Формирование сплоченного коллектива младших школьников – сложный и многогранный процесс, представляющий собой динамическую систему, постоянно изменяющуюся под воздействием различных факторов. Этот процесс не ограничивается рамками уроков, а активно развивается во внеурочной деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, ключевую роль в достижении планируемых результатов обучения (личностных и предметных) играет внеурочная деятельность [5, c. 54].
Внеурочная деятельность, отличающаяся от классно-урочной формы организации обучения, тем, что представляет собой целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на развитие личности ребенка за пределами строгой учебной программы.
По мнению Т. С. Дороховой, Ю. Н. Галагузовой, А. С. Назаренко, Н. А. Кварталовой, А. В. Типушкиной, эффективность формирования коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности напрямую зависит от создания оптимальных психолого-педагогических условий.
Психолого-педагогические условия – это не просто набор отдельных мероприятий, а комплексная система, включающая в себя содержание внеурочной деятельности, её организационные формы и методы, а также материально-техническую базу [1, с. 23]. Эти условия должны быть направлены на решение конкретных педагогических задач, а именно – на создание благоприятной среды для формирования дружного и сплоченного коллектива. В случае с младшими школьниками, где формирование социальной сферы личности находится в активной стадии развития, правильно созданные условия особенно важны.
Первое условие – обеспечение целостного педагогического воздействия, направленного на развитие саморегуляции поведения детей. Младшие школьники, только осваивающие навыки социального взаимодействия, часто испытывают трудности в самоконтроле, регулировании своих эмоций и поведения в коллективе.
Поэтому, целостное педагогическое воздействие должно быть многогранным и комплексным. Оно включает в себя различные методы и приёмы работы, которые помогают детям научиться понимать и управлять своими эмоциями, адекватно реагировать на поведение других и эффективно взаимодействовать в группе.
Эффективность этого воздействия напрямую зависит от применяемых методов. Например, использование игрового метода обучения во внеурочной деятельности позволяет младшим школьникам освоить социальные роли и навыки в непринужденной обстановке. Ролевые игры, игры на сотрудничество и командные игры способствуют развитию кооперативных навыков, умения работать в команде и учитывать интересы других участников. Творческие задания, коллективные игры и групповые обсуждения развивают коммуникативные навыки, способствуют обмену опытом и формированию взаимопонимания в ученическом коллективе.
Помимо игровых методов, эффективными являются методы дискуссии и рефлексии. Обсуждение проблемных ситуаций, разбор конфликтных моментов и анализ собственного поведения помогают младшим школьникам развивать критическое мышление, самоанализ и ответственность за свои действия. Регулярная рефлексия, проводимая в форме бесед, записи дневников или составления коллективных отчетов, позволяет отслеживать динамику развития коллектива и внести необходимые корректировки в педагогический процесс [2, c. 151].
Следующие условие подразумевает создание благоприятной социальной среды. Это подразумевает не только организацию интересных и разнообразных внеурочных мероприятий, но и создание атмосферы доверия, взаимопонимания и взаимной поддержки. Педагог должен быть не просто организатором, но и наставником, помогающим младшим школьникам преодолевать трудности и решать конфликты.
Важно помнить, что младшие школьники очень чувствительны к отношениям в коллективе и отражают атмосферу, преобладающую в классе.
Также важным условием является обеспечение материально-технической базы. Наличие достаточного количества игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря и комфортного пространства для внеурочных занятий является необходимым условием для эффективной организации внеурочной деятельности, способствующей формированию коллектива младших школьников. Пространство должно быть адаптировано под возрастные особенности младших школьников, позволяя им свободно перемещаться и выражать себя.
Эффективным психолого-педагогическим условием формирования коллектива младших школьников является разработка соответствующей программы внеурочной деятельности. Цель программы формирования коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности – не просто собрать детей вместе, а создать условия для гармоничного развития межличностных отношений, формирования чувства общности и готовности к сотрудничеству. Это напрямую связано с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования), который подчеркивает необходимость развития личности ребенка, его самореализации и воспитания духовно-нравственных качеств. Программа должна способствовать не только укреплению дружбы между детьми, но и формированию гражданской позиции, уважения к культуре и традициям своего народа [4, с. 37].
Программа формирования коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности не должна быть статичной; ее эффективность зависит от гибкого подхода к учету возрастных особенностей и индивидуальных характеристик учащихся. Младший школьный возраст (7–10 лет) характеризуется активным развитием эмоционально-волевой сферы, появлением новых социальных ролей и усилением влияния группы сверстников. Поэтому программа должна быть направлена на учет этих факторов и предусматривать разнообразные методы и формы работы.
Основные требования к программе формирования коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности:
- программа должна сосредоточиться на формировании активного слушания, умения четко и ясно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других, находить компромиссы и эффективно разрешать конфликты (развитие коммуникативных компетенций). Это включает практическую отработку навыков невербальной коммуникации (язык тела, мимика, интонация), умения строить диалог и дать обратную связь. Важно предусмотреть в программе ролевые игры, дискуссии, дебаты, тренинги по коммуникативным навыкам;
- программа должна способствовать формированию толерантности, уважения к индивидуальности каждого ребенка, принятию различий в темпераменте, интересах и способностях. Важно работать над преодолением стереотипов и предубеждений, развивать эмпатию и сопереживание. Для этого целесообразно использовать методы групповой диагностики, социометрические тесты, дискуссии на темы толерантности [3, c.146];
- программа должна способствовать формированию уверенности в себе, самостоятельности, ответственности, инициативности, креативности и критического мышления. Важным аспектом является развитие самооценки и самоконтроля. Этого можно достичь через индивидуальные и групповые проекты, творческие задания, игры на командную работу, публичные выступления;
- программа должна ориентировать детей на коллективную деятельность, воспитывать чувство ответственности за общий результат, способствовать развитию кооперативных навыков. Этого можно достичь через организацию коллективных творческих проектов, спортивных соревнований, общественных мероприятий, волонтерской деятельности;
- программа должна включать элементы нравственного воспитания, формирования понятия о добре и зле, важности честности, дружбы, взаимопомощи. Необходимо познакомить детей с культурой своего народа, его традициями и обычаями, расширить их кругозор с помощью экскурсий, театральных постановок, викторин, мастер-классов.
Мероприятия в рамках реализации программы, направленной на формирование коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности, должны быть разнообразными и интересными для детей:
- Игровые тренинги – специально разработанные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, командной работы, решения проблемных ситуаций [2, c. 153].
- Творческие мастерские – занятия, посвященные различным видам творчества (рисование, лепка, конструирование, музыка, театр), позволяющие детям самовыражаться и развивать свои таланты.
- Ролевые игры – игры, позволяющие детям понять чувства и мотивации других людей, отработать навыки межличностного общения.
- Проектная деятельность – коллективные проекты, позволяющие детям работать в команде, учиться планировать, распределять ответственность, достигать общей цели.
- Спортивные мероприятия: соревнования, эстафеты, игры на открытом воздухе, способствующие физическому развитию и сплочению коллектива.
- Экскурсии и посещения культурных мероприятий: расширение кругозора детей, познавательное развитие, формирование чувства причастности к культуре.
- Кружковая работа: занятия в кружках по интересам способствуют объединению детей с общими интересами.
- Классные часы и беседы: темы для бесед могут касаться проблем взаимоотношений в коллективе, основам этикета, правилам поведения в общественных местах [2, c. 154].
- Социальные проекты: участие в добровольческой деятельности, помощь нуждающимся, воспитание чувства социальной ответственности.
Регулярная оценка эффективности программы, направленной на формирование коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности, является необходимым условием ее успешной реализации. С этой целью необходимо использовать различные диагностические методы: наблюдение, анкетирование, социометрию, анализ результатов деятельности детей. Полученные данные позволят своевременно вносить коррективы в программу и делать ее более эффективной. Важно помнить, что формирование сплоченного коллектива – это процесс, требующий терпения, внимания и профессионализма от педагогов.
Необходимо отметить, что формирование сплоченного коллектива младших школьников во внеурочной деятельности – это длительный и поэтапный процесс, требующий комплексного подхода и сочетания различных психолого-педагогических условий. Роль педагога не ограничивается просто организацией занятий, а включает в себя целый ряд функций – от создания благоприятной атмосферы до оказания индивидуальной психолого-педагогической помощи каждому ребенку. В целом, эффективное формирование коллектива способствует не только успешной учебе, но и гармоничному развитию личности каждого ученика.
Таким образом можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность выступает эффективным средством формирования коллектива младших школьников при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- применения в процессе внеурочной деятельности различных методов и приемов, направленных на формирование коллектива и укрепление межличностных отношений младших школьников;
- разработке и внедрении программы, направленной на реализацию психолого-педагогических условий формирования коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности, позволяющей использовать комплекс средств, способствующих укреплению межличностного взаимодействия и общения детей младшего школьного возраста.