Под общим недоразвитием речи (далее ОНР) Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, понимают речевую патологию, которая характеризуется нарушением развития всех компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонематики и звукопроизношения [2, с. 624; 8, с. 4-5]. Данное речевое нарушение возникает у детей с сохранным интеллектом и слухом. Дети с ОНР третьего уровня всё чаще становятся младшими школьниками в общеобразовательной школе. Рассматриваемые школьники, способны к освоению навыков звукового и слогового анализа, но в большинстве случаев у детей с речевым недоразвитием, страдают в онтогенезе процессы фонематического восприятия и фонематического анализа. Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка [5, с. 21]. Мыслительные процессы, связанные с фонематическим слухом, страдают при большинстве логопедических нарушений: дислалии, ринолалии, дизартрии, алалии, афазии.
Одной из сложнейших операций процесса письма является звуковой анализ слова, что требует высокого уровня развития фонематических процессов. Если ребёнок не достигает необходимого уровня «фонематической компетентности» к моменту обучения письму, у него закономерно возникает дисграфия в той или иной степени выраженности [9, с. 5-6]. Особо следует остановиться на том, что при многих речевых нарушениях наблюдается, отмеченная еще Р. Е. Левиной, взаимосвязь фонетических и фонематических недостатков [3]. В начальной школе логопат переносит проблемы с восприятием и пониманием речи на письменные формы коммуникации. Освоение письменной речи является основной целью обучения младших школьников.
Предполагаем, что эффективная логопедическая работа по развитию навыков звукового и слогового анализа у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня значительно уменьшит трудности младших школьников по освоению письменной речи и поможет в социальной адаптации. Современная наука рассматривает слоговой и звуковой анализ как особый вид речемыслительной деятельности и выделяет в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания звука (слога) на слух из звучащего слова (в потоке речи); операцию синтеза (т. е. составления слова из отдельных звуков или слогов) словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. В данной работе ставится задача рассмотреть только процессы звукового и слогового анализа. Процессы звукового синтеза, мы считаем, целью другой научной работы.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по выработке навыков звукового и слогового анализа в процессе развития речи у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.
Объект исследования – особенности устной речи и навыков фонематического анализа у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.
Предмет исследования – содержание логопедической работы по усвоению навыков звукового и слогового анализа в процессе речевого развития детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.
Задачи исследования:
- Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Изучение особенностей устной речи детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.
- Разработка и апробация содержания логопедической работы по развитию навыков звукового и слогового анализа в процессе развития речи у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.
- Проверка эффективности логопедической работы по выработке навыков звукового и слогового анализа слова в процессе развития речи у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня.
В качестве гипотезы исследования предполагаем, что эффективность логопедической работы по развитию навыков звукового и слогового анализа у детей младшего школьного возраста с ОНР третьего уровня будет связана с:
- возникновением у ребёнка предпосылок фонематического восприятия и навыков фонематического анализа;
- развитием речи в части: звукопроизношения, слоговой структуры слова, грамматической стороны речи и связной речи.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
- труды отечественных педагогов и психолингвистов Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Л. Г. Соловьёвой, И. Н. Садовниковой, Л. Ф. Спировой¸ А. В. Ястребовой, раскрывающие причины и проявления нарушений развития речи и особенности работы по диагностике и коррекции нарушений речевого развития у детей младшего школьного возраста;
- исследования Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной, А. К. Марковой по формированию слоговой структуры слова.
База исследования – Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского».
Выборка исследования: 10 детей, 2016-2017 года рождения, в том числе 7 мальчиков и 3 девочки. Все дети, участники экспериментального исследования, посещают занятия логопеда один или два раза в неделю. Все младшие школьники с ОНР третьего уровня. Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально и в несколько этапов с учетом психо-физиологических возможностей детей данного возраста.
В экспериментальном исследовании были использованы следующие методики:
- Методика обследования навыков звукового анализа (диагностические задания от В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко [2] и Т. В. Ахутиной [1, с. 16]).
- Методика обследования фонетико-фонематической системы речи по альбому И. А. Смирновой [7].
- Методика обследования состояния звукового анализа слова у младших школьников по И. Н. Садовниковой [6, с. 44].
Восемь из десяти испытуемых регулярно посещали занятия логопеда в дошкольном периоде обучения. Многие задания детям знакомы (тип заданий) и благодаря занятиям с логопедом их навыки приближаются к нижнему уровню сформированности навыков звукового и слогового анализа. Обследование проводилось в устной форме. Бланк обследования был скрыт от детей. Губы логопеда, когда нужно было на слух определить звук или количество звуков, прикрывались барьером.
Самыми сложными для испытуемых оказались такие задания: выделение количество звуков в слове; определение безударного гласного в конце слова; определение последовательности звуков в слове (назвать в какой позиции находится звук в слове).
В обследовании по методике А. И. Смирновой детям было трудно проговаривать слова сложной слоговой структуры. Затруднения возникали потому, что некоторые из требуемых к называнию предметов устарели и детям просто не знакомы (магнитофон, например).
Результаты проведенных исследований были собраны в сводные таблицы и по их данным для большей наглядности оформлены диаграммы. Обследование показало, что большинство детей могут произносить значительную часть звуков нормативно, но есть обучающиеся, которым мешает не сформированность слоговой структуры слова. Например, четверо младших школьников способны произносить только слова 7 или 8 слоговой структуры слова (по А. К. Марковой). Это видно из диаграммы на рисунке 1 «Актуальный тип слоговой структуры у младших школьников (констатирующий эксперимент)».
Обучающиеся с легкостью выполняли задания про гласные в начале слова или в ударной позиции. Однако, выделение гласной в конце слова или в безударной позиции, часто вызывало затруднения. Сложно определялись глухие согласные звуки в конце слова. Задание по определению количества букв слова часто выполнялось с легкостью, но количество звуков в слове детям было сложно определить. Как видно из диаграммы на рисунке 2 «Уровень сформированности навыков звукового и слогового анализа (констатирующий эксперимент)», большинство детей находились на низком уровне формирования навыков звукового анализа. Только 30% испытуемых младших школьников с ОНР третьего уровня умели анализировать слоги и звуки в словах на среднем уровне.
Рис. 1. Актуальный тип слоговой структуры у младших школьников (констатирующий эксперимент)
Рис. 2. Уровень сформированности навыков звукового и слогового анализа (констатирующий эксперимент)
В целом показатели обследования свидетельствуют о наличии у младших школьников предпосылок для выработки навыков звукового и слогового анализа, однако, наличие проблем в экспрессивной речи и нарушения в формировании слоговой структуры слова замедляет процессы овладения рассматриваемыми навыками. Результаты констатирующего этапа исследования показали отправную точку (уровень) и дали возможность индивидуализировать коррекционную работу с младшими школьниками на стадии формирующего этапа. Знание об уровне сформированности навыка звукового и слогового анализа позволило, при реализации формирующего этапа исследовательской работы, дифференцировать работу с обучающимися и выработать оптимальные методы работы с каждым младшим школьником.
При проведении контрольного эксперимента условия и требования к процедуре обследования не менялись. Диагностические задания и лексический материал не менялись. Однако, вопросы диагностических заданий детям были знакомы и это, возможно, повлияло на количество набранных баллов.
Представленные ниже диаграммы отображают результаты вводного обследования и контрольного обследования на одной сетке координат для возможности сравнения результатов. Данные представлены поименно для удобства.
После проведенной коррекционной работы с данными младшими школьниками хочется отметить некоторые моменты, относящиеся к индивидуальному пути развития. Двое обучающихся, на контрольной стадии эксперимента набрали по многим диагностическим заданиям максимальное количество баллов. Можно сделать вывод: общее недоразвитие третьего уровня преодолевается успешно и навыки звукового и слогового анализа сформированы.
Итак, диаграммы на рисунках 3 и 4 показывают, что коррекционная работа прошла успешно. Выбранные направления и поставленные задачи решены. Но пока сложно для всех участников эксперимента говорить о полном решении проблем речевого развития. Мы убедились в правильности подобранных заданий коррекционного курса и получили данные для определения личностей младших школьников, которые продолжат посещение коррекционно-развивающих занятий в дальнейшем. Определены дети, которые завершают свой коррекционный курс. Кроме этого, из данных диаграмм на рисунках 3 и 4 видим, кому персонально из младших школьников следует уделить больше внимания.
Данные, отображаемые в диаграммах на рисунках 5 и 6, это результаты диагностики по альбому А. И. Смирновой на контрольном этапе эксперимента. Из данных диаграмм рисунков 5 и 6 видно, что младшие школьники успешно осваивают навык произношения слов сложной слоговой структуры и навык деления слов на слоги. В отличие от начального этапа эксперимента, младшие школьники, способные проговаривать слова только 7-8 типа слоговой структуры, перешли на уровень выше. Все обследуемые младшие школьники способны проговаривать слова выше восьмого типа слоговой структуры слова.
Показатели обследования навыка деления слов на слоги (рис. 6), свидетельствуют о том, что нарушение слоговой структуры слова является одним из определяющих признаков недоразвития речи у детей и результаты обследования подтверждают мнения авторитетных логопедов: коррекция данного нарушения длительная, само нарушение имеет устойчивый характер. У некоторых обследуемых результат коррекционной работы практически не заметен или успех данной работы незначительный. Особенно сложно продвигается работа у детей с нарушениями внимания и с фонетико-фонематическими нарушениями.
Из диаграммы на рисунке 7 мы видим, что многие младшие школьники, после проделанной коррекционной работы, перешли на средний уровень развития навыка звукового анализа. Не осталось младших школьников, у которых данный навык развит на низком уровне.
Рис. 3. Сравнение данных по уровню сформированности навыка различать сходные фонемы на слух в начале эксперимента и на контрольном этапе. Количественный анализ. Бальная система оценки
Рис. 4. Сравнение уровня сформированности навыка звукового анализа на этапе констатирующего эксперимента и на контрольном этапе эксперимента. Количественный анализ, бальная система оценки
Подводя итоги исследования по формированию навыков звукового и слогового анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня, мы пришли к выводу, что диагностика уровня сформированности данных навыков поможет в выявлении детей с проблемами в развитии речи и поможет выявить детей, входящих в группу риска по развитию в дальнейшем дисграфических проявлений. Кроме этого, коррекционные мероприятия, направленные на развитие навыков звукового и слогового анализа, были эффективны. В данной исследовательской работе были выбраны доступные для младших школьников методы и средства коррекционной работы. Индивидуализация работы была достаточной для решения задач коррекционного курса исследования. Контрольный этап нашего исследования помог нам определить актуальный уровень развития сформированности навыков звукового и слогового анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Рис. 5. Актуальный тип слоговой структуры слова у младших школьников (контрольный эксперимент)
Рис. 6. Сравнение уровня сформированности навыка определения слогов в слове
Рис. 7. Сравнение уровня сформированности навыка звукового анализа по И. Н. Садовниковой (констатирующий и контрольный эксперименты)