Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Развитие функциональной грамотности у дошкольников через использование инновацио...

Развитие функциональной грамотности у дошкольников через использование инновационных технологий. Использование интерактивных досок в детском саду

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

функциональная грамотность
инновационные технологии
интерактивные доски
дошкольное образование
образовательные процессы
познавательная активность
детский сад

Аннотация статьи

Статья посвящена развитию функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных технологий, таких как интерактивные доски. В работе рассматриваются преимущества использования этих инструментов для формирования базовых учебных навыков и стимулирования познавательной активности детей. Особое внимание уделено практическим аспектам внедрения интерактивных досок в образовательный процесс детского сада, а также анализу их влияния на качество обучения и развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Текст статьи

Функциональная грамотность – это способность человека эффективно использовать знания и навыки для решения различных жизненных задач. В контексте дошкольного образования развитие функциональной грамотности помогает детям подготовиться к школе и жизни в целом, развивая такие важные аспекты, как чтение, письмо, математические способности, критическое мышление и социальные навыки [1].

Использование инновационных технологий может значительно повысить эффективность этого процесса, делая его более увлекательным и интерактивным.

Преимущества использования инновационных технологий:

  • Увлекательность. Игровая форма обучения привлекает внимание детей и повышает их мотивацию.
  • Индивидуализация. Многие цифровые инструменты позволяют адаптировать обучение под уровень развития каждого ребенка.
  • Доступность. Онлайн-ресурсы доступны в любое время и месте, что особенно важно в условиях дистанционного обучения.
  • Обратная связь. Большинство цифровых инструментов предоставляет моментальную оценку результатов, помогая корректировать учебный процесс.

Рассмотрим один из способов применения таких технологий – использование интерактивных досок.

Использование интерактивных досок позволяет педагогам сделать занятия более динамичными и интересными. Дети могут выполнять задания прямо на экране, получать мгновенную обратную связь и участвовать в коллективных проектах.

Основные преимущества интерактивных досок в детском саду [2]:

  • Повышение мотивации и вовлеченности. Интерактивные доски привлекают внимание детей благодаря ярким изображениям, звуковым эффектам и возможностям взаимодействия. Это стимулирует интерес к учебе и способствует лучшему усвоению материала.
  • Развитие моторики и координации. Работа с сенсорным экраном требует от детей точности движений и координации рук и глаз, что положительно сказывается на физическом развитии.
  • Коллективное взаимодействие. Интерактивные доски способствуют совместной работе детей, развивают коммуникативные навыки и учат сотрудничеству. Дети могут вместе решать задачи, рисовать, играть в развивающие игры.
  • Индивидуализированное обучение. Благодаря разнообразию учебных материалов и возможностей настройки, интерактивные доски позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, предлагая задания разного уровня сложности.
  • Поддержка традиционных методов обучения. Интерактивные доски не заменяют традиционные формы работы, такие как рисование, лепку и конструирование, а дополняют их, расширяя возможности для творчества и самовыражения.
  • Удобство для воспитателей. Педагоги получают доступ к большому количеству готовых уроков и заданий, что экономит время на подготовку занятий. Кроме того, интерактивные доски облегчают демонстрацию учебного материала и контроль за выполнением заданий.

Интерактивные доски – мощный инструмент для развития функциональной грамотности и всестороннего воспитания детей в детском саду. Рассмотрим способы эффективного использования интерактивных досок:

  1. Игровое обучение. Различные игры и викторины на интерактивной доске помогут детям освоить буквы, цифры, цвета, формы и многое другое. Важно выбирать игры, соответствующие возрасту и уровню подготовки детей.
  2. Рисование и творчество. Сенсорный экран позволяет детям рисовать пальцами или специальными маркерами, создавая яркие изображения. Это отличный способ развивать художественные способности и фантазию.
  3. Презентации и демонстрации. Воспитатели могут показывать детям презентации о природе, животных, исторических событиях и других темах, используя мультимедийные материалы. Это помогает расширить кругозор детей и заинтересовать их новыми знаниями.
  4. Работа с электронными книгами и журналами. Интерактивные доски можно использовать для просмотра электронных книг и журналов, что дает возможность не только читать тексты, но и слушать аудиозаписи, смотреть видео и участвовать в интерактивных заданиях.
  5. Музыкальное образование. На интерактивной доске можно воспроизводить музыкальные композиции, учить детей петь и танцевать, а также познакомить их с основами музыкальной грамоты.
  6. Социально-эмоциональное развитие. С помощью интерактивных игр и упражнений можно развивать у детей навыки общения, эмпатию и понимание эмоций. Игры, связанные с распознаванием выражений лиц, помогают детям лучше понимать чувства окружающих.

Применение интерактивных досок открывает новые горизонты в обучении и развитии детей, позволяя сделать образовательный процесс более увлекательным и интерактивным. Однако важно помнить, что успех их использования зависит от правильного планирования, профессиональной подготовки педагогов и соблюдения принципов безопасности. Рассмотрим способы их эффективного внедрения:

  • Подготовка персонала. Перед использованием интерактивных досок необходимо провести обучение воспитателей, чтобы они могли эффективно применять этот инструмент в своей работе.
  • Выбор подходящего оборудования. При выборе интерактивной доски следует обратить внимание на ее функциональность, удобство использования и совместимость с существующими системами.
  • Планирование занятий. Важно заранее планировать уроки и мероприятия, включающие работу с интерактивной доской, чтобы максимально использовать её потенциал.
  • Безопасность и здоровье. Необходимо следить за временем, которое дети проводят перед экраном, чтобы избежать перегрузки зрения и утомления. Рекомендуется чередовать работу с интерактивной доской с активными играми и физическими упражнениями.

Инновационные технологии открывают новые возможности для развития функциональной грамотности у дошкольников. Они делают процесс обучения более интересным, эффективным и доступным. Однако важно помнить, что технология должна быть лишь инструментом в руках педагога и родителя, а не заменять живое общение и традиционные методы воспитания.

Список литературы

  1. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО: учебно-методическое пособие / авт.-сост.: В.В. Журавлева, А.А. Чуприна, Л.Н. Шубина. – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023. – 55 с.
  2. Иванов С.И., Сидорова Е.А. Инновационные технологии в образовании: теория и практика. СПб.: Питер, 2020. – 150 с.
  3. Кузнецова О.П. Интерактивные методы обучения в детском саду. М.: Академия, 2019. – 225 с.

Поделиться

29

Свечаревская С. А., Вертелецкая О. В., Озерова Н. Е., Петрикова Н. В. Развитие функциональной грамотности у дошкольников через использование инновационных технологий. Использование интерактивных досок в детском саду // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10937-razvitie-funkcionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov-cherez-ispolzovanie-innovacionnyh-tehnologij-ispolzovanie-interaktivnyh-dosok-v-detskom-sadu

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#53 (235)

Прием материалов

28 декабря - 3 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января