Главная
Конференции
Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации
Использование мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошк...

Использование мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников с ОНР

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

логопедическая работа
мнемотехника
звукопроизношение
дошкольники
мнемосхемы
мнемотаблицы
автоматизация звуков
развитие речи

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности использования мнемотехники в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.

Текст статьи

Основной целью коррекционно-развивающей работы при нарушении произношения звуков у дошкольников является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков в речевом потоке. Учителя – логопеды, исправляя нарушения звукопроизношения, используют различные методы и приемы обучения. Одним из эффективных методов является мнемотехника. Как показывает практика, использование мнемотехники позволяет ускорить процесс по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Память ребенка носит наглядно-образный характер, то есть он лучше запоминает предметы и картинки. Со временем увеличивается не только объем и скорость запоминания, меняется сам характер этого процесса.

Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. Использование мнемотехники позволяет усвоить даже сложный материал без умственного и нервного напряжения.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. На этапе автоматизации звуков учитель-логопед может применять один или несколько приемов мнемотехники.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам:

  • знаки и символы, используемые в мнемотаблицах, должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета;
  • знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие;
  • замысел графической схемы должен быть понятен ребенку.

Как любая методика, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам.

Мнемодорожка – это таблица из четырёх и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на шесть, девять и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании текстов, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т. д.

При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна.

На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.

Работа по формированию правильного произношения звуков с помощью мнемотехники включает в себя следующее:

  • 1 блок (этап вызывания и постановки звука) – придумывание образа звука его соотнесение с графо-картинной моделью;
  • 2 блок (автоматизация звука) – правильное произнесение звука с использованием нескольких графо-картинных моделей звуков и слов;
  • 3 блок (введение звука в речь) – создание графо-картинных моделей предложений, рассказов, стихов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Процесс запоминания делится на четыре этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно, сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

В коррекционной работе по автоматизации звуков подбираются небольшие стихотворные тексты или чистоговорки на автоматизацию определённого звука или дифференциацию звуков. Затем при помощи простых и доступных для восприятия ребёнка символов рисуются мнемотаблицы.

При работе над заучиванием стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц необходимо соблюдать следующую последовательность:

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  2. Установка на запоминание. Затем чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогающие детям уяснить основную мысль.
  4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для детей форме.
  5. Повторное чтение с установкой на запоминание.
  6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7. Чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

При пересказе текстов работа с опорой на мнемотаблицы проводится в следующей последовательности: чтение рассказа, рассматривание мнемотаблицы, чтение рассказа второй раз с использованием мнемотаблицы с установкой на пересказ.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т. к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.

При формировании правильного звукопроизношения путем мнемотехники происходит целенаправленное воспитание словесной памяти путём осуществления двусторонних связей между процессами запоминания и понимания посредством использования заданий, стимулирующих активную мыслительную деятельность, обеспечивающих глубокое понимание словесного материала, формирующих нацеленность на последующее воспроизведение, развивающих мотивацию, строящихся на смысловом способе воспроизведения.

Использование мнемотехники в логопедической работе по формированию правильного звукопроизношения дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведение ранее полученных знаний, умений и навыков.

Поделиться

4

Николаенко Л. И. Использование мнемотехники при формировании правильного звукопроизношения у дошкольников с ОНР // Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10891-ispolzovanie-mnemotehniki-pri-formirovanii-pravilnogo-zvukoproiznosheniya-u-doshkolnikov-s-onr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января