Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Проектная деятельность на уроках в начальной школе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

проектная деятельность
метод проектов
творческое мышление
образовательное пространство
исследовательские навыки
коммуникативные умения
школьники
целеполагание
проектная работа
начальная школа
педагогическая деятельность
возрастные особенности

Аннотация статьи

Статья посвящена методологии проектной деятельности в школе, рассматривая её как эффективную форму организации образовательного пространства и развития ключевых компетенций учащихся. Метод проектов способствует развитию творческого и познавательного мышления, ориентирует детей на самостоятельную деятельность в различных форматах: индивидуальной, парной и групповой. В статье подробно описаны этапы проектной работы, начиная с целеполагания и разработки проекта, до презентации результатов и подведения итогов.

Текст статьи

Проектная деятельность подготавливает учащихся к реальным условиям жизни, формирует ключевые компетенции. Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления, ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, парную, групповую, которую участники выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод всегда предполагает решение какой –либо проблемы и получение результата. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной жизни.

Учитель формулирует проблему проекта, но не всякая проблема заставляет человека действовать. Тема проекта должна быть дана в общих чертах, а дети её обсудят, домыслят, может быть, переформулируют, или даже выберут тему проекта самостоятельно. Это должна быть тема, над которой детям было бы интересно поработать.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для ученика требуется личностно или социально значимая проблема. Выделяют следующие этапы проекта:

  1. Целеполагание (помочь ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени).
  2. Разработка проекта (составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).
  3. Выполнение проекта. Практическая часть.
  4. Подведение итогов. Определение задач для новых проектов.
  5. Презентация проекта. Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.

Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Таблица

УЧИТЕЛЬ. Организует деятельность –предлагает:

УЧАЩИЕСЯ. Осуществляют:

  • организовать группы;
  • распределится в группах;
  • спланировать деятельность по решению задач;
  • продумать возможные формы презентации результатов.
  • разбивку на группы;
  • распределение ролей в группе;
  • планирование работы;
  • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

Участвуя в проектной деятельности, школьники демонстрируют: готовность к познанию и овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); готовность овладеть компьютерной грамотностью; владение коммуникативными навыками, толерантностью; умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности Проекты младших школьников обычно тесно связаны с содержанием учебных предметов. Дети этого возраста очень любопытны, им нравится заниматься творческой и исследовательской деятельностью. Желательно, чтобы тема была актуальной, соприкасалась с жизнью ребенка. Оформление результатов. Начиная со 2 класса, детей учат правильно оформлять свои работы.

Примерные темы для проектов в начальной школе 1 класс: «Азбуки бывают разным»; «Алфавит из сказочных персонажей»; «Веселые стихи на букву Аа»; «Детеныши животных»; «Какие бывают снежинки»; «Листья моего двора». 2 класс: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки»; «Дорожная азбука второклассника»; «Живи, елочка, живи!»; «Зимующие птицы нашего двора»; «Как я могу защитить природу»; «Кто такой Кощей Бессмертный?». 3 класс: «Влияние экологии на жизнь растений»; «Имена мультипликационных персонажей в ребусах»; «История имени моей улицы»; «Молния. Бояться или понять?». 4 класс: «Военные плакаты Великой Отечественной»; «Городецкая роспись и ее мудрость»; «Женщины – герои Отечественной войны 1941–1945 гг.»; «Исторические и любимые места родного города»; «Народные умельцы нашего края»; «Роль хлеба в русских народных сказках».

В начальной школе работа над разными видами проектов возможна, но с некоторыми ограничениями. Ребята только учатся ориентироваться в информационном пространстве, мыслить самостоятельно, поэтому им необходима помощь взрослых.

Список литературы

  1. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. – 2005. – № 9. – С. 55-59.
  2. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. Лекции 5–8. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 68 с.
  3. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы Правительство Москвы Департамент образования города Москвы. От 20.11.2003 № 2-34-20.

Поделиться

35

Пригорнева Т. А. Проектная деятельность на уроках в начальной школе // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10923-proektnaya-deyatelnost-na-urokah-v-nachalnoj-shkole

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января