В определенный период времени у подростков возникают вопросы «кто Я?», «какой Я?». Они ищут ответы на эти вопросы, ищут себя, свое место в жизни. Самоопределение – одна из самых главных задач этого возраста. Результат самоопределения – обретение идентичности, неповторимости личности и уникальности своего Я.
Термин «эго-идентичность» по праву принадлежит Э. Эриксону. Он понимал под эго-идентичностью целостность, непрерывность и устойчивость собственного Я личности [2, с. 77-81]. Также, по словам Эриксона, кризис идентичности представляет собой неспособность подростков достичь своей идентичности. Кризис проявляется в невозможности выбрать карьерный путь или продолжить обучение. Многие молодые люди, сталкивающиеся с характерными для этого возраста конфликтами, испытывают острое чувство бесполезности, душевного беспокойства и отсутствия цели.
Согласно Э. Эриксону, суть каждого кризиса заключается в выборе, который необходимо сделать человеку. Это касается не только подросткового, но и всех возрастных кризисов. Через кризисы и связанные с ними решения происходит развитие идентичности. Кризис представляет собой некую «точку роста», источник дальнейшего прогресса, и то, как человек проходит этот период, влияет на его способность адаптироваться к жизненным условиям [4, с. 59-62].
Канадский психолог Дж. Марсиа писал, что существует 4 статуса эго-идентичности [1, с. 37-40]:
- Предшествующая – это когда выбор, который делает подросток не его собственный, а происходит из-за давления окружающих;
- Диффузная (размытая) – это неуверенность подростка в себе, собственном выборе жизненного и профессионального пути;
- Мораторий – это собственно кризис, период, когда подросток ищет ответы на вопросы о том, кто он, для чего, зачем и почему;
- Достигнутая (автономная) – это завершение кризиса, то есть подросток уже сделал выбор, уверен в нем и ответил на все нужные вопросы.
Отечественный психолог Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости – то, с чего начинается подростковый период и о ведущей деятельности подростков – интимно-личностном общении средних подростков и учебно-профессиональной деятельности старших подростков. Чувство взрослости существенно влияет на развитие личности подростка [7].
Подростковый возраст является очень важным периодом становления личности. Если говорить о подростковом кризисе, то в этот момент происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, а также нового отношения к себе и окружающему миру. Завершение этого поиска и формирование идентичности указывает на успешное преодоление кризиса, и подросток приобретает устойчивое чувство идентичности. Если подросток не справился с преодолением кризиса, то как итог – смешение ролей, что говорит о неясности цели, неопределенных ожиданиях.
Л. И. Божович говорила о том, что подростковый кризис – это самый острый и продолжительный кризис. Главным новообразованием этого возраста является самосознание, то есть способность направлять сознание на свои внутренние переживания и мышление. В подростковом возрасте формирование личности тесно связано с осознанием себя как индивидуальности. А. Н. Леонтьев отмечал, что вопрос самосознания не ограничивается лишь знанием о себе; это также понимание своей роли в системе социальных отношений. Важную роль играют примеры – идеалы и эталоны, которые отражают требования, предъявляемые подростком к окружающим [3, с. 192].
Самосознание связано с образом Я и Я-концепцией. Я-концепция представляет собой систему представлений человека о себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных, личностных и социальных характеристик, а также самооценку и субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность.
Подросткам важно осознавать не только свою сущность и идентичность, но и свои способности, ценность и значимость своих особенностей. Оценка собственных качеств и умений происходит как самостоятельно, так и под влиянием мнения окружающих. Самооценка формируется в контексте системы ценностей, которая в первую очередь складывается благодаря семье и сверстникам.
Развитие самооценки у подростков часто сопровождается внутренними конфликтами, где сталкиваются уверенность в себе и сомнения. Подростки обычно остро реагируют на свои достижения и неудачи, колеблясь между восхищением своими способностями и ощущением никчемности.
Проблемы, с которыми сталкиваются, подростки в этот период связаны с самооценкой, поиском себя и своего места в обществе, самосознанием, проблемами в общении со взрослыми и сверстниками, с новообразованиями в психофизическом развитии.
Формирование эго-идентичности в подростковом возрасте – это важный и сложный процесс, который включает в себя развитие самосознания, понимание своего места в обществе и формирование личных ценностей. Формирование идентичности, в понимании Э. Эриксона, представляет собой понимание человеком самого себя в отражении взглядов на него других людей и в контексте его принадлежности к определенной социокультурной эпохе. Сформированная целостная идентичность, объединившая в себе доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность, дает возможность подросткам решить задачу самоопределения и выбора дальнейшего пути [6, с. 47]. Этот период жизни характеризуется множеством изменений и новообразований, как физиологических, так и психологических. Вот некоторые из них:
- Чувство взрослости. Об этом новообразовании подросткового возраста писал Д. Б. Эльконин. Подростки относятся с осторожностью, недоверием и некой неприязнью ко взрослым, но сами же стремятся к статусу «взрослого».
- Самооценка. Сюда можно включить оценку себя, своих возможностей и т. д. В подростковом возрасте оценка себя может быть нестабильна, но к концу подросткового возраста она становится более стабильной и адекватной.
- Телесное самовосприятие – то, как подросток воспринимает свое тело. Он может принять то, как он выглядит, а может относиться с неприязнью к собственной внешности и телу, не принимать себя.
- Мышление. В подростковом возрасте оно становится формально-логическим.
- Социальный статус. Он меняется и поэтому происходит частичное разрушение имеющейся с детства идентичности, что говорит о наступление кризиса.
- Развитие самосознания – осознание своих особенностей, принципов, убеждений, своей идентичности.
- Половое созревание – физиологический процесс, в ходе которого подросток осознает свою гендерную идентичность [5, с. 158].
Таким образом, эго-идентичность – это ощущение человеком собственной целостности. Проблема формирования эго-идентичности особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Изменения, происходящие на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, влияют на отношения с родителями и сверстниками, а также на стремление к поиску новых социальных ролей.