Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе нового образовательного стандарта

Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе нового образовательного стандарта

Художественно-эстетическое развитие дошкольников рассматривается как основы нового образовательного стандарта. Описываются общие принципы, определенные в ФГОС дошкольного образования. Характеризуется художественно-эстетическая среда и ее влияние на развитие личности ребенка.

Аннотация статьи
конструктивно-модельная деятельность
художественно-эстетическая деятельность
художественно-эстетическое развитие
музыкальная деятельность
изобразительная деятельность
Ключевые слова

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

  • развитие творческого потенциала ребенка;
  • развитие образного, ассоциативного мышления;
  • развитие самостоятельной и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощённый в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).

Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные ре акции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Одна из главных задач педагога в этом направлении – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

  • полифункциональности, открывающей перед детьми множество возможностей, обеспечивающий все составляющие образовательного процесса;
  • трансформируемости, предоставляющий возможность изменений, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
  • вариативности, позволяющий периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов;
  • насыщенности: среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей;
  • доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
  • безопасности: среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, Л.П. Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:

  • гармоническую насыщенность пространства и времени образами искусства, его фрагментами и предметами – носителями природных качеств;
  • сочетание константности и динамичности, сменности компонентов эстетической организации среды ДОУ, группы, кабинета;
  • значимость включения в среду продукции эстетического творчества самих детей, их творческих работ;
  • актуальность создания конкретной специфичной эстетической среды для всех возрастных групп в процессе проведения занятий;
  • выявление историко-культурного «ореола» традиций ДОУ и региона как естественного эстетического средового фона;
  • влияние художественно-эстетического сознания и культурных ориентаций педагога и детей.

Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В.В. Давыдов, Л.П. Печко, В.А. Петровский) должна быть:

  • сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;
  • взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;
  • не должна быть завершённой, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;
  • активно включать детей в создание среды, это способствует формированию
  • осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;
  • должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому;
  • порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение.

должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.

Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссёрской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Для расширения проблемы исследования необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности организации занятий по эстетическому образованию дошкольников.

Текст статьи
  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие. – М.: ИЦ Академия, 1997. 380 с.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Академия, 2000. 162 с.
  3. Комарова Т.С., Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2008. 293 с.
  4. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. – М. 1991. 17 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 октября по 31 октября
Сегодня — последний день приема статей
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
04 ноября
Загрузка в elibrary
04 ноября
Рассылка печатных экземпляров
06 ноября