Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Обучение и воспитание одаренных детей как педагогическая проблема

Обучение и воспитание одаренных детей как педагогическая проблема

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

одаренность
ребенок
педагог
психологические исследования
дети
программы

Аннотация статьи

Тема одаренности является одной из самых важных в области педагогических и психологических исследований. На протяжении многих веков педагоги, психологи и родители интересуются вопросами выявления и развития талантов.

Текст статьи

Проблема одаренности в настоящее время связана с растущими потребностями общества и изменениями в экономической и политической сферах, требующими наличия талантливых специалистов. Существует множество интерпретаций термина «одаренность», что затрудняет его точное определение. Одаренность охватывает многочисленные характеристики, связанные с различными ее аспектами, и наблюдается у детей, чьи способности могут проявляться менее явно, но при должном развитии могут привести к значительным результатам.

Одаренность проявляется у человека с раннего детства через четко выраженные способности. Индивидуальность одаренности означает, что у разных детей, занимающихся одной деятельностью, она может различаться. При этом одна и та же сфера может быть освоена детьми с разными уровнями одаренности. Существует также термин «гениальная одаренность», который включает в себя многообразие талантов, что отражается на результатах творческой деятельности, добавляя ей особую многогранность и богатство. В энциклопедии одаренность определяется как возможность добиться успеха, что, в свою очередь, влияет на развитие способностей.

С психологической точки зрения одаренность рассматривается с разных сторон:

  1. Уникальное сочетание способностей, которое способствует успешности в деятельности, позволяет компенсировать недостатки одних навыков за счет развития других.
  2. Общие способности влияют на широту возможностей и уровень активности индивида.
  3. Интеллект как целостная характеристика познавательных способностей и умений к обучению.
  4. Компоненты врожденных задатков, отражающие степень выраженности способностей.
  5. Талант как наличие внутренних условий для выдающихся достижений.

Психологические исследования показывают, что одаренные дети чаще испытывают меньше трудностей в учебе и быстрее адаптируются в новых условиях. Их интересы и склонности, сформированные с детства, способствуют успешному личностному и профессиональному самовыражению.

Одаренные дети зачастую проявляют сильные эмоции, бывают импульсивными и легко возбудимыми по мелочам, но это не капризы, а отражение их глубокой внутренней жизни. Творческие ребята редко бывают уравновешенными; они часто переживают из-за своей уникальности, однако многие из них находят утешение в тонком чувстве юмора. Они могут шутить, но при этом искренне ценят хорошие шутки. Эти дети выделяются особенностями речи, моторики и восприятия.

Ребенок с высоким интеллектом может быть эмоционально нестабильным и демонстрировать недостаточное развитие психомоторной функции. Среди талантливых детей встречаются те, чья психическая формации отличается дисбалансом в развитии эмоциональных и регуляторных процессов, а также личностных аспектов. Эти характеристики требуют специальной педагогической и психологической поддержки, а также морализующего участия со стороны родителей и педагогов.

Что касается интеллекта одаренного ребенка, то его отличает быстрая способность к мышлению, высокая наблюдательность и исключительная память. В общении такие дети быстро адаптируются к новым ситуациям, уверенно себя чувствуют в кругу незнакомых людей и склонны вести игры или занятия. Одной из ключевых черт их эмоциональной сферы является чувствительность. Это объясняется их способностью воспринимать причинно-следственные связи и быстро реагировать на внешние проявления. Все одаренные дети испытывают потребность в знаниях; им не нужно принуждение к учебе, так как они сами ищут интеллектуальные задачи. В целом, одаренные дети проявляют преимущества практически во всех аспектах развития, легче обучаясь и усваивая материал. В областях, соответствующих их дарованиям, подобные дети достигают выдающихся уровней, и их результаты имеют ярко выраженный уникальный характер.

Традиционные образовательные программы могут представлять собой серьезное препятствие для роста одаренных учащихся, что является одним из оснований для необходимости разработки методов обучения, направленных на этих детей. Следует также учитывать еще один аспект этой проблемы. Эффективность обучающих программ во многом зависит от их соответствия потребностям и способностям детей, для которых они созданы. Если основные познавательные действия в школе не соответствуют мотивационным и когнитивным характеристикам ребенка, трудно надеяться на его высокие достижения. Одаренные дети имеют уникальные потребности и возможности, отличающие их от сверстников, что подразумевает необходимость индивидуализированных программ или, по крайней мере, модификаций существующих, ориентированных на «среднего» ученика.

Формулирование задач для обучения одаренных детей имеет первостепенное значение, что связано как с их особенностями, где традиционный подход может вызвать негативное отношение к учебе, так и с социальным запросом. Одаренные дети проявляют значительный интерес как к прошлому, так и к будущему, демонстрируя творческие способности, что подчеркивает важность развития их креативности. Это стремление учесть запросы одаренных детей и разнообразие учебных задач способствовало созданию различных программ, применяемых как в школах, так и в дополнительном образовании.

Все образовательные программы, вне зависимости от их целевой аудитории, можно классифицировать на три типа:

  1. Образовательные: ускоренное обучение, обогащенное обучение;
  2. Образовательно-развивающие;
  3. Развивающие: личность и мышление.

Образовательные программы адаптированы для того, чтобы дети освоили необходимые знания, умения и навыки в разных областях. Стандартные программы могут создавать трудности для одаренных детей. Существует два подхода к их образовательному процессу: первый заключается в ускорении обучения. Дети с высокими способностями могут изучать обычные школьные предметы, но с возможностью двигаться в своём темпе. Ускорение может происходить через пропуск классов или с помощью индивидуальных программ для некоторых учащихся, что позволяет минимизировать скуку и освободить время для других занятий. Однако, если не адаптировать содержание программ, недостатки традиционного подхода сохраняются. Второй подход предполагает обогащение содержания образования, углубленное изучение определённых тем и областей, что дает возможность одаренным детям развиваться существенно быстрее своих сверстников. Обогащенные программы способствуют развитию компетентности в нескольких научных областях, удовлетворяя потребности в умственной нагрузке. Несмотря на свои достоинства, этот подход может быть неэффективным для младших школьников с общей одаренностью.

В настоящее время наблюдается рост интереса к вопросам одаренности, включая выявление, обучение и развитие талантливых детей, а также подготовку специалистов, работающих с ними. Проблематика одаренности представляет собой многогранное явление, затрагивающее разнообразные научные области. К ключевым вопросам относятся выявление и развитие одаренных детей, а также подготовка педагогов и психологов для работы в этой сфере. Существует как минимум два подхода к обучению одаренных: одни утверждают, что необходимы специализированные классы и учреждения, другие – что талантливые дети должны обучаться в обычной среде, чтобы лучше адаптироваться к обществу. Педагогическая работа с одаренными детьми требует непрерывного развития, глубоких знаний и сотрудничества с различными специалистами и родителями, а также способности адаптироваться к меняющимся условиям.

Список литературы

  1. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144 с.
  2. Лейтес Н.С. О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. – 2003. – № 4. – С. 13-18.
  3. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте: как помочь одаренному ребенку // Педагогика, 2004, № 5, С. 33-42.
  4. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
  5. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.

Поделиться

15

Арутюнян А. А., Хворостянная К. С. Обучение и воспитание одаренных детей как педагогическая проблема // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). URL: https://apni.ru/article/10939-obuchenie-i-vospitanie-odarennyh-detej-kak-pedagogicheskaya-problema

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#53 (235)

Прием материалов

28 декабря - 3 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января