 290 УК РФ было осуждено 1623 человека;
  • в 2022 году осуждено ‒ 1367 человек;
  • в 2021 году осуждено ‒ 1118 человек [3].

Как видно из представленных статистических данных, в России наблюдается устойчивое количество лиц, осужденных за преступления связанные с получением взятки, что с одной стороны можно рассматривать как положительное явление, так как с каждым годом выявляется все больше и больше преступников-коррупционеров, а с другой стороны ‒ рост количества осужденных говорит о том, что реализуемая в государстве антикоррупционная политика не способствует развитию сознательности как у должностных лиц, так и в обществе в целом, вследствие чего количество коррупционных преступлений не снижается.

Актуальность темы данной статьи заключается в том, что борьба государства с коррупцией должна быть ориентирована не только на разработку инструментов предупреждения данной категории правонарушений, но и формирование в обществе понимания всей опасности данных преступлений и вовлечение в процесс реализации государственной антикоррупционной политики не только правоохранительные ведомства, но и общества в целом, в том числе посредством деятельности общественных организаций и объединений.

Основная часть

Институт гражданского общества включает в себя достаточно широкий круг самостоятельных и независимых субъектов, в состав которых входят объединения людей, ориентированных на достижение конкретной цели, в частности, ориентированных на реализацию антикоррупционной политики в России.

В свою очередь под государственными институтами будут пониматься любые государственные учреждения и органы.

Под коррупцией мы будем понимать закрепленное в положениях ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[4] (далее – Федеральный закон), где законодателем перечисляются все основные виды противоправной деятельности, относимые к преступлениям, связанным с коррупцией, к примеру:

  • дача взятки;
  • получение взятки;
  • коммерческий подкуп;
  • и многие другие категории преступлений.

В настоящее время в России ежегодно внедряются новые средства и методы борьбы с коррупционными деяниями, что подтверждается достаточно широким спектром нормативных актов, раскрывающих отдельные аспекты антикоррупционной деятельности государства, в частности стоит указать на такие документы как:

  • Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [5];
  • Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» [6];
  • и прочих документах.

Здесь стоит обратить внимание, что в настоящее время в законодательных и подзаконных актах Российской Федерации сформулирован основной понятийный аппарат, связанный с антикоррупционной деятельностью на территории России, что прямо указывает на постоянное совершенствование законодательства страны в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также определены основные государственные органы, в компетенции которых находится реализация антикоррупционной политики Российской Федерации. К примеру, среди государственных учреждений, которые осуществляют борьбу с преступлениями коррупционной направленности, можно указать:

  • МВД России;
  • Генеральная Прокуратура Российской Федерации;
  • ФСБ России;
  • прочие государственные учреждения.

Практически во всех государственных органах, которые обладают полномочиями в части государственного управления, штатным расписанием предусмотрены специализированные отделы, которые контролируют деятельность сотрудников (служащих) конкретного государственного ведомства и пресекают преступления коррупционной направленности.

В то же время, несмотря на принимаемые усилия и средства, выявить все факты коррупционных преступлений правоохранительные ведомства и специализированные службы конкретных государственных учреждений не могут, что обусловлено целым рядом факторов, к примеру:

  • постоянное совершенствование коррупционерами способов получения взятки, к примеру, посредством криптовалюты;
  • упущения в кадровой работе в части подбора персонала на службу в государственные учреждения;
  • низкая инициативность со стороны обычных граждан в части фиксации случаев коррупционного поведения у должностных лиц;
  • прочие проблемы.

Делая акцент на такой проблеме, как низкая инициативность со стороны граждан в части фиксации любых фактов коррупционного поведения, мы подразумеваем то, что нередко они сами способствуют формированию у должностных лиц снисходительного отношения к тем, кто, при обращении в государственные организации, свой запрос сопровождают подарком или пытаются как-либо иначе дополнительно поощрить должностное за проделанную работу [7].

Выражая личное мнение, укажем, что с нашей точки зрения силами только правоохранительных ведомств без помощи со стороны общества реализовать государственную политику в части предупреждения коррупционных преступлений просто невозможно.

Заметим, что озвученная нами позиция также разделяется и учеными-исследователями. По мнению многих авторов, к примеру Р.Б. Рафиева [8], «гражданское общество» - это прежде всего представители общественности, которые не равнодушно относятся к развитию государства, соблюдению законодательства страны, а также проявляют нетерпимость к преступлениям связанным с коррупцией. То есть по мнению указанного автора, гражданское общество это не просто совокупность людей на определенной территории, а именно объединение, ориентированное на совершенствование системы общественных отношений.

Как правило, в качестве основных общественных субъектов, которые проявляют гражданскую позицию и участвуют в борьбе с коррупцией, выступают:

  • различного рода общественные объединения. некоммерческие организации;
  • негосударственные (независимые от государства) средства массовой информации (далее: СМИ), в том числе образованные общественными объединениями и организациями;
  • официально зарегистрированные политические партии;
  • иные объединения людей, деятельность которых не противоречит законодательству России.

К примеру, говоря об общественных организациях, которые занимают активную позицию в части борьбы с коррупционными преступлениями, выступают:

  • Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля»;
  • Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»;
  • Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ [9];
  • и многие другие.

Отметим, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, к примеру, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [10], не только общественные организации, но и каждый отдельный гражданин имеют право обратиться к государству с обращениями и жалобами, в том числе по фактам коррупционного поведения отдельных должностных лиц и государство в обязательном порядке должно отреагировать на поступившие запросы.

К примеру, общественные организации, в соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» могут инициировать прокурорскую проверку наличия коррупции в действиях не только отдельных должностных лиц, но и целых государственных организаций.

Кроме того, в целях предупреждения коррупции, в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения имеют право «выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления» [11].

Рядом авторов, к примеру М. Г. Колесовым, в качестве основных субъектов борьбы с коррупций, помимо правоохранительных органов, выделяются НКО [12]. И действительно, если рассмотреть функциональные возможности НКО, то можно увидеть, что в качестве инструментов борьбы с коррупцией, помимо целевого направления запросов в правоохранительные и надзорные ведомства, выступают:

  • публикации экспертных мнений о реализуемой конкретной государственной организацией политике, принятых решениях, а также возможных последствиях для общества, включая создание предпосылок для коррупционных совершения преступлений;
  • написание докладов с оценкой деятельности правоохранительных органов, а также конкретных государственных учреждений в части реализации государственной политики в части борьбы с коррупцией;
  • разработка и продвижение различных проектов законов, а также концепций развития того или иного вида государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией;
  • вынесение предложений по развитию взаимодействия НКО с государственными учреждениями в сфере борьбы с коррупцией;
  • прочие направления антикоррупционной деятельности [13].

Также в рамках данного исследования стоит обратить внимание на значимость деятельности институтов гражданского общества в сфере выявления фактов возникновения конфликтов интересов, «кумовства», неслужебных связей и прочих подобных правонарушений. С нашей точки зрения, указанные явления в работе государственных учреждений крайне негативно сказываются на эффективности их работы и на объективности принимаемых управленческих решений.

Выводы (заключение)

Несмотря на существование описанных нами инструментов, посредством которых общественные организации могут взаимодействовать с государством в сфере борьбы с коррупций, указанный институт правоотношений в Российской Федерации развит не в должном объеме. Фактически многие общественные организации, несмотря на существенную пользу для общества, не оказывают должного воздействия на власть, что обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить:

  • низкую активность граждан в части выявления и фиксации коррупционных преступлений;
  • практически полное отсутствие государственной финансовой поддержки в части функционирования общественных объединений в деле борьбы с коррупцией;
  • сильное влияние государственных структур на деятельность институтов гражданского общества;
  • прочие проблемные вопросы.

Содействие институтов гражданского общества государству в сфере противодействия коррупционной деятельности носит не менее значимый характер, чем работа правоохранительных ведомств в части выявления и раскрытия коррупционных преступлений, вследствие чего целесообразно как на региональном, так и федеральном уровне разработать и внедрить нормативные акты, в которых бы регламентировалась государственная поддержка общественным объединениям в части борьбы с коррупцией, а также разработаны механизмы прямого взаимодействия общественных объединений, ориентированных на борьбу с коррупцией, с правоохранительными ведомствами.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 5-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 6-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 7-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 8-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.] // Собрание  законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25, ст. 2954.
  3. Уголовное судопроизводство. Данные о назначенном наказании по статьям УК РФ // [Судебная статистика РФ] ‒ URL: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17 
  4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации ‒ 2008 г. № 52 (часть I) ст. 6228,
  5. О мерах по противодействию коррупции : Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 // Собрание законодательства Российской Федерации ‒ 2008 г. ‒ № 21 ст. 2429
  6. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы : Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402519978/
  7. Безродных Д. А. Понятие взяточничества, его виды, причины и мотивы. Проблема посредничества во взяточничестве / Д. А. Безродных, Д. А. Бородулин // Актуальные вопросы развития экономики и юриспруденции : Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 30 ноября 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2023. – С. 182-186.
  8. Рафиев Р. Б. Роль гражданского общества в противодействии коррупции / Р. Б. Рафиев // Молодой учёный. ‒ 2015. ‒ №22. ‒ С.468-477.
  9. Антикоррупционные общественные организации в Российской Федерации // URL: https://www.mosmakk.ru/antikorrupcionnye-obshhestvennye-organizacii-v-rossijskoj-federacii.html
  10. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации ‒ 2006 г. ‒ № 19 ст. 2060.
  11. Об общественных объединениях : Федеральный закон от 19 мая 1995 N 82-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации ‒ 1995 г. ‒ № 21 ст. 1930.
  12. Колесов М. Г. Место и роль НКО, как структурного элемента гражданского общества, в реализации антикоррупционной политики в современном государстве / М. Г. Колесов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. ‒ 2018. ‒ № 4. ‒ С. 289–292.
  13. Отинова В. Э. Роль гражданского общества в предотвращении коррупции / В. Э. Отинова // Публичное управление и политические процессы: современные тенденции и практики : Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 21 мая 2024 года. – Ростов-на-Дону: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2024. – С. 177–181.

Поделиться

13

Анохина А. А. Взаимодействие государственных и общественных институтов в реализации антикоррупционной политики // Актуальные исследования. 2024. №51 (233). URL: https://apni.ru/article/10890-vzaimodejstvie-gosudarstvennyh-i-obshestvennyh-institutov-v-realizacii-antikorrupcionnoj-politiki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января