Проблема девиантного поведения изучается представителями различных наук, при этом существует большое разнообразие в определении данного понятия. Наряду с понятием «девиантное поведение» широко используется в качестве синонима понятие «аддиктивное поведение». Вопрос определения понятия «девиантное поведение» имеет межпредметный характер и до сих пор является дискуссионным.
В педагогических источниках девиантное поведение связывается с отклонением от норм, принятых в данном обществе, в определенной социальной среде, ближайшем окружении человека. Человек, реализующий девиантное поведение, «выпадает» из системы привычных моделей поведения, не соответствует требованиям, заданным обществом в его широком и узком понимании [6, с. 9].
В психологической литературе, как правило, при определении девиантного поведения акцент делается на игнорировании человеком социально-психологических и нравственных норм поведения, разрешения конфликтных ситуаций, что оборачивается, по мнению психологов, ущербом, который наносится не только обществу, ближайшему окружению, но и себе самому.
Известный Л. Б. Шнейдер, рассматривая девиацию с позиции социальных норм, пришёл к заключению, что социальная норма – «исторически сложившийся в конкретном обществе предел», «мера допустимого поведения» Для данного автора девиантное поведение – вид социального поведения, не соответствующего не только принятым в обществе нормам, но и ролевым ожиданиям и предполагающего наличие трех взаимосвязанных компонентов: субъекта с присущим ему типом поведения; норм или ожиданий общества (группы), выступающих критериями оценки поведения с точки зрения его девиации; определенного органа, учреждения или личности, которые реагируют на данное поведение и принимают решение о том, является ли данное поведением приемлемым или относится к девиации [11, с. 235].
Л. П. Усова трактует девиантное поведение как отклоняющееся поведение, определяющее как социальное поведение индивида или группы, которое не соответствует установленным нормам, образцам и правилам, сложившимся в данном обществе, в результате чего эти нормы ими нарушаются [10, с. 13].
Л. А. Ральникова задает системный подход к пониманию сути девиантного поведения и рассматривает его как систему поступков и действий человека, отклоняющихся от конвенциональных норм общества или первичных норм, принятых в той или иной малой группе [10, с. 89].
Деструктивное девиантное поведение (социальная патология) – это, прежде всего, преступность во всех видах и формах ее проявления, употребление наркотиков, алкоголя, занятие проституцией, сексуальные девиации, суицидальное поведение. К социально нейтральному девиантному поведению автор относит так называемый социальный паразитизм, имея в виду побеги из дома, систематические пропуски уроков в школе, ложь, использование ненормативной лексики, попрошайничество и вымогательство и др. Позитивное девиантное поведение – это социальное творчество в области литературы, науки, музыки, техники, коллекционирования, спорта, а также волонтерство, героизм и т. д. [5, с. 13].
В данной статье мы опираемся на определение девиантного поведения, предложенного Е. В. Змановской, согласно которому девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Данное определение, с нашей точки зрения, является наиболее емким и «инструментальным», что важно для педагога-психолога системы образования [5, с. 240].
Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения, проявляются в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях, таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствие интереса к учебе. К девиантным формам поведения подростков относят все варианты нарушения поведения – от ранней алкоголизации, наркотизации и токсикомании до попыток суицида и делинквентного поведения (под делинквентным понимают преступное поведение от мелких хулиганств до серьезных правонарушений) [8, с. 11].
Таблица
Причины и особенности девиантного поведения, по мнению разных авторов
Л. А. Рассудова | Отклонения подростков связаны с недостаточно развитым механизмом децентрации (способность принять свою социальную роль и роли других людей). С этим механизмом напрямую связаны когнитивная эмпатия, коммуникативное взаимодействие. |
А. С. Горбунова | При выявлении причин и особенностей девиаций у подростков необходимо обращать внимание на акцентуации личности подростка. Это черта его характера, которая выражается в крайностях нормы и при определенных условиях может перерасти в девиацию. Зная тип акцентуаций, можно прогнозировать, как будет развиваться этот подросток, а также какие условия поспособствуют раскрытию или наоборот угасанию этих акцентуаций. |
Ю. Ю. Комлева | Для категории этих детей характерны прогрессирующая замкнутость, повышенная возбудимость, плохое психическое здоровье и бездумное или негативное отношения к окружающим. |
Д. И. Фельдштейн | Подростки-девианты агрессивны, инертны, отличаются грубостью, вспыльчивы, склонны к слезам, у большинства подростков отмечается лживость и безответственность. |
Ю. А. Клейберг | Утверждает, что поведение детей подросткового возраста имеет специфические особенности, которые автор рассматривает как результат социопатогенеза. На процесс формирования поведения подростков оказывают влияние различные целенаправленные, организованные, а также стихийные, неорганизованные воздействия. |
Таким образом, проблема девиантного поведения особо остро проявляется в подростковом возрасте. Связано это с кризисом переходного возраста, особенностями семейного воспитания, с психологическими и физическими изменениями. Из сказанного очевидно, что подростки нуждаются в особом внимании социально-психологических служб.
В условиях современной образовательной организации психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением должно осуществляться комплексно различными специалистами, включая профилактику их поведения, организацию индивидуального подхода к обучению, помощь в решении актуальных проблем и психологическую коррекцию [6, с. 8].
Различают следующие виды профилактической деятельности: первичная, вторичная, третичная профилактика.
Рис. 1. Виды профилактической деятельности
Работа с подростками с девиантным поведением должна начинаться в первую очередь с психолого-педагогической диагностики. На данном этапе целесообразно использовать следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А. Н. Орел, карта наблюдения Стотта, опросник социализации для школьников «Моя семья», метод «незаконченных предложений», опросник (ПДО) А. Личко, тест школьной тревожности Филлипса, «Методика определения степени риска совершения суицида» (И. А. Погодин) и др.
По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа.
Следующим этапом является психопрофилактика. Л. А. Змановская выделяет следующие формы психопрофилактической работы [5, с. 12]:
Рис. 2. Формы психопрофилактической работы
Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики [2, с. 10].
Профилактические мероприятия (рис. 3):
Рис. 3. Виды профилактических мероприятий
Наиболее распространенные формы и методы включают в себя дискуссии, дебаты, мозговые штурмы, просмотр и обсуждение видео, игры (деловые, организационные, имитационные, ролевые и сюжетные) ток-шоу, тренинги и интерактивные уроки (уроки с элементами игры, с использованием тренинговых упражнений). В последнее время среди учащихся стали популярными новые формы, такие как фотокроссы, перфомансы, флешмобы и различные виды акций [5, с. 28].
При проведении коррекционно-развивающей работы продуктивны следующие психолого-педагогические технологии и подходы к работе с подростками [3, с. 4]:
Рис. 4. Психолого-педагогические технологии и подходы к работе с подростками
В психолого-педагогической практике с подростками с отклоняющимся поведением работа строится по следующим направлениям [4, с. 7]:
- нормализация и обогащение взаимоотношений между подростками и окружающим миром, особенно с педагогами и сверстниками;
- компенсация недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в тех областях, которые ребенку нравятся и в которых он способен добиться успехов, например: интерес к спорту, технике, музыке и т. д.;
- восстановление положительных личностных качеств, которые получили у подростка незначительную деформацию (девиацию);
- постоянное поддержание и стимулирование личностных качеств, которые не утратили своей социальной значимости;
- накопление и усвоение жизненного опыта, обогащение практической деятельности во всех сферах жизни;
- освоение нравственных навыков, формирование здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;
- коррекция, восполнение пробелов в формировании положительных качеств и искоренение отрицательных привычек.
Проведенный теоретический анализ позволил установить, что в современной психолого-педагогической научной литературе не существует единого понятия девиантного поведения и его классификации.
В рамках проведенного исследования под девиантным поведением мы понимали систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. За основу была взята классификация видов девиантного поведения, предложенная Е. В. Змановской, которая выделяет аутодеструктивное поведение, в которое входит аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение является формой девиантного поведения и представляет собой стремление к уходу от реальности для достижения положительного эмоционального состояния.
Актуальность проведения профилактических мер в отношении девиантного и аддиктивного поведения является очевидной, поскольку проблема данных видов поведения в подростковой среде сохраняется, появляются их новые формы.
Представляется, что в профилактической работе с новыми формами девиантного и аддиктивного поведения целесообразно выделить информационный блок, психологический и педагогический.
Таким образом, профилактические мероприятия новых форм девиантного поведения подростков, действенны только тогда, когда в их основе лежит продуманная, целенаправленная система действий, когда они представляют собой комплекс мероприятий, когда к ней привлекаются все заинтересованные в этом социальные институты.