Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Развитие геометрических представлений у младших школьников

Развитие геометрических представлений у младших школьников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

геометрия
младшие школьники
начальная школа
пространственное мышление
геометрические фигуры
образовательные технологии
наглядные методы
игровые методы
практические методы
математическое образование

Аннотация статьи

Статья посвящена значению геометрии в математическом развитии младших школьников и формированию их пространственного мышления. Рассматриваются задачи изучения геометрического материала в начальной школе, включающие формирование четких геометрических образов, развитие пространственных представлений, а также обучение навыкам черчения и измерения.

Текст статьи

Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии. В начальных классах ставится задача расширить и уточнить представления учащихся о геометрических фигурах, а также развивать их пространственное мышление. Математическое образование – важный фактор развития и формирования личности, который во многом опирается на эмпирический опыт детей, приобретенный в дошкольный период и на этапе начального обучения.

С геометрическими понятиями младшие школьники знакомятся в ходе выполнения практических упражнений на протяжении все четырёх лет обучения. Основными задачами изучения геометрического материала в 1–4 классах является: создание у детей четких и правильных геометрических образов; развитие пространственных представления; обучение навыкам черчения и измерения, имеющими большое жизненно – практическое значение, «упорядочение, расчленение и структурирование» окружающего мира ребенка, т. е. познание окружающего мира с геометрических позиций: знакомство с пространственными отношениями между реальными объектами, геометрическими телами, плоскими фигурами на основе восприятия окружающего мира и работы с моделями геометрических фигур.

В 1 классе геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию. Геометрические понятия, с которыми дети знакомятся в 1 классе: точка; линии – прямые, кривые; отрезок; ломаная; звенья ломаной; вершина ломаной; замкнутая и незамкнутая ломаная; многоугольники – треугольники, прямоугольник, квадрат.

Точка – неопределяемое понятие геометрии. С точкой обычно знакомят методом показа – рисуют или прокалывают стержнем ручки в листочке бумаги. Считается, что точка не имеет.

Линия – неопределяемое понятие геометрии. С линией обычно знакомят методом показа – моделируют из шнура, или рисуют на доске или на листе бумаги.

Прямую линию удобно моделировать, сгибая любой лист бумаги – линия сгиба всегда прямая. Основное свойство прямой линии: прямая линия бесконечна. Кривую линию удобно моделировать из шнура. Кривая линия также бесконечна (если она незамкнута). Ломаную линию удобно моделировать, используя счетные палочки или складной металлический метр. Ломаная линия содержит конечное число звеньев. Звено ломаной – отрезок. Точки соединения концов звеньев называют – вершинами ломаной. Звенья ломаной должны быть соединены последовательно.

Геометрические понятия, с которыми дети знакомятся во 2 классе: Длина ломаной. Прямой угол. Непрямой угол. Прямоугольник. Квадрат. Длина ломаной – сумма длин всех звеньев ломаной. Для нахождения длины ломаной следует измерить длину каждого звена и результаты сложить.

Прямой угол – это угол, который по определению содержит 90. Поскольку в начальной школе при обучении по стабильной программе дети не знакомятся с градусной мерой углов, понятие прямого угла дается методом показа: это – прямой угол, это – не прямой угол.

Для получения модели прямого угла дети используют лист бумаги, сгибая его соответствующим образом: Прямоугольник – четырехугольник, у которого все углы прямые. Основное свойство прямоугольника: противолежащие стороны прямоугольника имеют равные стороны. Это свойство дети определяют опытным путем: перегибают бумажные модели прямоугольников, совмещая противолежащие стороны.

Эффективность работы обеспечивается разнообразием используемых образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся.

Наглядные методы

При изучении геометрического материала следует широко использовать разнообразные наглядные пособия. Это демонстрационные, общеклассные модели геометрических фигур, изготовленных из цветного картона или плотной бумаги, плакаты с изображением фигур, с диаграммами, чертежи на доске, использование компьютера. Кроме того, требуются наглядные пособия – такой раздаточный материал, как полоски бумаги, палочки различной длины, вырезанные из бумаги фигуры и части фигур.

Игровые методы

Для активизации учебно-познавательной деятельности включаю в содержание урока дидактические игры с занимательным материалом.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. Учитель должен систематически проводить работу по формированию умений и навыков применения чертежных и измерительных инструментов, построению изображений геометрических фигур, умений описывать словесно процесс работы, выполняемой учеником, и ее результат, умений применять усвоенную символику и терминологию.

Связь с другими предметами

Задания по геометрии включают в себя рисование, штриховку, лепку, аппликацию, работу с ножницами и другие задания.

Созданный запас геометрических представлений обеспечивает необходимую основу для проведения работы по формированию в дальнейшем геометрических понятий.

Список литературы

  1. Амелина М.В. Разноуровневые задания на уроках математики при изучении геометрического материала / Начальная школа / 2010 г. № 8 С. 57.
  2. Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 05, 2013 / Т.В. Баракина Обучение младших школьников решению задач на геометрические построения.
  3. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах. М.: Академия, 2001 г.
  4. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009.
  5. Николау Л.Л. Преемственность между дошкольным и начальным образованием при изучении геометрического материала / Начальная школа до и после / 2008 г. № 8 С. 33.

Поделиться

48

Пригорнева Т. А. Развитие геометрических представлений у младших школьников // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10912-razvitie-geometricheskih-predstavlenij-u-mladshih-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января