Главная
АИ #53 (235)
Статьи журнала АИ #53 (235)
Теоретико-правовые особенности применения информационных технологий в деятельнос...

Теоретико-правовые особенности применения информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

дежурная часть
органы внутренних дел
МВД России
информационные технологии
цифровая трансформация
глобализация информационных процессов

Аннотация статьи

Современное общество характеризуется развитием информационных технологий и глобализацией информационных процессов. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, определяет в качестве приоритетов формирование цифровой экономики, с повсеместной интеграцией информационных технологий в работу всех органов публичной власти, и органов внутренних дел, в том числе. Высокие технологии повсеместно вошли в жизнь человека и предопределяют развитие многих ее сфер. Не исключением является и деятельность дежурных частей органов внутренних дел. В работе проведен анализ теоретико-правовых особенностей применения информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

Текст статьи

Современное общество характеризуется развитием информационных технологий и глобализацией информационных процессов. Технический прогресс – в большей степени позитивное явление, улучшающее условия жизнедеятельности. Актуальность изучения вопросов служебной деятельности дежурных частей органов внутренних дел обусловливается необходимостью повышения качества реализации возложенных на них задач, а также оптимизации осуществления ими функций. Дежурные части осуществляют широкий перечень обязанностей, в связи с этим совершенствование служебной деятельности дежурных частей является важным фактором повышения эффективности их работы, а также действий других структурных подразделений МВД России и иных служб.

В современных условиях цифровой трансформации МВД России одним из основных направлений деятельности является оснащение подразделений инновационными разработками в области информатизации и информационной безопасности. За последние годы была проделана значительная работа по внедрению и развитию информационно-телекоммуникационных технологий, формированию централизованных, оперативно-справочных, экспертно-криминалистических, розыскных учетов и разработке специализированных программ, направленных на повышение эффективности деятельности МВД России [12, с. 86]. От эффективной организации работы дежурной части зависит комплекс мер, направленных на упорядочение действий личного состава дежурной смены в целях наиболее эффективного построения ее работы, а также максимально результативного использования имеющихся ресурсов всего подразделения для решения задач, стоящих перед дежурной частью и территориальным органом.

Для сотрудников дежурных частей (оперативного дежурного, помощника оперативного дежурного) нехарактерно выполнение задач по преследованию и задержанию лиц, совершивших правонарушения или преступления, по принудительному извлечению из транспортного средства лица, отказывающегося выполнять законные требования, по пресечению попытки побега во время конвоирования, в которых возникает необходимость применять физическую силу и боевые приёмы борьбы [9, с. 198-203].

Дежурная часть является одним из важнейших подразделений в структуре территориальных органов МВД России, которое отвечает за все первоначальные действия по обработке поступающей информации и принятию первоначальных решений. Будучи наделенной широким спектром полномочий, дежурная часть ориентирована на организацию реализации практически всего объема задач, решаемых органами внутренних дел, в их начальной стадии.

Дежурная часть является «визитной карточкой» органа внутренних дел. Сотрудники дежурной части органов внутренних дел ежедневно в первую очередь сталкиваются с большим потоком граждан, обращающихся в органы внутренних дел. Только дежурная часть обладает наиболее актуальной информацией об оперативной обстановке на закрепленной территории и об ее изменении в течение дежурных суток. Сотрудники дежурной органов внутренних дел части первые, кто должен отреагировать на изменение обстановки и принять не только быстрое, но и правильное управленческое решение, от которого зависит исход дела. В связи с этим на дежурную часть органов внутренних дел возложены следующие задачи:

  1. Сбор, владение оперативной обстановкой на обслуживаемой территории и своевременное доведение сведений до руководства территориального органа и, при необходимости, до подразделений;
  2. Круглосуточный прием, регистрация поступающей информации о совершенных, совершаемых преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях и своевременное реагирование на них;
  3. Управление силами и средствами органов внутренних дел;
  4. Принятие мер по раскрытию преступлений «по горячим следам»;
  5. Проведение разбирательства с доставленными и задержанными лицами;
  6. Осуществление контроля за порядком содержания задержанных лиц;
  7. Обеспечение сохранности вверенного имущества.

Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией РФ [1], Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [2], Уголовно-процессуальным кодексом РФ [3], Кодексом РФ об административных правонарушениях [4] и др.

Анализ деятельности дежурных частей органов внутренних дел дает основание полагать, что большинство вопросов совершенствования правового регулирования в сфере организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел на основе применения современных информационных технологий требуют развития и применения тех отраслей знания, которые на основе достижений науки и практики позволяют разрабатывать научно обоснованные рекомендации по оптимальному разрешению проблем, стоящих перед дежурными частями органов внутренних дел.

Исследование процессов формирования и использования информационных технологий в деятельности органов внутренних дел неразрывно связано с анализом закономерностей формирования правоприменительных систем, а также особенностей использования управленческой информации. Этими же закономерностями определяется и эволюция ресурсного обеспечения информационных технологий.

Развитие системы информационного сопровождения МВД России сопряжено с двумя главными факторами [12, с. 92]. С одной стороны, это становление информационного общества как в мире в целом, так и в России. Другой фактор – это значительный, практически экспоненциальный прирост количества хранимой, обрабатываемой и аккумулируемой информации в правоохранительных органах. Ответом на первый вызов является реакция государства в форме принятия концепций информатизации, национальных проектов, программ и т. д., например, «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» [5], «Концепция информатизации органов внутренних дел МВД России» [8] и т. д.

Второй фактор требует соответствующего ресурсного обеспечения. Здесь решающее значение приобретают закономерности информационно-технологического обеспечения в сфере правоохранительной деятельности [11, с. 59]:

  1. Особенности объекта информационно-технологического обеспечения, которыми определяется организация информационных технологий в сфере правоохранительной деятельности.
  2. Цикличность и непрерывность информационно-технологического обеспечения процессов правоприменительной деятельности определяются закономерностью цикличности и непрерывности в целом управленческого процесса.
  3. Специализация информационных технологий, применяемых в органах внутренних дел на функциональном уровне происходит по мере усложнения правоприменительной практики.

Для решения задач, связанных с обеспечением информационных технологий в органах внутренних дел, необходимы ресурсы [11, с. 59-60]:

  1. Нормативно-правовые;
  2. Организационные;
  3. Материально-технические;
  4. Кадровые;
  5. Методические;
  6. Финансовые ресурсы.

Таким образом, ресурсное обеспечение информационных технологий – это комплекс мероприятий, гарантирующих решение коммуникационно-информационных задач органов внутренних дел в соответствии с нормативно-правовыми регламентами. Еще в 2012 году в соответствии с приказами МВД России № 205 [6] и № 169 [7] разработана и находится в процессе внедрения Концепция единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ, определяющая комплекс мероприятий по формированию Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (далее – ИСОД) МВД на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (далее – ЕИТКС) и нацеленная на обеспечение реализации государственной политики в области информатизации [15, с. 74-77].

В настоящее время МВД России разработана Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года [5], цель которой, научно-техническое обоснование перспективного и инновационного развития. Основные направления государственной политики в анализируемой сфере отношений сосредоточены на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий и цифровой связи, сформулированы цели по созданию концептуального облика «Цифрового полицейского»; полицейской робототехники, специальных транспортных и технических средств, вооружения и боеприпасов.

Цель ИСОД заключается в повышении уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел, включая и дежурные части. Её достижение для дежурных частей органов внутренних дел подразумевает реализацию ряда задач [14]:

  • развитие интегрированной мультисервисной системы телекоммуникации в качестве ключевой транспортной среды, обеспечивающей взаимодействие подсистем ИСОД;
  • интеграция информационных ресурсов дежурных частей на базе единых информационных систем данных;
  • развитие информационно-технологической инфраструктуры дежурных частей;
  • формирование и совершенствование централизованной информационной системы обработки сведений для информационно-аналитической поддержки деятельности дежурных частей;
  • организация системы по обеспечению информационной безопасности и контроль её состояния;
  • автоматизация ключевых видов деятельности сотрудников дежурных частей;
  • организация профессионального обучения служащих органов внутренних дел.

В настоящее время в работу дежурных частей активно внедряются современные информационные технологии, обеспечивающие связь с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия, включающей информационные банки данных, которые содержат сведения о применяемых технических и программных средствах, посредством которых возможны доступ и взаимодействие с иными электронными ресурсами и информационными системами [10].

На основании изложенного можно сделать вывод, что цифровизация представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни общества. Основу этих процессов составляет преобразование первичных данных в полезные знания, что позволяет уйти от рутинных процессов, вывести эффективность решаемых задач на новый качественный уровень с наименьшими трудозатратами. Применение современных методов организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел с использованием цифровых технологий приобретает особую актуальность, поскольку позволяет наиболее продуктивно использовать служебное время.

Учитывая наблюдаемые направления автоматизации и технологизации, возросшее значение информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел, необходимо отметить позитивные тенденции в работе сотрудников дежурных частей, облегчающие выполнение стоящих перед ними задач. Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые важные, требующие разрешения аспекты в работе дежурной службы, к которым отнесены: многочисленность нормативных правовых актов, используемых в деятельности дежурных частей; эффективность управления силами и средствами органов внутренних дел; значительный объем нагрузки; вопросы кадрового обеспечения.

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020): Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.12.2024).
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.12.2024).
  6. Приказ МВД России от 30.03.2012 № 205 «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012–2014 годах»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2024).
  7. Приказ МВД России от 14.03.2012 № 169 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел РФ до 2020 года»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2024).
  8. Приказ МВД России от 04.04.2009 № 280 «Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2024).
  9. Баландин А.А. Совершенствование навыков применения боевых приёмов борьбы сотрудниками дежурных частей / А.А. Баландин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2022. – № 1 (93). – С. 198-203.
  10. Информационные технологии управления и организация защиты информации: курс лекций / В.А. Апульцин, Ш.Х. Гонов, В.Н. Лебедев, В.Ю. Петрова. – М.: Академия управления МВД России, 2021. – 72 с.
  11. Иншаков М.И. Правовые и организационные аспекты ресурсного обеспечения информационных технологий в органах внутренних дел / М.И. Иншаков // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2021. – № 21-2. – С. 59-60.
  12. Кубасов И.А. Отдельные вопросы административно-правовой регламентации создания защищенной инфраструктуры цифрового полицейского участка / И.А. Кубасов, Л.А. Лекарь // Алтайский юридический вестник. – 2023. – № 4(44). – С. 85-89.
  13. Кубасов И.А. Ретроспективный анализ развития информационных технологий в управлении органами внутренних дел РФ / И.А. Кубасов, Б.В. Секисов // Академическая мысль. – 2021. – № 4(17). – С. 90-93.
  14. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учеб. для СПО / А.Г. Маркушин, В.В. Казаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издво Юрайт, 2020. – 311 с.
  15. Олейник А.С., Дятлов Д.В. История создания и развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел РФ// Академическая мысль. – 2021. – № 2 (15). – С. 74-77.

Поделиться

189

Аксенова А. А. Теоретико-правовые особенности применения информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел // Актуальные исследования. 2024. №53 (235). С. 67-71. URL: https://apni.ru/article/10959-teoretiko-pravovye-osobennosti-primeneniya-informacionnyh-tehnologij-v-deyatelnosti-dezhurnyh-chastej-organov-vnutrennih-del

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#4 (239)

Прием материалов

25 января - 31 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 февраля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 февраля