Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к русскому народно...

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к русскому народному творчеству

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

народное искусство
патриотическое воспитание
народная культура
дошкольное образование
традиции и обычаи
фольклор
декоративно-прикладное творчество

Аннотация статьи

В статье рассматривается значимость народного искусства, культуры и традиций в воспитании патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения. Уделяется особое внимание формированию у детей дошкольного возраста интереса и уважения к русской культуре через знакомство с народными традициями, фольклором, декоративно-прикладным искусством, играми и праздниками.

Текст статьи

«Несомненно самым высоким видом искусства, самым талантливым,

самым гениальным, – является народное искусство, то есть то, что запечатлено

народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

 

Воспитание настоящего патриота и гражданина, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания истории, культуры, искусства своего народа. Детей как можно раньше нужно знакомить с культурой русских людей: русского народного костюма, народного фольклора (потешки, пословицы и поговорки, сказки); народными песнями, музыкальными инструментами. Только познавая прошлое можно понять настоящее, предвидеть будущее. Народные традиции и обычаи, декоративно-прикладное творчество, фольклор представляют собой уникальную связь между прошлым, настоящим и будущим, связывающую наших предков с нынешним поколением. К большому сожалению, наши дети практически не имеют представления о том, как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свои дома? Какие праздники отмечали? Для того чтобы дети смогли ответить на эти вопросы, нужно связать прошлое, настоящее и будущее единой ленточкой, вернуть утраченные ценности русского народа. Как гласит старинная мудрость: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания истории, традиций своего народа нельзя воспитать патриота и гражданина своей страны, любящего своих родителей, свой дом, свою родину, с уважением относящегося к другим народам.

Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, научить уважительно, относиться к своим древним корням, памяти предков.

На сегодняшний день актуальной является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с ее истоками, обычаями, традициями, обрядами, и на основе народных традиций – воспитывать патриотические чувства.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки. К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры. В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники, декоративно-прикладное творчество. Все компоненты раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества.

Русские народные игры ярко отражают образ жизни наших предков, их быт, труд представления о чести, смелости, мужестве, желании быть сильными, ловкими, выносливыми, обладать смекалкой, выдержкой, находчивостью, волей и стремлением к победе. Народные подвижные игры помогают осуществить деятельностный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных образовательных областях:

  • развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе;
  • создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства;
  • знакомить с различными видами фольклора – приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др.

По содержанию все народные игры просты и лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, памяти, речевой активности и уточнению представлений об окружающем мире. В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. Дети любят веселые считалки, жеребьевки, сопровождающие игры. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В народных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Праздники – самая яркая, интересная, счастливая часть истории, быта и культуры любого народа, отражающая его мировоззрение. В народной культуре можно встретить различные формы праздников: праздники-концерты, праздники-спектакли. Такие праздники приносят радость, хорошее настроение и развлечение тем, кто на них приходит как зритель, и не меньшую радость тем, кто является «артистом».

Народные праздники выполняют три основные функции:

  1. Воспитательно-развивающую;
  2. Информационно-просветительскую;
  3. Культурно-творческую.

Для детского сада наиболее приемлемыми будут те праздники, в которых традиционно принимают участие дети. Это праздники – «Широкая масленица», «Весенняя ярмарка», «Рождественские колядки».

Различные виды художественной деятельности, основа которых народное творчество – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития художественно-эстетических способностей детей. На основе знакомства с народным художественным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно-прикладного творчества, дети испытывают чувство радости и удовлетворения от ярких жизнерадостных красок, богатства и разнообразия узоров и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у малышей возникает стремление самим научиться создавать похожие творения. Изобразительное народное творчество обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира ребёнка. Оно доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное подрастающему поколению содержание, которое конкретно, в простых лаконичных формах открывает ребёнку красоту и прелесть окружающего. Велико значение народно-прикладного искусства для эстетического воспитания дошкольников. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства.

Ознакомление с произведениями народного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Яркое впечатление производят на детей красочные кистевые росписи по дереву в произведениях народных мастеров городецкой и хохломской росписи. Постигая народное творчество, дети приобщаются к труду и учатся сами создавать материальные и культурные ценности.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, чести и верности. Изучая жанры русского народного фольклора – поговорки, загадки, пословицы, сказки, потешки, дразнилки – дети приобщаются их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Русский народный фольклор – это сильный инструмент для патриотического воспитания. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.

Таким образом, элементы народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям, ведь патриотизм как качество личности формируется и проявляется через уважение к заслугам русского народа, привязанность и любовь к родной земле, литературе, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.

Список литературы

  1. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество / Т.Я. Шпикалова [и др.]; под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской. Москва: ВЛАДОС, 2010. 272 с.
  2. Донгаузер Е.В. Воспитание патриотизма у старших дошкольников средствами народной культуры / Е.В. Донгаузер, Т.А. Нежинская. Текст: непосредственный // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: сборник научных статей по материалам конференции, Екатеринбург.
  3. Иванова Е.И. Народная педагогика духовно-нравственного воспитания / Е.И. Иванова. Текст: непосредственный // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2012. № 12. С. 27-30.
  4. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры», – М., «Воспитание человека», 2005.

Поделиться

24

Печагина М. М., Грибовская Н. Е., Прийма И. В. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к русскому народному творчеству // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10922-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-cherez-priobshenie-detej-k-russkomu-narodnomu-tvorchestvu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января