Главная
АИ #53 (235)
Статьи журнала АИ #53 (235)
Теоретико-правовые особенности применения информационных технологий в деятельнос...

Теоретико-правовые особенности применения информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел

Научный руководитель

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

дежурная часть; органы внутренних дел; МВД России; информационные технологии; цифровая трансформация; глобализация информационных процессов

Аннотация статьи

Современное общество характеризуется развитием информационных технологий и глобализацией информационных процессов. Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, определяет в качестве приоритетов формирование цифровой экономики, с повсеместной интеграцией информационных технологий в работу всех органов публичной власти, и органов внутренних дел, в том числе. Высокие технологии повсеместно вошли в жизнь человека и предопределяют развитие многих ее сфер. Не исключением является и деятельность дежурных частей органов внутренних дел. В работе проведен анализ теоретико-правовых особенностей применения информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел.

Текст статьи

Современное общество характеризуется развитием информационных технологий и глобализацией информационных процессов. Технический прогресс – в большей степени позитивное явление, улучшающее условия жизнедеятельности. Актуальность изучения вопросов служебной деятельности дежурных частей органов внутренних дел обусловливается необходимостью повышения качества реализации возложенных на них задач, а также оптимизации осуществления ими функций. Дежурные части осуществляют широкий перечень обязанностей, в связи с этим совершенствование служебной деятельности дежурных частей является важным фактором повышения эффективности их работы, а также действий других структурных подразделений МВД России и иных служб.

В современных условиях цифровой трансформации МВД России одним из основных направлений деятельности является оснащение подразделений инновационными разработками в области информатизации и информационной безопасности. За последние годы была проделана значительная работа по внедрению и развитию информационно-телекоммуникационных технологий, формированию централизованных, оперативно-справочных, экспертно-криминалистических, розыскных учетов и разработке специализированных программ, направленных на повышение эффективности деятельности МВД России [12, с. 86]. От эффективной организации работы дежурной части зависит комплекс мер, направленных на упорядочение действий личного состава дежурной смены в целях наиболее эффективного построения ее работы, а также максимально результативного использования имеющихся ресурсов всего подразделения для решения задач, стоящих перед дежурной частью и территориальным органом.

Для сотрудников дежурных частей (оперативного дежурного, помощника оперативного дежурного) нехарактерно выполнение задач по преследованию и задержанию лиц, совершивших правонарушения или преступления, по принудительному извлечению из транспортного средства лица, отказывающегося выполнять законные требования, по пресечению попытки побега во время конвоирования, в которых возникает необходимость применять физическую силу и боевые приёмы борьбы [9, с. 198-203].

Дежурная часть является одним из важнейших подразделений в структуре территориальных органов МВД России, которое отвечает за все первоначальные действия по обработке поступающей информации и принятию первоначальных решений. Будучи наделенной широким спектром полномочий, дежурная часть ориентирована на организацию реализации практически всего объема задач, решаемых органами внутренних дел, в их начальной стадии.

Дежурная часть является «визитной карточкой» органа внутренних дел. Сотрудники дежурной части органов внутренних дел ежедневно в первую очередь сталкиваются с большим потоком граждан, обращающихся в органы внутренних дел. Только дежурная часть обладает наиболее актуальной информацией об оперативной обстановке на закрепленной территории и об ее изменении в течение дежурных суток. Сотрудники дежурной органов внутренних дел части первые, кто должен отреагировать на изменение обстановки и принять не только быстрое, но и правильное управленческое решение, от которого зависит исход дела. В связи с этим на дежурную часть органов внутренних дел возложены следующие задачи:

  1. Сбор, владение оперативной обстановкой на обслуживаемой территории и своевременное доведение сведений до руководства территориального органа и, при необходимости, до подразделений;
  2. Круглосуточный прием, регистрация поступающей информации о совершенных, совершаемых преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях и своевременное реагирование на них;
  3. Управление силами и средствами органов внутренних дел;
  4. Принятие мер по раскрытию преступлений «по горячим следам»;
  5. Проведение разбирательства с доставленными и задержанными лицами;
  6. Осуществление контроля за порядком содержания задержанных лиц;
  7. Обеспечение сохранности вверенного имущества.

Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией РФ [1], Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [2], Уголовно-процессуальным кодексом РФ [3], Кодексом РФ об административных правонарушениях [4] и др.

Анализ деятельности дежурных частей органов внутренних дел дает основание полагать, что большинство вопросов совершенствования правового регулирования в сфере организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел на основе применения современных информационных технологий требуют развития и применения тех отраслей знания, которые на основе достижений науки и практики позволяют разрабатывать научно обоснованные рекомендации по оптимальному разрешению проблем, стоящих перед дежурными частями органов внутренних дел.

Исследование процессов формирования и использования информационных технологий в деятельности органов внутренних дел неразрывно связано с анализом закономерностей формирования правоприменительных систем, а также особенностей использования управленческой информации. Этими же закономерностями определяется и эволюция ресурсного обеспечения информационных технологий.

Развитие системы информационного сопровождения МВД России сопряжено с двумя главными факторами [12, с. 92]. С одной стороны, это становление информационного общества как в мире в целом, так и в России. Другой фактор – это значительный, практически экспоненциальный прирост количества хранимой, обрабатываемой и аккумулируемой информации в правоохранительных органах. Ответом на первый вызов является реакция государства в форме принятия концепций информатизации, национальных проектов, программ и т. д., например, «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» [5], «Концепция информатизации органов внутренних дел МВД России» [8] и т. д.

Второй фактор требует соответствующего ресурсного обеспечения. Здесь решающее значение приобретают закономерности информационно-технологического обеспечения в сфере правоохранительной деятельности [11, с. 59]:

  1. Особенности объекта информационно-технологического обеспечения, которыми определяется организация информационных технологий в сфере правоохранительной деятельности.
  2. Цикличность и непрерывность информационно-технологического обеспечения процессов правоприменительной деятельности определяются закономерностью цикличности и непрерывности в целом управленческого процесса.
  3. Специализация информационных технологий, применяемых в органах внутренних дел на функциональном уровне происходит по мере усложнения правоприменительной практики.

Для решения задач, связанных с обеспечением информационных технологий в органах внутренних дел, необходимы ресурсы [11, с. 59-60]:

  1. Нормативно-правовые;
  2. Организационные;
  3. Материально-технические;
  4. Кадровые;
  5. Методические;
  6. Финансовые ресурсы.

Таким образом, ресурсное обеспечение информационных технологий – это комплекс мероприятий, гарантирующих решение коммуникационно-информационных задач органов внутренних дел в соответствии с нормативно-правовыми регламентами. Еще в 2012 году в соответствии с приказами МВД России № 205 [6] и № 169 [7] разработана и находится в процессе внедрения Концепция единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ, определяющая комплекс мероприятий по формированию Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (далее – ИСОД) МВД на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (далее – ЕИТКС) и нацеленная на обеспечение реализации государственной политики в области информатизации [15, с. 74-77].

В настоящее время МВД России разработана Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года [5], цель которой, научно-техническое обоснование перспективного и инновационного развития. Основные направления государственной политики в анализируемой сфере отношений сосредоточены на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий и цифровой связи, сформулированы цели по созданию концептуального облика «Цифрового полицейского»; полицейской робототехники, специальных транспортных и технических средств, вооружения и боеприпасов.

Цель ИСОД заключается в повышении уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел, включая и дежурные части. Её достижение для дежурных частей органов внутренних дел подразумевает реализацию ряда задач [14]:

  • развитие интегрированной мультисервисной системы телекоммуникации в качестве ключевой транспортной среды, обеспечивающей взаимодействие подсистем ИСОД;
  • интеграция информационных ресурсов дежурных частей на базе единых информационных систем данных;
  • развитие информационно-технологической инфраструктуры дежурных частей;
  • формирование и совершенствование централизованной информационной системы обработки сведений для информационно-аналитической поддержки деятельности дежурных частей;
  • организация системы по обеспечению информационной безопасности и контроль её состояния;
  • автоматизация ключевых видов деятельности сотрудников дежурных частей;
  • организация профессионального обучения служащих органов внутренних дел.

В настоящее время в работу дежурных частей активно внедряются современные информационные технологии, обеспечивающие связь с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия, включающей информационные банки данных, которые содержат сведения о применяемых технических и программных средствах, посредством которых возможны доступ и взаимодействие с иными электронными ресурсами и информационными системами [10].

На основании изложенного можно сделать вывод, что цифровизация представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни общества. Основу этих процессов составляет преобразование первичных данных в полезные знания, что позволяет уйти от рутинных процессов, вывести эффективность решаемых задач на новый качественный уровень с наименьшими трудозатратами. Применение современных методов организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел с использованием цифровых технологий приобретает особую актуальность, поскольку позволяет наиболее продуктивно использовать служебное время.

Учитывая наблюдаемые направления автоматизации и технологизации, возросшее значение информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел, необходимо отметить позитивные тенденции в работе сотрудников дежурных частей, облегчающие выполнение стоящих перед ними задач. Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые важные, требующие разрешения аспекты в работе дежурной службы, к которым отнесены: многочисленность нормативных правовых актов, используемых в деятельности дежурных частей; эффективность управления силами и средствами органов внутренних дел; значительный объем нагрузки; вопросы кадрового обеспечения.

Список литературы

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020): Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.12.2024).
  2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
  5. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 28.12.2024).
  6. Приказ МВД России от 30.03.2012 № 205 «Об утверждении Концепции создания единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России в 2012–2014 годах»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2024).
  7. Приказ МВД России от 14.03.2012 № 169 (ред. от 28.02.2018) «Об утверждении Концепции обеспечения информационной безопасности органов внутренних дел РФ до 2020 года»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2024).
  8. Приказ МВД России от 04.04.2009 № 280 «Об утверждении Концепции информатизации органов внутренних дел РФ и внутренних войск МВД России до 2012 года»: Электронный ресурс: Режим доступа: СПС КонсультантПлюс (дата обращения 12.12.2024).
  9. Баландин А.А. Совершенствование навыков применения боевых приёмов борьбы сотрудниками дежурных частей / А.А. Баландин // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2022. – № 1 (93). – С. 198-203.
  10. Информационные технологии управления и организация защиты информации: курс лекций / В.А. Апульцин, Ш.Х. Гонов, В.Н. Лебедев, В.Ю. Петрова. – М.: Академия управления МВД России, 2021. – 72 с.
  11. Иншаков М.И. Правовые и организационные аспекты ресурсного обеспечения информационных технологий в органах внутренних дел / М.И. Иншаков // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2021. – № 21-2. – С. 59-60.
  12. Кубасов И.А. Отдельные вопросы административно-правовой регламентации создания защищенной инфраструктуры цифрового полицейского участка / И.А. Кубасов, Л.А. Лекарь // Алтайский юридический вестник. – 2023. – № 4(44). – С. 85-89.
  13. Кубасов И.А. Ретроспективный анализ развития информационных технологий в управлении органами внутренних дел РФ / И.А. Кубасов, Б.В. Секисов // Академическая мысль. – 2021. – № 4(17). – С. 90-93.
  14. Маркушин А.Г. Основы управления в органах внутренних дел: учеб. для СПО / А.Г. Маркушин, В.В. Казаков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издво Юрайт, 2020. – 311 с.
  15. Олейник А.С., Дятлов Д.В. История создания и развития системы информационного обеспечения органов внутренних дел РФ// Академическая мысль. – 2021. – № 2 (15). – С. 74-77.

Поделиться

59

Аксенова А. А. Теоретико-правовые особенности применения информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел // Актуальные исследования. 2024. №53 (235). URL: https://apni.ru/article/10959-teoretiko-pravovye-osobennosti-primeneniya-informacionnyh-tehnologij-v-deyatelnosti-dezhurnyh-chastej-organov-vnutrennih-del

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#53 (235)

Прием материалов

28 декабря - 3 января

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января