Главная
Конференции
Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации
Дебаты как средство формирования функциональной грамотности на уроках английског...

Дебаты как средство формирования функциональной грамотности на уроках английского языка (Инновационный взгляд на педагогическую технологию Дебаты: формирование глобальных компетенций)

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

функциональная грамотность
функционально грамотный человек
педагогическая технология «Дебаты»
глобальные компетенции

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается возможность формирования такого вида функциональной грамотности, как глобальные компетенции на уроках иностранного (английского) языка, а также во внеурочной деятельности посредством педагогической технологии «Дебаты». Особое внимание уделено сравнительному анализу составляющих глобальных компетенций и «Дебатов». Проведение уроков-дебатов в системе позволит педагогу повышать качество общего образования в образовательных организациях путём формирования у обучающихся глобальных компетенций, одного из направлений Функциональной грамотности в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

Текст статьи

Развитие общества, технологий, экономики стремится вперёд: картина мира в наше время совсем иная, чем 20 лет назад. Информационные технологии, новые профессии предъявляют качественно иные требования к современному человеку. Образование должно идти в ногу со временем и имеет цель формировать всесторонне развитую личность, способную отвечать требованиям 21 века.

Ещё из письма министерства просвещения Российской федерации от 12 сентября 2019 года известно, что одной из задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г., является вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования [3]. Таким образом, перед школой теперь стоит задача не только наполнить выпускника знаниями, умениями и навыками, но и научить обучающегося применять полученные знания и умения на практике. Школа, таким образом, должна формировать человека самостоятельного, человека познающего, человека, умеющего жить среди людей [2]. Речь идёт о формировании функциональной грамотности школьников.

В этом же письме было выделено шесть направлений функциональной грамотности (математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям и креативному мышлению).

После данного указа президента вышел ряд документов, регламентирующих деятельность образованных институтов по формированию функциональной грамотности (например, Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» и т. д.). Также понятие «функциональная грамотность» появляется в третьем разделе стандартов, который характеризует требования к условиям реализации программы начального и основного общего образования. Чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников [6, п. 35.2].

Леонтьев А.А, известный Российский учёный, педагог, психолог, автор образовательной «программы 2100» дал определение: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [1, с. 35].

В ФГОС ООО в разделе 3 «Требования к условиям реализации программы ООО» п. 35.2 дано определение функциональной грамотности. Функциональная грамотность обучающихся – это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий [7, с. 31].

Данная статья посвящена формированию Функциональной грамотности на уроках английского языка. Все современные тенденции осуществления данной деятельности на уроках английского языка направлены на развитие читательской грамотности и развитие креативного мышления. Этому способствует специфика предмета. Мы имеем цель осветить свой опыт в данном вопросе. Мы сделали открытие, осуществили, можно сказать, инновационный взгляд на формирование Функциональной грамотности на уроках английского (иностранного) языка. Изучая виды Функциональной грамотности, мы обнаружили, что, работая в технологии «Дебаты», обучающиеся получают благоприятные условия для формирования глобальных компетенций. Данный факт подтверждается при ближайшем рассмотрении составляющих глобальных компетенций. На рисунке представлена модель конструктора «Глобальные компетенции» Московского Института стратегии развития образования [5].

image.png

Рис. Модель конструктора «Глобальные компетенции»

Рассмотрим основные постулаты педагогической технологии «Дебаты» и проанализируем совпадения составляющих глобальных компетенций, представленных на рисунке и данной технологии. Что это за технология, что она развивает, на что направлена? Педагогическая технология «Дебаты» развивает личностные качества, формирует навыки коллективного общения, совершенствует мыслительные процессы учащихся [4, с. 89-92]. В процессе реализации данной педагогической технологии предполагается:

  1. Развитие коммуникативной компетенции учащихся - задействованы все её составляющие: лингвистическая, социолингвистическая, дискурсивная и социокультурная [2]. Этот процесс помогает обучающимся взаимодействовать и сотрудничать в современном мире. В ходе дебатов участники, коммуницируя друг с другом, приводя доказательства в пользу своей точки зрения, учатся формулировать аргументы, выявлять и анализировать факты и мнения, оценивать информацию, объяснять ситуации и проблемы. Всё это коррелирует с моделью глобальных компетенций (рис. пункт 2).
  2. Умение вести диалог, оппонировать грамотно, стараясь не обидеть участника команды, имеющей противоположную точку зрения на поставленный вопрос, быть вежливым, несмотря на разность мнений, уважать позицию противной стороны. Всё это научает выстраивать социально одобряемые отношения, направленные на взаимодействия. Это также совпадает с составляющими глобальных компетенций (рис. пункт 4).
  3. Владение информацией, фактами, доказательствами по теме дебатов. Тема дебатов выбирается в соответствии с Рабочей программой учебного предмета «иностранный (английский) язык» в урочной деятельности и в соответствии с интересами обучающихся и требованиями современности, отражёнными в программе внеурочной деятельности, разработанной тем или иным педагогом для определённой группы обучающихся. В случае выбора глобальных проблем в качестве темы для ведения «Дебатов» (таких, как экологическая проблема, проблема терроризма, проблема перенаселения, мирное освоение космоса, использование мирового океана и т. д.) учащиеся демонстрируют знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий из различных предметных областей. Что, по сути, и является одной из составляющих глобальных компетенций (рис. пункт 1).

Таким образом, мы сделали открытие для себя и остальных участников образовательного процесса: На уроках английского языка мы можем формировать не только такие виды Функциональной грамотности, как Читательская грамотность и Креативное мышление. Технология «Дебаты», кроме прочих её достоинств, успешно формирует Функциональную грамотность обучающихся ещё и в таком её направлении, как «развитие глобальных компетенций». Это мотивирует и вдохновляет нас использовать данную технологию на уроках несмотря на то, что подготовка к дебатам занимает много времени; и это способствует выполнению требования к условиям реализации программы НОО и ООО [7, с. 31].

Список литературы

  1. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  2. Плешкова О.Г., Коноплюк Н.В. Бакалаврская работа на тему «Методические особенности организации технологии «Дебаты» на уроках английского языка в средней школе».
  3. <Письмо> Минпросвещения России от 12.09.2019  ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся».
  4. Польдяева О.В. Возможности технологии «Дебаты» // Школьные технологии. 2007 № 1 С. 89-92.
  5. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» – 2022 г. Методические рекомендации Института стратегии развития образования по формированию функциональной грамотности обучающихся 5–9 классов skiv.instrao.ru.
  6. ФГОС-2021 НОО п. 34.2, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО п. 35.2.
  7. ФГОС ООО. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении ФГОС ООО» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101).

Поделиться

18

Гурьянова Н. В. Дебаты как средство формирования функциональной грамотности на уроках английского языка (Инновационный взгляд на педагогическую технологию Дебаты: формирование глобальных компетенций) // Гуманитарный и общественный дискурс: интеграция и инновации : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 26 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10927-debaty-kak-sredstvo-formirovaniya-funkcionalnoj-gramotnosti-na-urokah-anglijskogo-yazyka-innovacionnyj-vzglyad-na-pedagogicheskuyu-tehnologiyu-debaty-formirovanie-globalnyh-kompetencij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января