Введение. Все общественные сферы претерпевают изменения, социальные коммуникации и мобильность постоянно растут, а сетевое взаимодействие с использованием цифровых технологий становится массовым. Эти процессы сопровождаются ростом глобальных рисков, которые ставят под угрозу основы существования высокотехнологичного общества. Такие условия требуют новых подходов к социальному управлению, способных эффективно справляться с задачами в условиях нестабильности и неопределённости. Традиционная система управления, построенная на бюрократических принципах, не обладает достаточной гибкостью и скоростью для эффективного ответа на современные вызовы. В этой связи проектный метод в социальном управлении удовлетворяет этим условиям, предоставляя нужную гибкость, быстроту реагирования и способность учитывать внешние факторы.
В настоящее время методы проектного управления активно используются в международной практике при выполнении социально-значимых проектов как государственными органами, так и общественными организациями. Поскольку основным субъектом социального управления современного российского общества является государство, что обусловлено историческими особенностями и несформированностью гражданского общества, основным инициатором и проводником проектного подхода к управлению российским обществом выступают федеральные органы власти [1, с.26]. На муниципальном уровне органы местного самоуправления часто реализуют федеральные программы, в основном из-за дефицита собственных финансовых средств.
Можно сказать, что в нашей стране в данный период времени активно развивается новое направление в управлении - проектный подход, который опирается на теорию менеджмента, маркетинга, психологии и других научных дисциплин и ориентирован на достижение конкретных целей в рамках ограниченных ресурсов (временных, финансовых, человеческих). В основе этого подхода лежит понимание проекта как «комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений» [2].
Особую актуальность приобретает рассмотрение понятия проектного подхода как одного из ключевых элементов эффективного управления социальной сферой.
Механизм реализации проектного подхода в управлении социальной сферой региона включает разработку и выполнение муниципальных целевых программ. Эти программы позволяют сконцентрировать региональные ресурсы на решении наиболее значимых социальных задач, а также на комплексном развитии всего образования либо отдельных его отраслей.
Белгородская область считается одним из ведущих регионов по внедрению проектного управления. На примере данной области рассмотрим применение проектного подхода в управлении социальной сферой.
Методы и организация исследования. Анализ научной литературы, публикаций, нормативных актов и отчетов позволил выявить теоретические основы проектного подхода в управлении, изучить мировой опыт и лучшие практики применения проектного метода в социальной сфере, а также изучение официальных документов, включая региональные программы социально-экономического развития, отчёты о выполнении мероприятий, бюджеты помогло понять структуру и механизмы финансирования социальных проектов, а также определить эффективность уже реализованных инициатив.
Исследование проводилось поэтапно: подготовка, планирование, сбор данных, их обработка и анализ, которые позволили сформулировать выводы, рекомендации и написать статью. Комплексное использование указанных методов позволило получить достоверные и актуальные данные, необходимые для разработки эффективных мер по внедрению и совершенствованию проектного управления в социальной сфере региона.
В Белгородской области отмечается высокий уровень качества и комфорта жизни. Проведенная политика региона привела к существенному снижению уровня безработицы и бедности. Социальная политика Белгородской области сосредотачивает ресурсы для решения наиболее актуальных социальных проблем в таких сферах, как образование, здравоохранение, молодежная политика, социальное партнерство, физическая культура и спорт, поддержка наиболее социально уязвимых групп, демографическая политика. Однако, обострение кризиса на российско-украинской границе Белгородской области создало беспрецедентные по характеру и сложности условия, повлекшие различного рода экономические и социальные риски развития региона. Поэтому особое значение уделяется социальной стабильности в регионе, а также социальной поддержке населения и экономики.
Несмотря на сложность оперативной обстановки, «на финансирование отраслей социальной сферы в Белгородской области в следующем направят 93 млрд рублей. Это 63% всех расходов областного бюджета в 2025 году. В следующем году зарплата бюджетников будет увеличена на 14,2 %. На повышение зарплат в области предусмотрено дополнительно 8,3 млрд рублей, для работников бюджетной сферы – более 5 млрд рублей.
В следующие три года будет продолжена реализация всех программ по обеспечению жильём отдельных категорий граждан. На эти цели планируют выделить 7,2 млрд рублей. В 2025 году на осуществление шести жилищных программ направят 2,2 млрд рублей.
Приоритетные направления – образование и здравоохранение. На эти цели будет направлено 40% всех расходов областного бюджета. На социальные выплаты и пособия выделят более 26,6 млрд рублей, на капремонт соцобъектов – 8,1 млрд рублей» [3].
Социальная направленность региональной политики определяется успешностью реализации различных программ с использованием проектного подхода.
Так за последние пять лет в Белгородской области было реализовано около 40 спортивных проектов в рамках федеральной программы «Спорт – норма жизни». «Благодаря программе в Белгороде построили «Белгород-Арену», спортивный центр для занятий адаптивной физической культурой и спортом «Вершина», центр для занятий художественной гимнастикой, прыжками на батуте и спортивной акробатикой «Сирень», крытый футбольный манеж, в регионе – 6 физкультурно-оздоровительных комплексов, 23 площадки ГТО, 3 спортивных площадки, а также искусственное покрытие на крупнейших стадионах муниципалитетов.
В ведении министерства спорта 87 региональных спортивных федераций, которые развивают 88 видов спорта на территории области [4]. Строительство и ввод в эксплуатацию новых спортивных объектов способствует достижению целей национального проекта «Демография».
Подтверждением успешного использования проектного подхода в социальной сфере Белгородской области является «II региональный конкурс 2024 года на получение субсидий для некоммерческих организаций на реализацию социально значимых проектов при софинансировании Фонда президентских грантов. Всего поступило на конкурс 294 заявки, из них 258 допущены к участию. 22 октября 2024 года на заседании конкурсной комиссии были подведены итоги конкурса. Всего поддержано 89 проектов на сумму 60 миллионов рублей [5]». По результатам конкурса среди проектов, получивших финансирование, поддержку получили и значимые социальные инициативы. Из 89 проектов 14 относятся к направлению «Патриотическое воспитание населения», 11 - к направлению «Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан», 9 - к направлению «Социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», а 8 - к направлению «Профилактика социального сиротства, поддержка материнства, отцовства и детства».
В этой связи очевидно, что проектное управление в социальной сфере подтверждает свою эффективность.
В Белгородской области разработана системная модель управления проектами, включающая строгую регламентацию процессов, процедурное управление, а также обеспечение необходимыми ресурсами, включая кадры, нормативные акты и методики. Для этого создана система профессиональной подготовки проектных специалистов, разработаны шаблоны документов и проектный инструментарий. В Белгородской области проводится систематическое обучение государственных и муниципальных служащих основам проектного управления, что способствует заметному росту их компетенций в этой области в последние годы.
Модель структурирована следующим образом: на региональном уровне функционирует проектный офис департамента внутренней и кадровой политики, который занимается стратегическим управлением проектами. На муниципальном и отраслевом уровнях действуют управления и отделы, отвечающие за оперативное управление проектами. Кроме того, проектные офисы создаются и на уровне отдельных учреждений и организаций, где эта работа активно развивается.
Проектные офисы в Белгородской области осуществляют разные виды деятельности в соответствии с поставленными задачами. Они могут выполнять как базовые, так и более сложные функции. Основная их роль заключается в управлении портфелями проектов, то есть совокупностью проектов, сгруппированных для оптимизации управленческих процессов и достижения стратегических целей.
Одной из особенностей проектного управления в социальной сфере является процесс формирования портфеля проектов. Идеи для новых проектов могут возникать как внутри профессиональных сообществ, так и на независимых платформах. Проектный подход стимулирует взаимодействие между органами власти и некоммерческими организациями, бизнесом и местным сообществом, что позволяет совместно решать проблемы и формировать общее представление об устойчивом развитии региона. Проектный подход помогает упорядочить и сконцентрировать усилия, тем самым увеличивая результативность выполнения проектов.
Гибкость проектной структуры дает возможность участникам приспосабливаться к изменениям внешней среды и внедрять новаторские подходы. Данное преимущество проектного подхода особо актуально для Белгородской области, поскольку реализация проектов осуществляется в постоянно меняющихся сложных оперативных условиях.
Проектный подход представляет собой действенный метод социального управления. Однако его недостаточная успешность часто обусловлена административными и законодательными барьерами, препятствующими продуктивной реализации значимых социальных проектов.
В этой связи необходимо предвидеть ряд факторов, препятствующих продуктивной реализации значимых социальных проектов.
Недостаток финансирования, нехватка специалистов и ограниченные технические возможности могут стать препятствием для внедрения проектных методов управления. Усложнённая процедура согласования и необходимость получения одобрения от многочисленных инстанций затягивают процессы принятия решений и выполнения проектов. Сложность вызывают разрозненность подразделений и организаций, участвующих в проекте, вызывает сбои в общении и несогласованность действий. Недостаточная мотивация сотрудников и отсутствие интереса у внешних партнёров уменьшают вероятность успешного завершения проекта. Частые смены приоритетов руководства и политическая нестабильность могут повлечь за собой изменение целей и задач проекта. Именно поэтому снижение затрат на управление в рамках проектного подхода достигается благодаря созданию подходящей организационной структуры проекта, формированию эффективной управленческой команды, работе с рисками и строгому контролю над выполнением проекта.
Противодействие новым идеям со стороны персонала и руководства, предпочитающих традиционные методы работы, тормозит внедрение инноваций. Отсутствие нужных информационных систем, технологий и оборудования делает невозможным эффективное управление проектами.
Влияние социальных факторов, таких как недоверие граждан к инициативам властей, может усложнить выполнение проектов. Трудности в оценке эффективности и воздействия выполненных проектов на социальную сферу могут привести к ошибочным выводам относительно целесообразности дальнейшего использования проектного метода.
Перечисленные факторы необходимо учитывать при реализации проектного подхода в социальной сфере региона. Эти препятствия требуют внимательного анализа и разработки стратегий для их преодоления, чтобы обеспечить успешное применение проектного подхода.
Следует учитывать, что процесс применения проектного подхода в управлении социальной сферой региона должен начинаться с определения потребностей, приоритетов, интересов и мнений жителей, что служит основой для этапов внедрения проектного подхода в управлении социальной сферой.
Основные этапы должны включать:
- Определение ключевых направлений управления социальной сферой региона.
- Формирование организационной модели на базе проектного подхода.
- Подготовка и повышение квалификации кадров социальной сферы в области проектного управления.
- Обеспечение эффективного информационно-коммуникационного взаимодействия.
- Совершенствование системы управления социальной сферой региона.
Проектный подход оказывается наиболее эффективным тогда, когда требуется внести существенные изменения в ограниченные сроки. Помимо этого, он помогает разрабатывать долгосрочные проекты в социальной сфере региона, поэтапно модернизируя систему управления.
Активное внедрение проектного подхода в управление социальной сферой Белгородской области ориентировочно приведет к следующим результатам:
- Упрощению всего процесса управления.
- Более быстрому достижению стратегических целей региональных программ.
- Улучшению качества конечных результатов деятельности муниципалитетов.
- Снижению затрат труда и материалов на реализацию программ, одновременно повысив эффективность их использования.
- Оптимизации координации всех процессов управления социальной сферой.
Грамотное внедрение проектного управления обеспечит надежное отслеживание процесса воплощения идеи в жизнь, начиная с её зарождения и заканчивая завершением. Оно позволит оценивать результаты выполненных работ по каждому проекту отдельно, а также проводить анализ использования времени, труда и прочих ресурсов. Эти инструменты одинаково эффективны как для управления отдельными проектами, так и для целого портфеля проектов.
В настоящее время проектный подход играет важную роль в решении вопросов социальной сферы, обеспечивая эффективное удовлетворение социальных нужд, приоритетов и интересов жителей региона. Применение в дальнейшем проектного подхода в социальной сфере Белгородской области позволит существенно уменьшить сроки разработки и согласования проектов, а также ускорить освоение инвестиций.