Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Эго-идентичность и ее формирование в подростковом возрасте

Эго-идентичность и ее формирование в подростковом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

эго-идентичность
идентичность
подростки
подростковый возраст
формирование эго-идентичности

Аннотация статьи

Статья посвящена изучению эго-идентичности и её формированию в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется теориям и подходам различных авторов на данную тему. Разбирается такое понятие как «кризис идентичности». В статье также рассмотрены этапы формирования эго-идентичности подростков и проблемы, с которыми сталкиваются подростки в этот период жизни.

Текст статьи

В определенный период времени у подростков возникают вопросы «кто Я?», «какой Я?». Они ищут ответы на эти вопросы, ищут себя, свое место в жизни. Самоопределение – одна из самых главных задач этого возраста. Результат самоопределения – обретение идентичности, неповторимости личности и уникальности своего Я.

Термин «эго-идентичность» по праву принадлежит Э. Эриксону. Он понимал под эго-идентичностью целостность, непрерывность и устойчивость собственного Я личности [2, с. 77-81]. Также, по словам Эриксона, кризис идентичности представляет собой неспособность подростков достичь своей идентичности. Кризис проявляется в невозможности выбрать карьерный путь или продолжить обучение. Многие молодые люди, сталкивающиеся с характерными для этого возраста конфликтами, испытывают острое чувство бесполезности, душевного беспокойства и отсутствия цели.

Согласно Э. Эриксону, суть каждого кризиса заключается в выборе, который необходимо сделать человеку. Это касается не только подросткового, но и всех возрастных кризисов. Через кризисы и связанные с ними решения происходит развитие идентичности. Кризис представляет собой некую «точку роста», источник дальнейшего прогресса, и то, как человек проходит этот период, влияет на его способность адаптироваться к жизненным условиям [4, с. 59-62].

Канадский психолог Дж. Марсиа писал, что существует 4 статуса эго-идентичности [1, с. 37-40]:

  1. Предшествующая – это когда выбор, который делает подросток не его собственный, а происходит из-за давления окружающих;
  2. Диффузная (размытая) – это неуверенность подростка в себе, собственном выборе жизненного и профессионального пути;
  3. Мораторий – это собственно кризис, период, когда подросток ищет ответы на вопросы о том, кто он, для чего, зачем и почему;
  4. Достигнутая (автономная) – это завершение кризиса, то есть подросток уже сделал выбор, уверен в нем и ответил на все нужные вопросы.

Отечественный психолог Д. Б. Эльконин говорил о чувстве взрослости – то, с чего начинается подростковый период и о ведущей деятельности подростков – интимно-личностном общении средних подростков и учебно-профессиональной деятельности старших подростков. Чувство взрослости существенно влияет на развитие личности подростка [7].

Подростковый возраст является очень важным периодом становления личности. Если говорить о подростковом кризисе, то в этот момент происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, а также нового отношения к себе и окружающему миру. Завершение этого поиска и формирование идентичности указывает на успешное преодоление кризиса, и подросток приобретает устойчивое чувство идентичности. Если подросток не справился с преодолением кризиса, то как итог – смешение ролей, что говорит о неясности цели, неопределенных ожиданиях.

Л. И. Божович говорила о том, что подростковый кризис – это самый острый и продолжительный кризис. Главным новообразованием этого возраста является самосознание, то есть способность направлять сознание на свои внутренние переживания и мышление. В подростковом возрасте формирование личности тесно связано с осознанием себя как индивидуальности. А. Н. Леонтьев отмечал, что вопрос самосознания не ограничивается лишь знанием о себе; это также понимание своей роли в системе социальных отношений. Важную роль играют примеры – идеалы и эталоны, которые отражают требования, предъявляемые подростком к окружающим [3, с. 192].

Самосознание связано с образом Я и Я-концепцией. Я-концепция представляет собой систему представлений человека о себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных, личностных и социальных характеристик, а также самооценку и субъективное восприятие внешних факторов, влияющих на личность.

Подросткам важно осознавать не только свою сущность и идентичность, но и свои способности, ценность и значимость своих особенностей. Оценка собственных качеств и умений происходит как самостоятельно, так и под влиянием мнения окружающих. Самооценка формируется в контексте системы ценностей, которая в первую очередь складывается благодаря семье и сверстникам.

Развитие самооценки у подростков часто сопровождается внутренними конфликтами, где сталкиваются уверенность в себе и сомнения. Подростки обычно остро реагируют на свои достижения и неудачи, колеблясь между восхищением своими способностями и ощущением никчемности.

Проблемы, с которыми сталкиваются, подростки в этот период связаны с самооценкой, поиском себя и своего места в обществе, самосознанием, проблемами в общении со взрослыми и сверстниками, с новообразованиями в психофизическом развитии.

Формирование эго-идентичности в подростковом возрасте – это важный и сложный процесс, который включает в себя развитие самосознания, понимание своего места в обществе и формирование личных ценностей. Формирование идентичности, в понимании Э. Эриксона, представляет собой понимание человеком самого себя в отражении взглядов на него других людей и в контексте его принадлежности к определенной социокультурной эпохе. Сформированная целостная идентичность, объединившая в себе доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность, дает возможность подросткам решить задачу самоопределения и выбора дальнейшего пути [6, с. 47]. Этот период жизни характеризуется множеством изменений и новообразований, как физиологических, так и психологических. Вот некоторые из них:

  1. Чувство взрослости. Об этом новообразовании подросткового возраста писал Д. Б. Эльконин. Подростки относятся с осторожностью, недоверием и некой неприязнью ко взрослым, но сами же стремятся к статусу «взрослого».
  2. Самооценка. Сюда можно включить оценку себя, своих возможностей и т. д. В подростковом возрасте оценка себя может быть нестабильна, но к концу подросткового возраста она становится более стабильной и адекватной.
  3. Телесное самовосприятие – то, как подросток воспринимает свое тело. Он может принять то, как он выглядит, а может относиться с неприязнью к собственной внешности и телу, не принимать себя.
  4. Мышление. В подростковом возрасте оно становится формально-логическим.
  5. Социальный статус. Он меняется и поэтому происходит частичное разрушение имеющейся с детства идентичности, что говорит о наступление кризиса.
  6. Развитие самосознания – осознание своих особенностей, принципов, убеждений, своей идентичности.
  7. Половое созревание – физиологический процесс, в ходе которого подросток осознает свою гендерную идентичность [5, с. 158].

Таким образом, эго-идентичность – это ощущение человеком собственной целостности. Проблема формирования эго-идентичности особенно ярко проявляется в подростковом возрасте. Изменения, происходящие на физиологическом, психологическом и социальном уровнях, влияют на отношения с родителями и сверстниками, а также на стремление к поиску новых социальных ролей.

Список литературы

  1. Бызова Л.В. Проблема становления идентичности у современных подростков / Л.В. Бызова, М.А. Ломакина, Л.А. Рыбакова // Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы Международной научно-практической конференции, Нижний Тагил, 25 апреля 2019 года / Отв. редактор И.В. Мешкова. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2019. – С. 37-40. – EDN RBODQO.
  2. Мазуркевич С.А. Формирование эго-идентичности подростка в современной семье / С.А. Мазуркевич // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. – 2017. – № 3(9). – С. 77-81. – EDN ZUGFAN.
  3. Молчанов С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 352 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16443-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 192 – URL: https://urait.ru/bcode/531072/p.192.
  4. Пермякова Н.В. Специфика подросткового возраста / Н.В. Пермякова, Т.Б. Титова // Педагогический опыт: от теории к практике: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 30 марта 2022 года / Гл. редактор О.Н. Широков. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2022. – С. 59-62. – EDN CGKMLB.
  5. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для среднего профессионального образования / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Базаева; под редакцией О.В. Хухлаевой. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 367 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-10258-1. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 158 – URL: https://urait.ru/bcode/542008/p.158.
  6. Шнейдер Л.Б. Психология идентичности: учебник и практикум для вузов / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 328 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09779-5. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. С. 47 – URL: https://urait.ru/bcode/540286/p.47.
  7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин; ред., авт. предисл. В.В. Давыдов; ред. В.П. Зинченко; сост. Б.Д. Эльконин; Академия педагогических наук СССР. – Москва: Педагогика, 1989. – 554 с. – (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР). – ISBN 5-7155-0035-4.

Поделиться

34

Пашаева Ф. К., Ахрямкина Т. А. Эго-идентичность и ее формирование в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10931-ego-identichnost-i-ee-formirovanie-v-podrostkovom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января