Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Роль семьи и школы в формировании национальной идентичности ребенка

Роль семьи и школы в формировании национальной идентичности ребенка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

идентичность
национальная идентичность
семья
школа
ребенок

Аннотация статьи

В статье приводятся факторы для формирования и развития национальной идентичности ребенка.

Текст статьи

Семья и образование являются непреходящими ценностями цивилизованного общества, от которых во многом зависит успешность развития, качество жизнедеятельности, социальное положение каждого человека, прогресс общества, стабильность и благополучие государства.

С точки зрения И. Я. Лернера, понятия «обучение» и «воспитание» отражают разные характеристики одного и того же явления - трансляции социального опыта как процесса и результата. Считаю необходимость проанализировать соотношение двух подсистем целостного процесса образования обучения с точки зрения воспитания. Формирование учебно-познавательной компетенции через исследовательскую деятельность, являются прекрасным методом воспитания. Они предоставляют возможность ребёнку самому дотронуться до глубин истории родного края, традиции и культуры своего народа, а учителю и родителям воспитывать его на основе этнопедагогики [2, с. 84-87].

Дадим определение термину «идентичность».

Психологи определяют идентичность как осознание принадлежности объекта (субъекта) другому объекту (субъекту) как части и целого, особенного и всеобщего.

А. Адлер процесс формирования идентичности объясняет теорией компенсации, Данная теория гласит о том, что человеком движет стремление к превосходству. Каждый человек стремится к превосходству, но не всегда удается реализовать данную цель, что приводит к комплексу неполноценности. Претерпевая неудачи человек, прибегает к компенсации. Таким образом человек вырабатывает собственный индивидуальный стиль жизни, который, согласно данной теории, трансформируется в идентичность [1].

Национальная идентичность – это чувство принадлежности индивида к определённой нации или государству, основанное на общих культурных, исторических, языковых и социальных характеристиках.

Она включает в себя и этническую, и религиозную, и региональную (территориальную) идентичность, а также политический аспект в виде самоидентификации индивида с его политической культурой и институтами.

Компоненты национальной идентичности:

  • культурное наследие;
  • язык;
  • историческая память;
  • общие ценности и традиции;
  • государственные символы (флаг, гимн, герб);
  • гражданство и правовой статус.

Понимание важности семьи и школы в жизни человека и общества, обусловило актуальность поиска наиболее действенных путей в воспитании новых поколений. В настоящее время, когда на первое место ставится развитие личности, наша задача состоит в том, чтобы совместно с семьёй восстановить в генетической памяти неиссякаемую кладезь этнопедагогики, способствовать обогащению опыта маленького ребёнка.

Важнейшим аспектом воспитания и формирования общечеловеческих ценностей в семье и школе является воспитание с учётом опыта народной педагогики, где особое внимание уделяется сохранению национально культурного наследия и культурно-исторических традиций.

Роль семьи в формировании национальной идентичности заключается в том, что она закладывает основу для этого процесса. В семье ребёнок получает информацию о себе как о представителе своего народа, носителе национальной культуры. Эмоциональная связанность с родителем делает ребёнка податливым его влиянию, создаёт возможности для формирования установок и отношения к национальным ценностям, судьбе, истории, наследию, территории, природе, героям.

Роль школы в формировании национальной идентичности заключается в том, что она продолжает этот процесс, начатый в семье. В школе у учащихся формируют позитивное представление о семейных ценностях, уважение к национальным культурам, а также чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа [2, с. 84-87].

Таким образом, семья и школа играют важнейшую роль в формировании идентичности ребенка, национальной идентичности, являются ключевыми агентами социализации личности ребенка. Семья является первооткрывателем в мир этнокультуры.

Список литературы

  1. Абдураманова В.В. Теоретический анализ феномена идентичности // Психология, социология и педагогика. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2017/04/8072.
  2. Тюкавкина Н.В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста / Н.В. Тюкавкина. – Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 84-87.
  3. Осмоловская И.М. И.Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение / И.М. Осмоловская // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1, № 3(39). – С. 31-41.

Поделиться

16

Оганян М. Э. Роль семьи и школы в формировании национальной идентичности ребенка // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10930-rol-semi-i-shkoly-v-formirovanii-nacionalnoj-identichnosti-rebenka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января