Особенности специфики формирования доступности услуг массового спорта

В статье раскрыто восприятие спорта как социального института, из чего можно сделать вывод о том, что для определения реальной доступности спортивных услуг населению необходимо проводить дополнительный анализ с учетом трех предлагаемых критериев социальной, физической и экономической доступности.

Аннотация статьи
социальная инфраструктура
тренер
коммунальный комплекс
физическая культура
Программа «Доступная среда»
бюджетные ассигнования
спорт
Ключевые слова

В современных трактовках спорт рассматривается в разных аспектах.

Спорт – это сфера социально-культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Весьма близкая по сути, но разделяемая в российских условиях с понятием «спорт» «физическая культура» понимается как часть культуры, как совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации.

Представляется весьма важным восприятие спорта как социального института, т.е. организованного объединения людей с определенными социально значимыми функциями, реализация которых направлена на достижение социально значимых целей, соответствующих социальным ценностям, нормам, образцам поведения. В связи с этим следует считать неправомерным мнение, по которому предлагается в спорте максимизировать прибыль.

Как социальный институт, спорт имеет неразрывную взаимосвязь с образованием, здравоохранением, культурой и вступает составным компонентом современного полноценного образа (стандарта) жизни. Инфраструктура спорта относится к социальной инфраструктуре.

Рассматриваемая трактовка понятия «спорт», как представляется, сосредотачивает внимание на массовом спорте, при этом сохраняется важное значение спорта высших достижений и профессионального спорта.

Применительно к массовому спорту целесообразно выяснить, какова доступность его услуг широким слоям потребителей, в т.ч. детям, подросткам, лицам с ограниченными физическими возможностями, людям старшего возраста, социализация которых приобретает особое значение в современных условиях [1, 2].

Как свидетельствуют данные официальной статистики, в Российской Федерации доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, составляла 17-20% (таблица 1). В России ожидается, что 30% населения приобщится к активным спортивным занятиям. Более высокая степень вовлеченности российских детей и молодежи в занятия в спортивных секциях, клубах и иных спортивных объединениях объясняется, по-видимому, связью с учебными процессами в различных учебных заведениях [7, 8].

Численность занимавшихся в спортивных секциях и группах возросла в последнее время 1,4 раза. Наиболее активно занимались спортом женщины – их число увеличилось в 1,55 раза, тогда как мужчин – в 1,35 раз. Особенно быстро растет численность людей с ограниченными физическими возможностями, занимающихся массовыми видами спорта – в 2,6 раза за анализируемый период.

Таблица 1

Участие населения Российской Федерации в развитии массового спорта

Цели, задачи и показатели

Ед. изм.

Отчетный период

Плановый период

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

1. Удельный вес граждан РФ, систематически занимающихся физической культурой и спортом

%

13,40

15,90

17,00

20,00

23,00

25,00

30,00

2. Удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности, в общей численности детей и молодежи

%

-

20,0

25,00

40,00

45,00

53,00

55,00

3. Удельный вес учащихся, занимающихся физической культурой и спортом

%

20,00

20,6

25,00

27,00

29,00

32,00

35,00

4. Удельный вес детей 6-15 лет, систематически занимающихся в специализированных спортивных учреждениях

%

19,10

20,9

20,00

22,00

24,00

26,00

30,00

5. Удельный вес инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом

%

2,95

4,20

8,00

10,00

12,00

13,00

16,00

Доступность различных видов массового спорта неодинакова для отдельных контингентов потребителей. Так, по известным данным в среднем по России спортом занимались 17,3 млн. чел., в т.ч. 5,3 млн. женщин (30,8%) и 189,3 тыс. инвалидов (1,1%). На 1000 лиц, занимающихся спортом, в среднем приходилось 5 штатных тренеров-преподавателей.

Традиционно в отдельных видах спорта преобладают мужчины (например, хоккей – 98%, футбол – 96,5%), тогда как в фитнес-аэробике 83,2% - женщины (таблица 2). Плаванием и легкой атлетикой в равной степени занимаются как мужчины, так и женщины. Вместе с тем, прямой зависимости между численностью занимающихся и числом тренеров-преподавателей нет. По-видимому, многое зависит от личного энтузиазма любителей спорта, а с увеличением квалифицированных тренеров вполне возможен и рост числа спортсменов.

Таблица 2

Доступность массовых видов спорта отдельным контингентам населения

Вид спорта

Всего занимается, тыс. чел.

В % от общего числа

Число штатных тренеров-преподавателей на 1000 чел, занимающихся спортом

женщины

инвалиды

1. Футбол

2062,7

3,5

0,4

4

2. Волейбол

1632,6

41,4

0,4

3

3. Баскетбол

1435,3

36,2

0,3

3

4. Плавание

1137,8

45,6

1,8

3

5. Легкая атлетика

1070,9

41,7

1,2

5

6. Лыжные гонки

623,9

34,1

2,2

4

7. Настольный теннис

771,3

37,6

0,6

5

8. Шахматы

498,0

27,8

3,8

4

9. Хоккей

410,7

2,0

7

10. Фитнес-аэробика

273,6

83,2

2

11. Спортивный туризм

333,8

38,7

0,6

2

Вместе с тем, следует отметить, что участие в тех или иных видах спорта во многом определяется мощностью спортивных объектов и наличием тренеров. Использование маркетинговых исследований потребительских предпочтений пока проводится отдельными спортивными объектами, проявляющими заинтересованность в притоке занимающихся в секциях, группах.

О сложившейся системе потребительских предпочтений, обусловленных платежеспособным спросом, можно судить по структуре платных услуг населению (таблица 3). Согласно данным официальной статистики, доля расходов на платные услуги физкультуры и спорта составляла в последнее время 0,6% к общему объему соответствующих расходов, что в 2-3 раза меньше близких по значимости услуг культуры, туризма, санаторно-курортного оздоровления [7, 8].

Исследование обеспечения доступности социальных услуг в сферах образования и культуры проводилось на основе изучения управленческих аспектов реорганизации сетей массового обслуживания независимо от доходов и места жительства граждан. Оценивалось влияние на устойчивость функционирования сетей таких параметров, как: ценность (приобретаемая выгода) услуги для потребителя, цена (затраты государства и потребителя) за оказание услуги, издержки потребления услуги (прямые – в виде оплаты доступа, косвенные – как затраты времени на получение услуги), затраты учреждения на производство услуги. Вместе с тем, анализировалась дифференциация социальных групп населения в зависимости от доступности услуг и последствия возникающей дискриминации.

Таблица 3

Структура платных услуг населению РФ

Структура платных услуг населению, %

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

- всего, в т.ч.

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

- бытовые

11,7

10,1

9,9

9,9

9,7

- культуры

2,0

2,3

1,6

1,7

1,7

- туристские

1,4

1,5

1,8

1,7

1,7

- физкультуры и спорта

0,4

0,7

0,6

0,6

0,6

- медицинские

4,9

4,8

4,8

4,9

5,0

- санаторно-оздоровительные

2,1

1,6

1,4

1,4

1,2

Доступность применительно к товарам и услугам организаций коммунального комплекса определяется в двух аспектах: как доступность приобретения, отражающую физическую доступность благ для потребителей и как экономическую доступность, характеризующую соответствие платежеспособного спроса потребителей стоимости товаров и услуг. В соответствии с этим доступность товаров и услуг организаций коммунальных организаций оценивается по нескольким признакам: по виду (физическая и экономическая доступность), предмету оценки (уровень комфорта, бесперебойность и качество обслуживания и т.п.), сфера деятельности, период оценки (текущий, долгосрочный, прогнозный).

В сфере физкультуры и спорта проблема доступности услуг рассматривается относительно создания условий для безбарьерного доступа к спортивным объектам и сооружениям инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечения возможностей физического доступа путем использования современных технических средств и технологий. Реализация этого направления применительно к конкретной группе потребителей в российской сфере спорта достигается посредством участия в государственной программе «Доступная среда» [3, 4, 5].

Доступная среда – это совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей городской среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

Доступная среда, согласно положениям Конвенции и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, понимается как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Из этого следует, что доступность среды обусловлена возможностями ее использования соответствующей группой населения.

В Российской Федерации требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры определены рядом федеральных законов и нормативно-правовых положений [2].

В России проживает около 13 млн. инвалидов, что составляет примерно 9% от общей численности населения страны.

О готовности Российской Федерации к решению проблемы создания доступной среды для нормальной жизнедеятельности инвалидов свидетельствует подписание ею в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов. Положения Конвенции требуют от подписавших ее участников реализацию мер по обеспечению инвалидам, равного с другими гражданами, доступа к физическому повседневному окружению (т.е. физические объекты, здания, сооружения, транспорт, услуги информации и связи и т.п.), а также другим объектам и услугам, предоставляемым населению.

Цели Программы «Доступная среда» связаны с формированием условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами.

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, как соисполнитель Программы, участвует в разработке методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг спортсменам-инвалидам, инвалидам-зрителям и другим маломобильным группам населения к спортивным мероприятиям с учетом особых потребностей инвалидов, разработке и реализации мер поддержки учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту в субъектах РФ, подготовке специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения.

Целевые индикаторы программы «Доступная среда» относительно сферы спорта можно условно разделить на три группы (таблица 4):

  • индикаторы потребления спортивных услуг;
  • индикаторы наличия инфраструктуры;
  • индикаторы получателей субсидий.

Ресурсное обеспечение выполнения программы «Доступная среда» базируется на многоканальной основе, в т.ч. используется выделение субсидий из федерального бюджета.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ на поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитных обязательств на основе соглашения, заключенного между Минспортом РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Субсидия предоставляется с учетом следующих условий: наличия в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение соответствующего целевого расходного обязательства, наличия соглашения, содержащего сведения о целевом назначении субсидии и ее размере; перечне учреждений спортивной направленности с пообъектным распределением бюджетных ассигнований, источником финансового обеспечения которых является субсидия; значения целевого показателя эффективности использования субсидии (доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и индивидов – спортсменов в общей численности этой категории населения); обязательства субъекта РФ о предоставлении отчетов о расходах, достигнутом значении целевого показателя в установленные сроки, а также о порядке контроля и ответственности сторон.

Таблица 4

Целевые индикаторы государственной программы «Доступная среда»

Индикаторы потребления спортивных услуг

Индикаторы наличия инфраструктуры

Индикаторы получателей субсидий

Доля инвалидов в их в общей численности:

1. положительно оценивающих доступность спортивных объектов и услуг

2. систематически занимающихся спортом

3. положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов

4. получивших положительные результаты реабилитации

5. обеспеченных техническими средствами реабилитации

1.Доля доступных для инвалидов объектов социальной инфраструктуры в их общем количестве:

2. Доля общеобразовательных учреждений, имеющих универсальную безбарьерную среду для совместного обучения инвалидов и других лиц

3. Доля парка транспортных средств, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения

4. Количество субтитрованных телевизионных программ

5. Количество рабочих мест для инвалидов, созданных общественными организациями инвалидов

6. Доля главных бюро медико-социальной экспертизы, оснащенных специальным диагностическим оборудованием

Доля субъектов РФ в их общей численности:

1. Имеющих карты доступности спортивных объектов и услуг

Размер уровня софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидии определяется с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на текущий год; стоимости оборудования, инвентаря, экипировки, компьютерной техники, транспортных средств, приобретаемых для оснащения учреждений спортивной направленности; количества учреждений спорта на территории субъекта РФ, количества субъектов РФ – получателей субсидий; общего размера субсидии и др.

Оценка эффективности реализации Программы по целям (задачам) определяется как процентное соотношение фактически достигнутого показателя (индикатора) к его целевому значению. При этом за пределами анализа остаются затраты на ресурсное обеспечение, дифференциация показателей по различным видам спортивных объектов, видов спорта и т.п.

Несовершенство законодательства в сфере обеспечения доступной среды для инвалидов обусловлено несогласованностью нормативно-правовых положений субъектов Федерации с общегосударственным, международным законодательством. Несогласованность действующих федеральных, региональных и муниципальных целевых программ по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями, различия в их ресурсом обеспечении и подходах к оценке результативности выполнения также вносят значительный диссонанс в решение проблемы.

Осуществляемые пилотные проекты представляется целесообразным расширить по охвату как спортивных объектов и сооружений, так и по контингенту потребителей услуг физкультуры и спорта, поскольку равный доступ должен быть обеспечен всем категориям потребителей [6, 9].

Основные факторы доступности населению услуг массовых видов спорта можно объединить в шесть групп: половозрастные, физиологические, информационные, инфраструктурные, транспортные и стоимостные (рис.).

Представляется целесообразным, с учетом основных групп факторов, выделить три критерия доступности услуг массового спорта:

  • социальный (поведенческий), определяющий ценностные оценки потребности населения в услугах спорта;
  • физический, характеризующий доступность материальных объектов и услуг спортивного назначения для потребителей (доступность инфраструктуры спорта, влияние транспортных факторов и т.п.);
  • экономический, обусловливающий соответствие платежеспособному спросу потребителей стоимости услуг, экипировки, дополнительного снаряжения и оборудования, а также капитальные затраты государства, муниципальных органов и других собственников.

Рис. Факторы доступности услуг массовых видов спорта

Таким образом, исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для определения реальной доступности спортивных услуг населению в разрезе регионов необходимо проводить дополнительный анализ с учетом трех предлагаемых критериев социальной, физической и экономической доступности, для чего требуется организация проведения дополнительных как выборочных, так и сплошных обследований.

Текст статьи
  1. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» № 329-ФЗ от 4.12.2007, ст. 2.
  2. Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 2 августа 1995 г.
  3. Постановление Правительства РФ «О государственной программе «Доступная среда» на 2011-2025 годы» № 1932 от 28 декабря 2019г. «О внесении изменений в государственную программу «Доступная среда».
  4. Приложение № 7 к государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы.
  5. Приложение № 9 к государственной программе РФ «Доступная среда».
  6. Блинова Н.П., Янович К.В. Прогнозирование остаточного ресурса оборудования / Наука и военная безопасность. 2019. № 1 (16). С. 83-88.
  7. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта. / Научная монография. – Курск.: ЗАО «Университетская книга», 2020. – 220 с.
  8. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Блинова Н.П., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Проектирование и эксплуатационное содержание спортивных сооружений. / Научная монография. – Курск.: ЗАО «Университетская книга», 2020. – 177 с.
  9. Зенкевич М.Ю., Новиков Р.С., Прокофьев В. Е., Янович К. В. Инновационные решения по управлению системами жизнеобеспечения объектов военной инфраструктуры. В сборнике: Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2020. № 8 (9). С. 97-106.
Список литературы