Главная
АИ #15 (18)
Статьи журнала АИ #15 (18)
А.П. Чехов и школьный театр

А.П. Чехов и школьный театр

Автор(-ы):

Холонина Елена Анатольевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

школьный театр
творчество А.П. Чехова
театральная постановка в школе
инсценировка рассказов
приобщение детей к творчеству писателей

Аннотация статьи

Статья посвящена вопросу постановок произведений А.П. Чехова в школьном театре. Автор – профессиональный режиссер с большим опытом работы в школе делится практическим опытом реализации постановок, работы с детьми над ролями, приобщения детей к творчеству великого писателя.

Текст статьи

Мы живем и работаем в одном из красивейших городов Подмосковья, в городе Чехове, который носит имя великого писателя и драматурга А.П.Чехова. В своей усадьбе «Мелихово», что в 15 километрах от центра города, Чехов прожил 7 лет, где и были написаны им известные произведения: «Чайка», «Три сестры» и многие удивительные рассказы. В нашей гимназии, где мы работаем, создан школьный театр с названием «Класс». Естественно, в нашем городе проходит ежегодный фестиваль театральных школьных коллективов «Чеховская чайка». Его целью является не только приобщение детей к творчеству великого писателя, но и возможность более близкого прикосновения к его произведениям через театральное искусство.

Мне бы сегодня хотелось, как профессиональному режиссеру, поделиться некоторыми практическими советами относительно особенностей при постановке с детьми инсценировок рассказов А.П.Чехова. Бывает порой, что руководители творческих коллективов школ не решаются браться за такие постановки, считая их слишком сложными для воплощения материала детьми на сцене. Исключениями являются, как правило, два рассказа: «Ванька» и «Хамелеон». Уверяю вас, что рассказы Чехова, обладающие невероятно интересными сюжетами и яркими образами очень привлекают детей, и они с большой охотой берутся за их воплощение.

Совет 1. «Драматургическая основа инсценировки» то есть его сценарий.

Остановимся на рассказе «Детвора», который мне удалось инсценировать с ребятами в нашей студии, и за постановку которого, на фестивале «Чеховская чайка» мы получили наивысшую награду «Гран-при».

В текстах или как мы еще говорим репликах, сценариев Чеховских рассказов должно быть все емко и лаконично. Например: авторское вступление рассказа «Детвора», «Мамы, папы и тети Нади нет дома, они уехали на крестины». Все подробности, описанные Чеховым о том, куда и к кому они уехали можно опустить. Инсценировка рассказов часто предполагает это, оставляя в сценарии только главные моменты. Далее «В ожидании их возвращения Аня, Гриша, Таня, Алеша и кухаркин сын Андрей сидят за столом и играют в лото…».

Для вступления в сценарии данного текста от автора вполне достаточно чтобы зритель определил предлагаемые ему обстоятельства истории. Теперь реплики персонажей. Гриша – один из главных героев рассказа и у него много текста. Для более емкой подачи материала мы некоторые реплики не очень значимые для действующих лиц можем сократить, конечно, не нарушая при этом основного смысла рассказа.

Совет 2. Создание художественного образа.

В первую очередь у руководителя должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку, исполняющему ту или иную роль в инсценировке.

Начиная работу над ролью, не забудьте разобрать «по косточкам» каждого героя рассказа в присутствии всех ребят, участвующих в постановке. Сначала обсудите, что о нем известно от автора рассказа, каковы его действия и поступки, почему они такие. Ведь все действия и интонации реплик героев должны быть оправданы ходом сюжета, поэтому взаимосвязаны между собой. Затем мы можем привнести в создание художественного образа и свое видение характерных черт героя. Например, в рассказе «Детвора» есть такой персонаж Андрей – кухаркин сын. У него, в отличие от других героев довольно колкий характер. Он, играя с детьми за столом в лото, всегда создает интригу, напряжение, конфликт. Поэтому, мы с моим актером Никитой, раскрывая его характер, придумали разные детали к его образу. Во-первых, он кухаркин сын, значит, может быть толстым и непрестанно жевать, во-вторых он постарше всех ребят и как задира дает то и дело мальчишкам подзатыльники, он же и затевает драку. Или вот, Соня, которая дает всем копейки взаймы. В нашем варианте постановки эта героиня была с тонким и нежным голоском, которая угощала всех конфетами, хотя у Чехова в рассказе этого не было.

Работая с детьми над ролью, мы можем сами придумывать всевозможные приспособления к действиям героев, как об этом и писал К.С. Станиславский. Например, если бабушка, то может вязать и протирать то и дело очки, если торговка на рынке, то может грызть семечки, если модница, то может часто поправлять прическу и смотреться в зеркало и так далее. Эти приспособления помогут ребятам не растеряться на сцене и справиться с ролью.

Совет 3. «Застольная читка».

«Застольная читка» – так на профессиональном актерском языке называется первый этап подготовки актеров к репетиционному выходу на сцену. Выражаясь точнее это глубокое знакомство с текстом всех персонажей, разбор этого текста, интонационная взаимосвязь всех реплик героев во время многократного прочтения пьесы.

Уважаемые руководители, старайтесь не избегать этого этапа подготовки инсценировок с детьми. Раздавая детям тексты, не выводите их сразу на сцену. Желательно, всей группой почитать этот текст на нескольких репетициях, хорошо его усвоить, сжиться с ним, разобрать «интонационный ряд». И еще, если терпит время, не требуйте от маленьких артистов, чтобы они быстро выучили текст, предварительно не разобрав его. В основном текст должен запоминаться на репетициях, и немного доучен дома. Конечно, работа с текстом детей школьного театра и профессиональных актеров отличается, но «застольная читка» должна оставаться неизменной.

Совет 4. Постановка массовых сцен.

Все профессиональные режиссеры и руководители любительских театральных коллективов знают, что одними из самых сложных постановочных сцен являются «массовые сцены». Чтобы эти сцены получались нужно усвоить одну главную формулу – у каждого персонажа такой сцены должно быть свое личное, персональное дело и действие, отвечающее смыслу всей массовой сцены. Например, в той же инсценировке «Детвора», когда наступает кульминационный момент и среди детей затевается драка, то каждому актеру была поставлена конкретная задача действий. А показ драки на сцене вообще дело непростое. Чтобы она получилась, я разбила детей на группы 1, 2, 3 человека и каждая группа выполняла свое конкретное действие. Один человек то подбегал и толкал группу из двух человек, то из трех человек, то сам пятился и падал на пятую точку, снова вставал и еще раз повторял тоже действие. Группа из двух человек, уцепившись друг за друга руками, крутились то в одну сторону, то в другую. В группе из трех человек, тянули стоящего посередине героя то в одну сторону, то в другую. Две девочки, заглядывая под стол, якобы ударялись лбами и затем на четвереньках отползали друг от друга. И когда все ребята вместе под звуки задорной музыки одновременно выполняли свои действия, в зрительном зале создавалось ощущение суматохи и настоящей драки, а главное для маленьких актеров эти действия были совершенно безопасны.

Ни в коем случае нельзя использовать на сцене настоящие уличные приемы ударов драки, пусть даже бесконтактные, они смотрятся крайне неэстетично, а лучше применять всевозможные действия лишь похожие на настоящую драку.

Совет 5. Атмосфера спектакля.

Из чего же складывается та волшебная атмосфера сценического действа, которая и завораживает всегда зрителя. Разумеется, из многих составляющих, сложенных в одно целое, из которого и получается чудо. В первую очередь, это игра актеров, меняющиеся мизансцены, музыка, свет, звуки, сценография, декорация, всевозможные спецэффекты, грим, костюмы. Все это должно отражать то время и место действия, в котором существуют герои на сцене. Да, в школьном театре часто бывают проблемы и с пошивом костюмов и с техническими средствами, но в нем есть и свои плюсы. Там всегда приходят на помощь своим детям неравнодушные родители, и театр объединяет родных людей. Но, если вдруг возникают сложности с костюмами, то мой совет такой: их можно сделать стилизованными, добавляя лишь элементы, подчеркивающие тот или иной персонаж: очки, шарф, перчатки, трость, жабо, тем более мы говорим об инсценировках рассказов А.П. Чехова. А, если у вас в школе есть еще и хореографический коллектив, как у нас, который мы всегда привлекаем для усиления атмосферы чеховских произведений, то это будет совершенно великолепно.

Давайте будем как можно чаще инсценировать произведения великого писателя, и наши дети в будущем скажут нам за это «спасибо». Удачи вам!

Поделиться

3441

Холонина Е. А. А.П. Чехов и школьный театр // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 120-122. URL: https://apni.ru/article/1092-ap-chekhov-i-shkolnij-teatr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля