Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Влияние «Мирсад ул-ибада» Наджмуддина Рази на развитии суфийской прозы

Влияние «Мирсад ул-ибада» Наджмуддина Рази на развитии суфийской прозы

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

Наджмуддин Рази
суфийская проза
персидско-таджикская литература

Аннотация статьи

Данная статья посвящена исследованию влияние «Мирсад ул-ибад» Наджмуддина Рази на развитии суфийской прозы создания «Мирсад ул-ибад» и его места в персидско-таджикской литературе. 

Текст статьи

«Мирсад ул-ибад» является выдающимся произведением Наджмуддина Рази, считающееся одним из лучших образцов персидско-таджикско-суфийской прозы. Данное произведение написано им в тринадцатом веке, в период монгольского нашествия и является предметом исследования мыслителей и литературоведов с первых дней его появления в литературе, вплоть до настоящего времени. Известные литераторы и философы, в числе которых Мавляна Джалаладдин Мухаммад, известный как Мавлави и Ходжа Шамсаддин Мухаммад Хафиз Ширази, «Лисанулгейб» (знающий язык тайн) не раз использовали и цитировали упомянутое произведение Наджмуддина Рази. Многочисленные списки произведения свидетельствуют о том, что философская книга и сокровищница суфийской прозы всегда пользовалась огромным уважением и неиссякаемой популярностью среди почитателей персидско-таджикской литературы [8, c.145].

Наджмуддина Рази обогатил суфийскую литературу своей эпохи дотоле неведомыми поэтическими формами, новым арсеналом выразительных средств: тончайшая поэтичность, бурная страстность и философская художественность, глубина высоких этических критериев в оценке образов, природный дар его творческой натуры состояли именно в нерасторжимом единстве двух противоположных, но жизненно нерасторжимых в его словесном искусстве начал: логического мышления и чувства стихийной природной страсти к духовной культуре своего народа [7, c.68]. Постоянное устремление писателя к ясной обще значимости, универсальному художественному воплощению эстетико-этических идей, устойчивым категориям тождества прекрасного и нравственного, то, чем дорога была Наджмуддина Рази суфийская литература, побудила его обратиться к суфийской поэтике и отразить её по-своему в «Мирсад ул-ибад», ядро которой, образуя магистраль культурного взаимодействия (поэзии и прозы), рождает все новые истины, богатые плодами человеческого разума, яркими созвездиями Максимов религии и словесной культуры, помогая постигнуть нравы и образы мышления суфизма. В творческом наследии Наджмуддина Рази от полюса к номосу звучат все новые «напевы», гармоническое многоголосье которых знакомит нас с уникальными образцами художественной мысли древнейших времён: «Чӣ ҳеҷ тоифае нест, ки аз ҳирфату санъати ӯ роҳе ба ҳазрати Ҳақ нест ва роҳе ба биҳишту роҳе ба дӯзах, балки аз зери қадами ҳар шахс ин се роҳ бармехезад». «Аммо сироти мустақим он роҳ аст, ки ба Ҳақ меравад ва роҳи биҳишт аз дасти рост ва роҳи дӯзах аз дасти чап....ва машоих гуфтаанд: «Ат-тариқ илаллоҳ би адад анфосул халқ» ва мурод аз «анфоси халқ» қадамгоҳу ҳирфат ва санъати эшон аст, ки он ҷо нафас мезананд... Ҳамчунин ҳар тоифае дар санъату ҳирфати хеш бояд, ки аввал аз ҳаззи нафс ва насиби хеш хурӯҷ кунанд ва дар ҳар кор таваҷҷӯҳи рост ба Ҳақ оранд ва ба қадами сидқ қатъи масофаги ҳастӣ воҷиб шиносанд, то ба каъбаи висол бирасанд...» // Нет такого сословия, которому по ремеслу и занятию закрыт путь к Истинному Господу и дороге к раю и аду, у каждого человека под ногами существует эти три пути». «Однако прямой путь это тот, что ведет к Истинному Богу и дорога в рай справа и дорога в ад – слева… и мудрецы говорят: «Пути к Аллаху исчисляются вдохами созданий» и говоря о «вдохах созданий» имеется ввиду их ремесло и занятия, где и чем они дышат… Также каждое сословие должно быть при своем деле и ремесле, от которого они прежде всего получают удовольствие и участь, и во всяком деле имеют чистый взгляд на Истинного (Бога) и на пути верности считают должным преодолеть расстояния бытия, чтобы достичь Каабы соединения…» [7, с.33].

Цикл же произведений Наджмуддина Рази и особенно сентенций постулатов его «Мирсад ул-ибад» устремлены к более высокой этической основе: задача автора состоит в раскрытии всех сосредоточенных в человеке моральных потенций. Философия его творений устремлена, в конечном счёте, к гуманности, человечности, гармоническому развитию человеческой личности, творчеству разума и справедливости. Объединяющим и всепроникающим принципом художественного и стилистического устремления творчества Наджмуддина Рази была нравственно-этическая согласованность идей, проникнутые возвышенными и искренними мыслями творца «Мирсад ул-ибад». Наджмуддина Рази расширил понятие литературного творчества; он рассматривает разнообразные его отношения к прочим культурным факторам реалий социальной действительности своей эпохи: «Эй Одам, аз биҳишт берун рав в - эй Ҳавво аз ӯ ҷудо шав «аҳбиту минҳо ҷамиан». (Одам аз Парвардигораш калимае чанд таълим гирифт. Пас Худо тавбаи ӯро пазируфт, зеро тавбапазир ва меҳрубон аст) // О, Адам и Ева низвергнетесь из рая отсюда вместе. (Человек получил от Создателя своего несколько наставлений. Тогда Господь принял его покаяние, ибо он всемилостивый и милосердный) (сура 2, аят 38).

 «Эй тоҷ, аз сари одам бархез, эй ҳилла, аз тани ӯ дур шав, эй ҳурони биҳишт, одамро бар даф (доира)-и дурӯя бизанед, ки «وَعَصَى آَدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى» (Аз он дарахт хӯрданд ва шармгоҳашон дар назарашон падидор шуд. Сураи 20, ояти 121) Ин чист? Санги маломат ба шишаи саломат мезанем ва равѓани худпарастии одамро бар замини мазаллати убудият мерезем теѓи ҳиммати ӯро бар санги имтиҳон мезанем:

این کوی ملامت است و میدان هلاک

وین راه مقامران بازندۀ پاک

مردی باید قلندری دامن چاک

تا بر گزرد عیاروار و چالاک [7, с.93].

// Венец, ниспади с головы человека, о лукавство, уйди от тела его, о гурии райские, бейте человеку в двусторонние барабаны, ибо «وَعَصَى آَدَمُ رَبَّهُ فَغَوَى» (И вкусили они с того дерева и открылась им срамная нагота) (Сура 20, аят 121). Что это? Бьем камнем упрека в целое стекло, льем масло самолюбия человека на землю заблуждения покорности, бьем мечом его великодушия по камню испытания:

Это земля упрека и обиталище смерти,

Это путь, идущего чистыми намерениями.

Быть человеком, дервишем в лохмотьях надобно,

Чтоб здесь проскользнуть проворно и лукаво /.

Разумеется, в приведённых иллюстрациях реализации поэтического авторского замысла в известной мере выражена концепция Наджмуддина Рази, сформулированная им в «Мирсад ул-ибад», которая характеризуя высокий полёт художественных достоинств его творения и рационалистический способ представления стилистических особенностей языковых единиц, заставляет признать поэтическую равноценность свойственных им выразительных средств. В какую бы форму эти стилистические ресурсы ни облекались, возможно, уловить в их множестве единые, универсальные нравственно-этические максимы, представленные в «Мирсод ул-ибада» Наджмуддина Рази, эту идею в полном соответствии с его авторской оптимистической поэтически-религиозной философией и эстетической системой. Наджмуддин Рази необычайно расширил прежние представления современников о литературе, подлинной поэзии человеческой природы и чувств. Из вышесказанного вытекает, что создание такого рода произведений как «Мирсод ул-ибад» в персидской литературе признавалось своего рода одним из способов распространения письма, а также явилось средством выражения искренности и веры говорящего.

Наджмуддин Рази как прославленная фигура суфизма конца ХII-го и начало ХIII-х вв., несмотря на сложный и трагический в социально-политическом плане жизненной ситуации, оставил после себя богатое наследие, на котором воспитывалась плеяда учёных, поэтов и суфиев. Особенно в его богатой лингвистической и литературно-поэтической стилистике, имеющая огромную историческую ценность, ярко выражены философские, религиозно-мистические воззрения, многие из которых не утратили свое значение, и актуальность по сей день.

Список литературы

  1. Қуръони Карим. Тарҷумаи Баҳоваддини Хоразмшоҳӣ. Теҳрон, 1376. 902 с.
  2. Баҳор, Муҳаммадтақӣ. Сабкшиносӣ ё таърихи татаввури насрӣ форсӣ. Ҷилди сеюм. Теҳрон: Заввор, 1381ҳ. 440 с.
  3. Зарринкӯб, А. Ҷустуҷӯ дар тасаввуфи Эрон. Душанбе: Ирфон, 1992. 396 с. 
  4. Мавлавӣ, Мавлоно Ҷалолуддин. Фиҳӣ мо фиҳӣ / бо тасҳеҳот ва ҳавошии Базеуззамони Фурӯзонфар. Теҳрон: Қалам, 1330 ҳ.ш. 600 с.
  5. Мирзоев, Садриддин. Вежагиҳои сабкӣ ва бадеии осори насрии «Ақлуишқ» ва «Атворисалоса»-и Соуниддини Хуҷандӣ. Хуҷанд: Ношир, 2013. 230 с.
  6. Насриддинов А. Матншиносии осори адабӣ. Хуҷанд: Ношир, 2009. 230 с.
  7. Розӣ, Наҷмиддин. Мирсод-ул-ибод / бо эҳтимоми Муҳаммад Амини Риёҳӣ]. – Теҳрон: Интишороти Амири Кабир, 1373 ҳ.ш. 798 с.
  8. Хатибӣ, Ҳусайн. Фанни наср дар адабӣ порсӣ. Теҳрон, 1375ҳ. 637 с.

Поделиться

64

Содикова Р. А. Влияние «Мирсад ул-ибада» Наджмуддина Рази на развитии суфийской прозы // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). Ч.II.С. 38-40. URL: https://apni.ru/article/10944-vliyanie-mirsad-ul-ibada-nadzhmuddina-razi-na-razvitii-sufijskoj-prozy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля