Основной целью коррекционно-развивающей работы при нарушении произношения звуков у дошкольников является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Учителя – логопеды, исправляя нарушения звукопроизношения, используют различные методы и приемы обучения. Одним из эффективных методов является мнемотехника. Как показывает практика, использование мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Память ребенка носит наглядно-образный характер, то есть он лучше запоминает предметы и картинки. Со временем увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса.
Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование мнемотехники позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. На этапе автоматизации звуков учитель-логопед может применять один или несколько приемов мнемотехники.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:
- знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;
- знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
- знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
- замысел графической схемы должен быть понятен ребенку.
Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.
Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на шесть, девять и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании текстов, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т. д.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.
На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:
- 1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;
- 2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;
- 3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Процесс запоминания делится на четыре этапа:
- кодирование элементов информации в зрительные образы;
- собственно, сам процесс запоминания;
- запоминание последовательности информации;
- закрепление информации в памяти.
Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.
В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или чистоговорки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.
При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:
- Выразительное чтение стихотворения.
- Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.
- Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.
- Повторное чтение с установкой на запоминание.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа второй раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т. к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.
При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.
Использование мнемотехники в логопедической работе по формированию правильного звукопроизношения дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.