Актуальность темы исследования
В соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] Россия позиционирует себя как правовое, демократическое государство, где соблюдение прав и свобод человека определяется как приоритетная задача. Для реализации взятых на себя обязательств в Российской Федерации существует достаточно большое государственных учреждений, в каждом из которых государственными должностными лицами обеспечивается реализация государственной политики. Стоит отметить, что в реалиях развития современного общества, в деятельности государственных учреждений существует достаточно много и правовых и организационно-практических проблем, которые действительно препятствуют их нормальному функционированию и снижают эффективность их работы, однако все они меркнут перед потенциальной опасностью и последствиями коррупционных преступлений. Указанные противоправные деяния совершаются государственными должностными лицами, которые, используя свое служебное положение, могут принимать решения, ведущие к непоправимому вреду для общества ‒ указанное и обуславливает опасность коррупционных преступлений.
Понятие «коррупционное преступление» не однозначно, так как отдельные виды противоправной деятельности должностных лиц могут иметь в своем составе действия, связанные с коррупцией. Наиболее очевидным преступлением коррупционной направленности является деяние, предусмотренное статьей 290 Уголовного кодекса Российской Федерации[2] «Получение взятки».
Обратившись к данным статистики за 2021-2023 год, можно увидеть следующие показатели в части привлечения к уголовной ответственности за преступления по частям 1-6 статьи 290 УК РФ:
- в 2023 году было за преступления предусмотренное статьей 290 УК РФ было осуждено 1623 человека;
- в 2022 году осуждено ‒ 1367 человек;
- в 2021 году осуждено ‒ 1118 человек [3].
Как видно из представленных статистических данных, в России наблюдается устойчивое количество лиц, осужденных за преступления связанные с получением взятки, что с одной стороны можно рассматривать как положительное явление, так как с каждым годом выявляется все больше и больше преступников-коррупционеров, а с другой стороны ‒ рост количества осужденных говорит о том, что реализуемая в государстве антикоррупционная политика не способствует развитию сознательности как у должностных лиц, так и в обществе в целом, вследствие чего количество коррупционных преступлений не снижается.
Актуальность темы данной статьи заключается в том, что борьба государства с коррупцией должна быть ориентирована не только на разработку инструментов предупреждения данной категории правонарушений, но и формирование в обществе понимания всей опасности данных преступлений и вовлечение в процесс реализации государственной антикоррупционной политики не только правоохранительные ведомства, но и общества в целом, в том числе посредством деятельности общественных организаций и объединений.
Основная часть
Институт гражданского общества включает в себя достаточно широкий круг самостоятельных и независимых субъектов, в состав которых входят объединения людей, ориентированных на достижение конкретной цели, в частности, ориентированных на реализацию антикоррупционной политики в России.
В свою очередь под государственными институтами будут пониматься любые государственные учреждения и органы.
Под коррупцией мы будем понимать закрепленное в положениях ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»[4] (далее – Федеральный закон), где законодателем перечисляются все основные виды противоправной деятельности, относимые к преступлениям, связанным с коррупцией, к примеру:
- дача взятки;
- получение взятки;
- коммерческий подкуп;
- и многие другие категории преступлений.
В настоящее время в России ежегодно внедряются новые средства и методы борьбы с коррупционными деяниями, что подтверждается достаточно широким спектром нормативных актов, раскрывающих отдельные аспекты антикоррупционной деятельности государства, в частности стоит указать на такие документы как:
- Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» [5];
- Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» [6];
- и прочих документах.
Здесь стоит обратить внимание, что в настоящее время в законодательных и подзаконных актах Российской Федерации сформулирован основной понятийный аппарат, связанный с антикоррупционной деятельностью на территории России, что прямо указывает на постоянное совершенствование законодательства страны в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также определены основные государственные органы, в компетенции которых находится реализация антикоррупционной политики Российской Федерации. К примеру, среди государственных учреждений, которые осуществляют борьбу с преступлениями коррупционной направленности, можно указать:
- МВД России;
- Генеральная Прокуратура Российской Федерации;
- ФСБ России;
- прочие государственные учреждения.
Практически во всех государственных органах, которые обладают полномочиями в части государственного управления, штатным расписанием предусмотрены специализированные отделы, которые контролируют деятельность сотрудников (служащих) конкретного государственного ведомства и пресекают преступления коррупционной направленности.
В то же время, несмотря на принимаемые усилия и средства, выявить все факты коррупционных преступлений правоохранительные ведомства и специализированные службы конкретных государственных учреждений не могут, что обусловлено целым рядом факторов, к примеру:
- постоянное совершенствование коррупционерами способов получения взятки, к примеру, посредством криптовалюты;
- упущения в кадровой работе в части подбора персонала на службу в государственные учреждения;
- низкая инициативность со стороны обычных граждан в части фиксации случаев коррупционного поведения у должностных лиц;
- прочие проблемы.
Делая акцент на такой проблеме, как низкая инициативность со стороны граждан в части фиксации любых фактов коррупционного поведения, мы подразумеваем то, что нередко они сами способствуют формированию у должностных лиц снисходительного отношения к тем, кто, при обращении в государственные организации, свой запрос сопровождают подарком или пытаются как-либо иначе дополнительно поощрить должностное за проделанную работу [7].
Выражая личное мнение, укажем, что с нашей точки зрения силами только правоохранительных ведомств без помощи со стороны общества реализовать государственную политику в части предупреждения коррупционных преступлений просто невозможно.
Заметим, что озвученная нами позиция также разделяется и учеными-исследователями. По мнению многих авторов, к примеру Р.Б. Рафиева [8], «гражданское общество» - это прежде всего представители общественности, которые не равнодушно относятся к развитию государства, соблюдению законодательства страны, а также проявляют нетерпимость к преступлениям связанным с коррупцией. То есть по мнению указанного автора, гражданское общество это не просто совокупность людей на определенной территории, а именно объединение, ориентированное на совершенствование системы общественных отношений.
Как правило, в качестве основных общественных субъектов, которые проявляют гражданскую позицию и участвуют в борьбе с коррупцией, выступают:
- различного рода общественные объединения. некоммерческие организации;
- негосударственные (независимые от государства) средства массовой информации (далее: СМИ), в том числе образованные общественными объединениями и организациями;
- официально зарегистрированные политические партии;
- иные объединения людей, деятельность которых не противоречит законодательству России.
К примеру, говоря об общественных организациях, которые занимают активную позицию в части борьбы с коррупционными преступлениями, выступают:
- Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «Национальный комитет общественного контроля»;
- Общественная организация «Национальный антикоррупционный комитет»;
- Горячая линия «Стоп коррупция» Общественной палаты РФ [9];
- и многие другие.
Отметим, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, к примеру, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ [10], не только общественные организации, но и каждый отдельный гражданин имеют право обратиться к государству с обращениями и жалобами, в том числе по фактам коррупционного поведения отдельных должностных лиц и государство в обязательном порядке должно отреагировать на поступившие запросы.
К примеру, общественные организации, в соответствии с положениями Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» могут инициировать прокурорскую проверку наличия коррупции в действиях не только отдельных должностных лиц, но и целых государственных организаций.
Кроме того, в целях предупреждения коррупции, в соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения имеют право «выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления» [11].
Рядом авторов, к примеру М. Г. Колесовым, в качестве основных субъектов борьбы с коррупций, помимо правоохранительных органов, выделяются НКО [12]. И действительно, если рассмотреть функциональные возможности НКО, то можно увидеть, что в качестве инструментов борьбы с коррупцией, помимо целевого направления запросов в правоохранительные и надзорные ведомства, выступают:
- публикации экспертных мнений о реализуемой конкретной государственной организацией политике, принятых решениях, а также возможных последствиях для общества, включая создание предпосылок для коррупционных совершения преступлений;
- написание докладов с оценкой деятельности правоохранительных органов, а также конкретных государственных учреждений в части реализации государственной политики в части борьбы с коррупцией;
- разработка и продвижение различных проектов законов, а также концепций развития того или иного вида государственной деятельности в сфере борьбы с коррупцией;
- вынесение предложений по развитию взаимодействия НКО с государственными учреждениями в сфере борьбы с коррупцией;
- прочие направления антикоррупционной деятельности [13].
Также в рамках данного исследования стоит обратить внимание на значимость деятельности институтов гражданского общества в сфере выявления фактов возникновения конфликтов интересов, «кумовства», неслужебных связей и прочих подобных правонарушений. С нашей точки зрения, указанные явления в работе государственных учреждений крайне негативно сказываются на эффективности их работы и на объективности принимаемых управленческих решений.
Выводы (заключение)
Несмотря на существование описанных нами инструментов, посредством которых общественные организации могут взаимодействовать с государством в сфере борьбы с коррупций, указанный институт правоотношений в Российской Федерации развит не в должном объеме. Фактически многие общественные организации, несмотря на существенную пользу для общества, не оказывают должного воздействия на власть, что обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить:
- низкую активность граждан в части выявления и фиксации коррупционных преступлений;
- практически полное отсутствие государственной финансовой поддержки в части функционирования общественных объединений в деле борьбы с коррупцией;
- сильное влияние государственных структур на деятельность институтов гражданского общества;
- прочие проблемные вопросы.
Содействие институтов гражданского общества государству в сфере противодействия коррупционной деятельности носит не менее значимый характер, чем работа правоохранительных ведомств в части выявления и раскрытия коррупционных преступлений, вследствие чего целесообразно как на региональном, так и федеральном уровне разработать и внедрить нормативные акты, в которых бы регламентировалась государственная поддержка общественным объединениям в части борьбы с коррупцией, а также разработаны механизмы прямого взаимодействия общественных объединений, ориентированных на борьбу с коррупцией, с правоохранительными ведомствами.