Главная
АИ #51 (233)
Статьи журнала АИ #51 (233)
Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

дети-сироты
государственная поддержка
проблемы государственной поддержки

Аннотация статьи

Статья посвящена государственной поддержке в Российской Федерации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассматриваются современные проблемы государственной социальной данной социальной категории, а также приводятся пути решения данных проблем.

Текст статьи

Введение. Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из важнейших направлений в социальной политики современной России, так как эта категория людей наиболее уязвима. Но вместе с тем права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему нарушаются.

В Федеральном законе №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены следующие понятия:

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Государственная поддержка может проявляться в разных формах и направляться на различные объекты:

  • Финансовая поддержка – это наиболее распространенная форма, включающая субсидии, гранты, налоговые льготы, кредиты по льготным программам, инвестиции в различные проекты.
  • Нормативно-правовое регулирование – это создание благоприятных законодательных условий для развития отдельных отраслей экономики или социальных сфер, защита прав и интересов граждан.
  • Инфраструктурная поддержка включает в себя строительство и реконструкция объектов инфраструктуры (дороги, школы, больницы), обеспечение доступа к ресурсам (вода, энергия).
  • Информационная поддержка основывается на предоставлении гражданам и организациям информации о государственных программах и мерах поддержки, проведение просветительских кампаний.
  • Социальная поддержка включает в себя выплаты пособий, пенсий, льгот, предоставление социальных услуг (медицинская помощь, образование).

Так, суть государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в обеспечении им условий для полноценного развития и социальной адаптации, компенсации отсутствия родительской заботы и создании возможностей для самостоятельной жизни в будущем. Это комплексный подход, включающий несколько важных аспектов:

  1. Защита прав и интересов. Государство гарантирует защиту прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и национальным законодательством.
  2. Устройство в семью. Приоритетным направлением является устройство детей в семьи — опекунские, приемные или усыновление.
  3. Содержание и воспитание в государственных учреждениях. Если устройство в семью невозможно, дети размещаются в государственных учреждениях.
  4. Образование и профессиональная подготовка. Государство гарантирует бесплатное получение общего и профессионального образования.
  5. Медицинское обслуживание. Дети-сироты имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. В случае необходимости предоставляется специализированная медицинская помощь.
  6. Социальная адаптация и поддержка. После достижения совершеннолетия государство продолжает оказывать поддержку бывшим воспитанникам детских домов, включая предоставление жилья, финансовую помощь, содействие в трудоустройстве и психологическую реабилитацию.
  7. Предотвращение сиротства. Это включает меры по поддержке семей с детьми, находящимися в труднодоступной ситуации, предоставление социальных услуг, помощь в решении проблем бедности и других факторов, которые могут привести к сиротству.

К числу специализированных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относят:

  • Образовательные учреждения;
  • Учреждения социального обслуживания населения (Например, социальные приюты, детские дома-интернаты, реабилитационные центры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
  • Учреждения здравоохранения (например, дома ребенка).

Основные нормативно-правовые акты, регулирующие государственную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации, включают следующие:

  • Семейный кодекс Российской Федерации – определяет права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  • Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года № 167«О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».

В настоящее время можно выделить некоторые негативные аспекты в сфере государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К числу таких аспектов можно отнести:

  1. Недостаточное финансирование. Часто государственная поддержка не обеспечивает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимыми средствами для полноценного развития и обеспечения их основных потребностей. В результате недостаточного финансирования государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, часто оказывается неэффективной и не позволяет полностью решить существующие проблемы. Это приводит к ухудшению их жизненных перспектив, росту социальной напряженности и дополнительным расходам государства в будущем. Повышение уровня финансирования в этой сфере является одной из важнейших задач государства.
  2. Низкое качество услуг в сфере государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной проблемой, которая негативно сказывается на их физическом, психическом и социальном развитии. Низкое качество услуг в области государственной поддержки детей-сирот приводит к негативным последствиям для их будущей жизни, увеличивает риск бедности, безработицы, социальной дезадаптации и преступности. Для улучшения ситуации необходимо повышение квалификации специалистов, совершенствование системы устройства детей в семьи, увеличение финансирования соответствующих программ, а также внедрение эффективных методов социальной адаптации и психологической реабилитации.
  3. Бюрократические препятствия. Получение государственной поддержки детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, часто сопряжено с серьезными бюрократическими препятствиями, которые затрудняют доступ к необходимым услугам и ухудшают качество жизни этих детей. К таким препятствиям можно отнести сложные и многоступенчатые процедуры, длительные сроки ожидания, недостаток информации, непрозрачность процесса принятия решений, коррупционные риски. Эти бюрократические препятствия затрудняют доступ к необходимой помощи и ухудшают качество жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для улучшения ситуации необходимо упрощение процедур получения государственной поддержки, улучшение информированности граждан, повышение прозрачности и объективности процесса принятия решений, а также борьба с коррупцией. Важно также обеспечение доступности квалифицированной юридической и социальной помощи.

1. Недостаточное внимание к психологической поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из наиболее серьезных проблем в системе государственной поддержки. Эти дети часто переживают глубокие психологические травмы, связанные с потерей семьи, разлукой с близкими, негативным опытом в учреждениях или неблагополучных семьях. Отсутствие адекватной психологической помощи мешает их полноценному развитию и социальной адаптации.

Для улучшения ситуации необходимо увеличить финансирование психологической службы, повысить квалификацию специалистов, внедрить системный подход к психологической поддержке и обеспечить доступность этой помощи всем нуждающимся детям и их семьям.

2. Стигматизация и социальная изоляция. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто сталкиваются со стигматизацией и социальной изоляцией, что является серьезной проблемой, усугубляющей и так сложное положение этих детей.

Стигматизация в обществе проявляется в следующем:

  • Негативные стереотипы. В обществе существуют распространенные негативные стереотипы о детях-сиротах, их часто воспринимают как “плохих”, “трудных”, “неблагополучных”. Эти стереотипы формируются под влиянием массовой культуры, ограниченной информированности об этой проблеме и негативного опыта взаимодействия с отдельными детьми, воспитывавшимися без родителей.
  • Дискриминация. Дети-сироты могут сталкиваться с дискриминацией в школе, в общественных местах, при трудоустройстве. Их могут избегать сверстники, взрослые могут относиться к ним с предвзятостью.
  • Труднодоступность информации. Недостаток информации об особенностях развития детей-сирот и о методах работы с ними усугубляет негативное отношение к ним со стороны общественности.

Особенности социальной изоляции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей включают в себя:

  • Трудности в формировании близких отношений. Дети-сироты могут испытывать труднодоступность в формировании близких отношений с ровесниками и взрослыми. Это связано с особенностями их личностного развития, а также с опасением быть отвергнутыми из-за своего статуса.
  • Ограниченный доступ к социальной инфраструктуре. Дети-сироты могут иметь ограниченный доступ к кружкам, секциям, спортивным сооружениям и другим видам досуга, что усугубляет их социальную изоляцию.
  • Проблемы в образовании. Трудности с адаптацией в школе, недостаточная поддержка со стороны учителей и сверстников могут привести к низкой успеваемости и повышенному риску отчисления из школы.
  • Трудоустройство. Бывшим воспитанникам детских домов часто трудно найти работу, они могут сталкиваться с дискриминацией со стороны работодателей.

Стигматизация и социальная изоляция имеют серьезные последствия для детей-сирот: повышенный риск развития психических расстройств, девиантного поведения, бедности и социальной дезадаптации. Для преодоления этих проблем необходима пропаганда толерантности и понимания, распространение информации об особенностях развития детей-сирот, а также проведение целенаправленной работы по социальной адаптации и интеграции этих детей в общество. Важно создание поддерживающей среды, где дети могут чувствовать себя защищенными и принятыми.

Заключение. Таким образом, эффективная реализация государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей требует постоянного мониторинга и оценки результатов, а также корректировки мер и программ в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 1691. 
  2. Голосова, Н.С. Развитие научных представлений о социальной защите детей отдельных категорий в исследованиях по трудовому праву и праву социального обеспечения / Н.С. Голосова // Российское право: образование, практика, наук. – 2023. – №3. – С. 97-110.
  3. Данилова, К.А. Правовое обеспечение деятельности по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / К.А. Данилова // StudNet. – 2020. – №10. – С. 55-64.
  4. Пелипейченко, О.В. Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / О.В. Пелипейченко // Вестник науки. – 2019. – №11. – С. 99-103. 
  5. Хуснитдинова, М.С. Социальная защита детей-сирот / М.С. Хуснитдинова // Образование и право. – 2022. – №8. – С. 110-113.

Поделиться

7

Котов Д.. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Актуальные исследования. 2024. №51 (233). URL: https://apni.ru/article/10892-socialnaya-podderzhka-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditelej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января