Бюджеты публично-правовых образований играют важнейшую роль в национальной и местной финансовых системах. Анализ доходов и расходов – сложный и трудоемкий процесс, особенно учитывая огромные размеры России, которая состоит из 89 отдельных субъектов. Это еще больше усложняет задачу государственных органов по контролю за распределением бюджетных средств. Эти средства необходимы для поддержки развития различных секторов в стране, включая социальную и экономическую сферы.
Актуальность вытекает из необходимости сравнить объем средств, выделяемых в региональный бюджет, и определить области для улучшения.
Исследование посвящено финансовому планированию региональных органов власти в России и процессам, связанным с их развитием.
В частности, в исследовании рассматривается движение средств от центрального правительства к региональным органам власти.
В рамках этой статьи ставятся цели:
- Дать определение межправительственной финансовой помощи.
- Проанализировать правовую базу Российской Федерации, которая определяет межправительственную помощь.
- Оценить различные формы помощи, используемые в настоящее время в России.
- Предложите пути повышения эффективности межгосударственных программ финансовой помощи.
В России бюджетный кодекс обеспечивает всеобъемлющую основу для межбюджетных отношений. Поэтому будет логичным проанализировать межбюджетные трансферты через призму нормативных актов.
Согласно статье 6 соответствующего законодательства, межбюджетные трансферты – это финансовые ресурсы, передаваемые между различными бюджетами в рамках бюджетной системы России. Эти трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субсидий и других механизмов. В соответствии со статьей 130 Бюджетного кодекса, субсидии являются безвозмездными и невозвратным трансфертами между бюджетами. Их часто называют «выравнивающими» субсидиями, и они предоставляются для бюджетной поддержки. Правовая база, регулирующая субсидии, изложена в специальных нормативных актах [1].
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 129, 131).
- Федеральные законы о федеральном бюджете.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации».
Федеральное правительство оказывает финансовую помощь регионам России с целью обеспечения равной бюджетной поддержки. Эта помощь определяется исходя из необходимости достижения определенного минимального уровня бюджетной поддержки. Только те регионы, чей предполагаемый уровень бюджета ниже этого минимума, имеют право на финансирование военно-промышленного сектора.
В соответствии со статьей 133 Налогового кодекса Российской Федерации субсидии определяются как «межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в пределах, юрисдикция как субъекта Российской Федерации, так и совместная юрисдикция Российской Федерации». Следующие положения из правовой базы, регулирующей финансовую помощь [2]:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 129, 132).
- Федеральные Законы о федеральном бюджете.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
- Правовые акты Федеральных органов исполнительной власти (правила предоставления и распределения межбюджетных субсидий).
Цели и условия, на которых предоставляются субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, а также стандарты и критерии определения этих регионов и распределения между ними общего объема субсидий, устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, которые остаются в силе как минимум в течение трех лет.
Кроме того, правительство может распределять средства между различными регионами России в рамках различных программ. Эти средства также могут быть использованы для поддержки реализации инициатив, соответствующих целям национальных программ.
Средства, выделяемые бюджетам региональных органов власти, являются «межбюджетными трансфертами бюджетам регионов России в целях покрытия финансовых обязательств региональных и местных органов власти, вытекающих из полномочий, делегированных им федеральным правительством в установленном порядке».
Нормативно-правовую базу предоставления субвенций составляют следующие нормативные документы [3]:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 129, 133).
- Федеральные законы о федеральном бюджете.
- НПА Правительства РФ, регулирующие методику расчета и порядок предоставления субвенций, например, Постановление Правительства РФ от 27.03.2013 № 275 «Об утверждении Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации».
Распределение средств между получателями в первую очередь зависит от численности населения, хотя при распределении ресурсов могут учитываться и другие факторы.
Для получения межбюджетных трансфертов организации должны соответствовать определенным критериям. Эти критерии делятся на две большие категории: общие требования и конкретные условия. Общие критерии включают поддержание годового дефицита бюджета на уровне ниже установленного лимита и соблюдение максимальных расходов на обслуживание государственного долга в России.
Правила и условия, регулирующие межбюджетные трансферты, следующие [4, с. 7-15]:
- Регионы, получающие финансовую помощь от правительства для поддержания своей финансовой стабильности, должны воздерживаться от заключения каких-либо соглашений с местными органами власти относительно предоставления услуг для своего собственного, федерального или муниципального бюджетов.
- Регионам, получившим более 20% своих общих доходов из федерального бюджета в течение последних двух финансовых лет (без учета дотаций и субсидий из Инвестиционного фонда России), запрещается размещать свои бюджетные средства в банках.
Последние три года большую часть трансфертов составляли дотации.
Ниже приведены основные направления расходования выделенных средств [5; 6, с. 53-58]:
- Выравнивание бюджетных ассигнований.
- Частичное покрытие дополнительных расходов.
- Закрытие административных подразделений.
- Компенсация дефицита бюджета.
- Обеспечение сбалансированности регионального бюджета.
В контексте реализации бюджетного федерализма в России структура межбюджетных финансовых отношений включает в себя несколько взаимозависимых компонентов. К этим компонентам относятся [7, с. 24-35]:
- Распределение средств и ответственность за их использование.
- Дифференциация источников доходов, включая налогообложение.
- Поддержание сбалансированности бюджета и распределение межбюджетных трансфертов.
Важно учитывать потенциальное влияние любых изменений этих компонентов друг на друга.
Кроме того, крайне важно учитывать колебания экономической конъюнктуры, на которые влияют различные внутренние и внешние факторы, такие как экономические, политические и социальные обстоятельства. Это создало серьезную проблему при реализации государственной фискальной политики в течение последних 18 месяцев.
В этой связи существует несколько направлений, в которых можно улучшить межправительственные финансовые отношения в Российской Федерации.
- Повышение ясности и стандартизации процесса предоставления субсидий.
- Объединение отраслевых субсидий в более широкие межбюджетные программы отраслевой поддержки.
- Замена некоторых существующих субсидий более гибкой финансовой помощью.
Кроме того, я предлагаю альтернативные подходы к укреплению межправительственного сотрудничества:
- Внедрение дифференцированной системы налогообложения доходов физических лиц, при которой часть доходов отчисляется в региональный бюджет по ставке 85%. Кроме того, предлагается ввести необлагаемый налогом минимум, основанный на прожиточном минимуме, который будет определяться отдельно для каждого региона. Эта мера позволит укрепить бюджетный потенциал регионов, сократить диспропорции в финансовых ресурсах и скорректировать целевые субсидии федерального правительства.
- Создание резервного фонда является важным шагом в поддержании финансовой стабильности и выполнении социальных обязательств. Это открытие позволяет правительству быстро реагировать на экономические колебания, обеспечивая финансирование на выгодных условиях. Кроме того, оно служит спасательным кругом для организаций, обремененных значительным государственным долгом, предлагая решения по долгосрочному финансированию.
В настоящее время межправительственная финансовая поддержка направляется в различные сектора, включая здравоохранение, социальное обеспечение, жилищное строительство, сельское хозяйство и культурные инициативы. Эта поддержка вносит значительный вклад в развитие этих важнейших секторов, тем самым повышая общее благосостояние населения.
В целях укрепления межбюджетных отношений в России необходимо повысить ясность и формализацию процессов распределения субсидий. Вместо того чтобы поддерживать множество отдельных программ субсидирования, мы предлагаем объединить их в единую межправительственную структуру поддержки промышленности. Кроме того, мы рекомендуем увеличить региональные налоговые поступления и решить проблему дефицита бюджета путем внедрения прогрессивной системы налогообложения доходов физических лиц. Кроме того, предлагается на законодательном уровне создать обязательные региональные резервы.
В свете вышесказанного становится очевидным, что федеративный характер государства оказывает глубокое влияние на его финансовую систему и, следовательно, на конфигурацию бюджетной структуры. Из-за географического деления России существует три различных уровня государственного управления, каждый из которых имеет свой собственный независимый бюджет. Такая иерархическая структура бюджетов требует наличия многоуровневой системы финансовой отчетности от государственных органов, что влечет за собой распределение бюджетных ресурсов между различными компонентами системы.