Автор(-ы):
Кузнецова Светлана Евгеньевна
Олейникова Лариса Витальевна
Новикова Любовь Владимировна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
Художественно-эстетическое развитие дошкольников рассматривается как основы нового образовательного стандарта. Описываются общие принципы, определенные в ФГОС дошкольного образования. Характеризуется художественно-эстетическая среда и ее влияние на развитие личности ребенка.
Текст статьи
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощённый в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений).
Весь первый год жизни активно совершенствуются сенсорно-эмоциональная восприимчивость детей. Постепенно на втором году жизни у детей происходит совершенствование восприятия: ребенок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные средства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные ре акции на контрастные выразительные средства в произведениях искусства: веселую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Одна из главных задач педагога в этом направлении – развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:
Характеризуя художественно-эстетическую среду и ее влияние на развитие личности ребенка, Л.П. Печко выделяет следующие доминантные качества среды как педагогические условия:
Предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В.В. Давыдов, Л.П. Печко, В.А. Петровский) должна быть:
должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.
Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:
Для расширения проблемы исследования необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности организации занятий по эстетическому образованию дошкольников.
Список литературы
Поделиться
Кузнецова С. Е., Олейникова Л. В., Новикова Л. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников на основе нового образовательного стандарта // Развитие науки и высоких технологий как основной источник экономического роста : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 августа 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 39-42. URL: https://apni.ru/article/1090-khudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-doshk