Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
- развитие творческого потенциала ребенка;
- развитие образного, ассоциативного мышления;
- развитие самостоятельной и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощённый в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).
Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные ре акции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Одна из главных задач педагога в этом направлении – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
- полифункциональности, открывающей перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;
- трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
- вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов;
- насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
- доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
- безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, Л.П. Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:
- гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств;
- сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы, кабинета;
- значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ;
- актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий;
- выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;
- влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.
Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В.В. Давыдов, Л.П. Печко, В.А. Петровский) должна быть:
- сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;
- взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
- не должна быть завершённой, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;
- активно включать детей в создание среды, это способствует формированию
- осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
- должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому;
- порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение.
должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:
- обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
- организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссёрской игры;
- предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
- поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.
Для расширения проблемы исследования необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности организации занятий по эстетическому образованию дошкольников.