После проведения референдума в Крыму, в апреле 2014 г., в Восточной части Украины вспыхнули боевые действия между действующей армией государства и повстанцами из самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Первопричиной вооруженного конфликта внутри страны стал приход новой государственной власти, которая не учитывала интересы республик.
По поводу событий в Крыму США и ряда других государств, а также НАТО, ОБСЕ, ЕС всецело обвиняет Россию в прямом вмешательстве в вооруженный конфликт на территории украинского государства, поставках оружия и финансовой поддержке повстанцев. Российская сторона не согласна с обвинением и отвергает свое участие в боевых действиях [2].
7 апреля 2014 г. в связи с занятием оппозиционерами Майдана административных зданий в Донецке, Луганске, Харькове и других городах, был подписан указ № 405/2014 о проведении «Антитеррористической операции» на юго-востоке Украины [4].
Противостояние ограничивалось перестрелками, рейдами и нападениями на блокпосты вплоть до конца апреля 2014 г. Однако постепенно вооружение украинских силовиков и повстанцев было улучшено (появление бронетехники, вертолетов и пр.), следовательно, начались артиллерийские обстрелы [1].
11 мая 2014 г. в двух республиках Донбасса (ДНР и ЛНР) были проведены похожие референдумы, как и в Крыму. Однако в этом случае Российская Федерация не рискнула принять в состав два новых субъекта, опасаясь дальнейшего углубления сложных отношений, как с Киевом, так и с Западом.
В связи с осложнением кризисной ситуации в Украине, в рамках сотрудничества «нормандской группы» была подписана декларация, которая предусматривала мирные действия в рамках урегулирования конфликтогенной ситуации в Украине. Основные положения декларации заключались в следующем: немедленное прекращение огня в Восточной части Украины; миссия ОБСЕ в рамках наблюдения происходящего в стране; расположение на пограничных территориях (Донецк, Гуково) наблюдателей миссии ОБСЕ [6].
Следует заметить, что осенью-зимой 2014-2015 гг. была сформирована основная форма Европейских стран урегулирования конфликта внутри Украины – Минские переговоры, в ходе которых были подписаны Минские соглашения 1, 2.
Минск-1 состоял из мирного план урегулирования конфликта П.А. Порошенко, который заключался в: свертывании конфликта; новой административной реформе; особом статусе русского языка на территории страны; общейамнистии [3].
Решение соглашения Минск-1 также было задекларировано в законе «Об особом статусе» новой действующей власти Украины. Вместе с тем, реально Киев не был готов к дипломатическому урегулированию гражданской войны в Украине. Что касается Донбасса, руководство сдержало принятые обязательства. Как итог, все аспекты по урегулированию конфликта мирно соглашения Минск-1 не были реализованы в полной мере.
В январе 2015 г. начался новый этап развития гражданской войны в Украине. Обстрелы, захват заложников и важных сооружений Восточной части Украины продолжались. Однако вскоре конфликтогенная ситуация стабилизировалась в пользу ополченцев, были проведены ряд успешных операций (освобождение аэропорта в Донецке и г. Дебальцево).
Информационная политика Федеративной Республики Германии действовала параллельно немецкому внешнеполитическому курсу страны по отношению к происходящим событиям в Донбассе.
В апреле 2014 г., ситуация в немецкой прессе кардинально меняется по сравнению с мартом 2014 г., активнее рассматривались проблемы во внутренней политике украинского государства; в конфликте ДНР, ЛНР; в отношении Запада к украинскому кризису. Число публикаций на эту тему увеличивается в «Der Spiegel online» вдвое, в «Die Zeit online» наоборот идет на спад (март 2014 г. – 53, апрель 2014 г. – 42). Динамика рассмотрения украинского конфликта имеет тенденцию к дальнейшему снижению в апреле 2014 г. и в количественном эквиваленте составляет – 12 и 6 единиц соответственно.
Сложившуюся в немецкой прессе ситуацию относительной тишины в адрес России в мае – июне 2014 г. можно частично объяснить отсутствием провокаций в адрес последней и наличием серьезных внутренних проблем в самой Украине. Следовательно, немецкая пресса уделяла внимание различного рода событиям, начиная с боев повстанцев с Нацгвардией Украины и спецназом МВД батальона «Азов» в Мариуполе до результатов референдумов в Донецкой и Луганских областях и досрочных выборов президента Украины.
Начиная с июля 2014 г. характер публикаций в Der Spiegel online и Die Zeit online несколько меняется, это связано как с осложнениями на Юго-востоке Украины, так и крушением самолета Boeing на территории Донецкой области Украины (в чем была обвинена РФ). Итогом станут публикации с несколько негативным, обвинительным контекстом в адрес России. Например, в июльской статье «Кнут и пряник» немецкого политика, Карла-Георга Вельмана, говорится о том, каким образом ЕС должен противодействовать в связи с украинским кризисом. Он убежден, что санкции могут быть приостановлены в любой момент, если ситуация в Украине улучшится. «Отношение Запада к России весьма сложное, тесное сотрудничество было бы во взаимных интересах. С нашей точки зрения Европа будет неполноценной без Российской сырьевой базы и человеческого капитала, а российская экономика, инфраструктура и система образования необходима помощь со стороны Запада в модернизации, т.к. они находятся в тревожном состоянии». В заключение автор пишет о том, что «санкции против РФ не являются самоцелью, но теперь это необходимое средство, даже если это делает тем или иным больно» [7].
Также стоит отметить, что с первых дней разворачивания вооруженного конфликта в Восточной части Украинского государства на многих информационных платформах был создан «живой блог», где поминутно немецкое население оповещали о происходящих действиях на Донбассе. Данные сообщения имели вид коротких новостных сводок без каких-либо комментариев. Одним из таких «живых блогов» был на информационной платформе Die Zeit [5].
На информационном поле Федеративной Республики Германии 2015-2018 гг. значительных изменений замечено не было по отношению к гражданскому конфликту в Восточной части Украины. Немецкие СМИ стали больше освещать вопросы, касающиеся конфликта в Сирии. Что касается выполнения минских соглашений, о которых было написано выше, они так и остались лишь на «бумаге». Киев почти утратил контроль над республиками Донбасса, Россия все также поддерживала ДНР, ЛНР и придерживалась норм международного права. В целом в этот период Украинская проблема в немецкой прессе оказалась на втором месте, сразу после Сирийского конфликта.