Семья и образование являются непреходящими ценностями цивилизованного общества, от которых во многом зависит успешность развития, качество жизнедеятельности, социальное положение каждого человека, прогресс общества, стабильность и благополучие государства.
С точки зрения И. Я. Лернера, понятия «обучение» и «воспитание» отражают разные характеристики одного и того же явления - трансляции социального опыта как процесса и результата. Считаю необходимость проанализировать соотношение двух подсистем целостного процесса образования обучения с точки зрения воспитания. Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность, являются прекрасным методом воспитания. Они предоставляют возможность ребёнку самому дотронуться до глубин истории родного края, традиции и культуры своего народа, а учителю и родителям воспитывать его на основе этнопедагогики [2, с. 84-87].
Дадим определение термину «идентичность».
Психологи определяют идентичность как осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего.
А. Адлер процесс формирования идентичности объясняет теорией компенсации, Данная теория гласит о том, что человеком движет стремление к превосходству. Каждый человек стремится к превосходству, но не всегда удается реализовать данную цель, что приводит к комплексу неполноценности. Претерпевая неудачи человек, прибегает к компенсации. Таким образом человек вырабатывает собственный индивидуальный стиль жизни, который, согласно данной теории, трансформируется в идентичность [1].
Национальная идентичность – это чувство принадлежности индивида к определённой нации или государству, основанное на общих культурных, исторических, языковых и социальных характеристиках.
Она включает в себя и этническую, и религиозную, и региональную (территориальную) идентичность, а также политический аспект в виде самоидентификации индивида с его политической культурой и институтами.
Компоненты национальной идентичности:
- культурное наследие;
- язык;
- историческая память;
- общие ценности и традиции;
- государственные символы (флаг, гимн, герб);
- гражданство и правовой статус.
Понимание важности семьи и школы в жизни человека и общества, обусловило актуальность поиска наиболее действенных путей в воспитании новых поколений. В настоящее время, когда на первое место ставится развитие личности, наша задача состоит в том, чтобы совместно с семьёй восстановить в генетической памяти неиссякаемую кладезь этнопедагогики, способствовать обогащению опыта маленького ребёнка.
Важнейшим аспектом воспитания и формирования общечеловеческих ценностей в семье и школе является воспитание с учётом опыта народной педагогики, где особое внимание уделяется сохранению национально культурного наследия и культурно-исторических традиций.
Роль семьи в формировании национальной идентичности заключается в том, что она закладывает основу для этого процесса. В семье ребёнок получает информацию о себе как о представителе своего народа, носителе национальной культуры. Эмоциональная связанность с родителем делает ребёнка податливым его влиянию, создаёт возможности для формирования установок и отношения к национальным ценностям, судьбе, истории, наследию, территории, природе, героям.
Роль школы в формировании национальной идентичности заключается в том, что она продолжает этот процесс, начатый в семье. В школе у учащихся формируют позитивное представление о семейных ценностях, уважение к национальным культурам, а также чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа [2, с. 84-87].
Таким образом, семья и школа играют важнейшую роль в формировании идентичности ребенка, национальной идентичности, являются ключевыми агентами социализации личности ребенка. Семья является первооткрывателем в мир этнокультуры.