Культурное наследие является важнейшей частью идентичности любого народа и государства, представляя собой не только материальные памятники, но и нематериальные традиции, обычаи и знания, передающиеся из поколения в поколение. Республика Башкортостан, обладая богатым культурным и историческим наследием, представляет собой уникальный объект для изучения вопросов управления и охраны объектов культурного наследия. В условиях глобализации и стремительных изменений в социально-экономической жизни общества, сохранение культурного наследия становится особенно актуальным. Важно не только сохранить материальные памятники, но и обеспечить их интеграцию в современное общество, что требует комплексного подхода и эффективного управления.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Башкортостан находится 3725 объектов федерального значения (66,16%), 1878 – регионального (33,36%) и 27 – местного (муниципального) значения (0,48%). Данные объекты культурного наследия включают 5473 памятника, 189 ансамблей, 18 достопримечательных мест (рис. 1) [6].
Рис. 1. Количество объектов культурного наследия субъектов Приволжского федерального округа Российской Федерации [3, с. 87]
Республика Башкортостан имеет богатую историю и разнообразное культурное наследие, что делает её важной частью культурного ландшафта России. Управление объектами культурного наследия в Башкортостане включает в себя ряд эффективных практик и успешных кейсов. Вот некоторые из них:
1. В республике реализуются специальные программы по реставрации исторических зданий и памятников, реализуемые как на федеральном, так и на республиканском уровнях, способствуют сохранению уникальных объектов. Важно отметить, что реставрация часто сопровождается вовлечением местных сообществ.
Так, руководитель Аппарата Правительства Республики Башкортостан Тажитдинов И. отмечает, что в целях систематизации и упорядочивания этой работы создан уполномоченный государственный орган – Башкультнаследие, а также реализуется ряд масштабных и системообразующих проектов. Например, ведется работа по продвижению уникального археологического памятника «Наскальная живопись пещеры Шульган-Таш» в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во исполнение требования этой международной организации успешно апробированы подходы к комплексной реставрации памятников архитектуры и восстановлению целых исторических кварталов, например, в рамках проектов «Арт-квадрат» и «ГИМ-центр» в Уфе [8].
2. В Башкортостане активно проводится работа по повышению культурной грамотности населения. Организация семинаров, выставок и культурных мероприятий помогает привлечь внимание к культурным памятникам и важности их сохранения.
С 01.01.2019 года на территории Республики Башкортостан реализуется национальный проект «Культура», одним из ключевых направлений которого является увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры. Результаты реализации указанного направления представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Итоги реализации национального проекта «Культура» в Республике Башкортостан [2]
В период с 2020 года дважды в год – в апреле и сентябре по инициативе Главы Республики Башкортостан Радия Хабирова в Башкирии отмечают традиционный праздник - День национального костюма, который дает возможность еще раз обратиться к традициям, истории и культуре народов, воспитать в подрастающем поколении понимание, что народная культура – это достояние и ценность [4].
3. Разработка культурных и исторических туристических маршрутов, включающих объекты культурного наследия, способствует привлечению туристов. Это позволяет не только увеличить финансирование на сохранение памятников, но и популяризировать историю региона.
Так, создана «Башкирская археологическая экспедиция им. Н. А. Мажитова», объединившая усилия ведущих научных учреждений Башкортостана, основной целью которой стали международные проекты, а также поиск и выявление памятников золотоордынского периода на территории Башкортостана. В повседневное применение вошли беспилотные летательные аппараты, лазерные сканеры, современные геодезические приборы и фотооборудование [1].
4. Привлечение волонтеров для работы по охране и восстановлению объектов культурного наследия позволяет не только сократить затраты, но и повышает осведомленность населения о важности сохранения исторического наследия. Данные о работе с волонтерами представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Количество волонтеров, вовлеченных в программу «Волонтеры культуры», нарастающим итогом, человек [2]
5. Республика активно сотрудничает с неправительственными организациями и международными фондами в области охраны культурного наследия, что позволяет привлекать дополнительные ресурсы и знания.
Так, подписан меморандум о сотрудничестве с руководством Государственного музея истории Узбекистана Академии наук и Самаркандского института археологии имени Я. Гулямова при участии Агентства культурного наследия Узбекистана [7].
Управлением по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан и Комитетом Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО 8 ноября 2023 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области сохранения культурного наследия, которое стало первым шагом в деле обмена опытом, знаниями и ресурсами, обеспечения доступа к культурным благам и их долгосрочного сохранения для будущих поколений [5].
6. Важным шагом является проведение информационных кампаний, направленных на повышение осведомленности о культурном наследии среди населения и туристов.
Во время торжественного открытия Историко-культурного музейного комплекса «Шульган-Таш» 9 июля 2022 года Глава Республики Башкортостан Р.Ф. Хабиров объявил о начале нового масштабного проекта по популяризации культурного наследия – «Евразийский музей кочевых цивилизаций». В торжественной церемонии приняли участие представители зарубежных государств: Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Узбекистана, а также российских национальных регионов Калмыкия и Татарстан. За два месяца после открытия визит-центра число его посетителей составило 63 тыс. человек [1].
Таким образом, эти практики и кейсы показывают, как важно создавать комплексный подход к управлению культурным наследием, учитывая как историческую значимость объектов, так и современные потребности общества.