Современное общество характеризуется развитием информационных технологий и глобализацией информационных процессов. Технический прогресс – в большей степени позитивное явление, улучшающее условия жизнедеятельности. Актуальность изучения вопросов служебной деятельности дежурных частей органов внутренних дел обусловливается необходимостью повышения качества реализации возложенных на них задач, а также оптимизации осуществления ими функций. Дежурные части осуществляют широкий перечень обязанностей, в связи с этим совершенствование служебной деятельности дежурных частей является важным фактором повышения эффективности их работы, а также действий других структурных подразделений МВД России и иных служб.
В современных условиях цифровой трансформации МВД России одним из основных направлений деятельности является оснащение подразделений инновационными разработками в области информатизации и информационной безопасности. За последние годы была проделана значительная работа по внедрению и развитию информационно-телекоммуникационных технологий, формированию централизованных, оперативно-справочных, экспертно-криминалистических, розыскных учетов и разработке специализированных программ, направленных на повышение эффективности деятельности МВД России [12, с. 86]. От эффективной организации работы дежурной части зависит комплекс мер, направленных на упорядочение действий личного состава дежурной смены в целях наиболее эффективного построения ее работы, а также максимально результативного использования имеющихся ресурсов всего подразделения для решения задач, стоящих перед дежурной частью и территориальным органом.
Для сотрудников дежурных частей (оперативного дежурного, помощника оперативного дежурного) нехарактерно выполнение задач по преследованию и задержанию лиц, совершивших правонарушения или преступления, по принудительному извлечению из транспортного средства лица, отказывающегося выполнять законные требования, по пресечению попытки побега во время конвоирования, в которых возникает необходимость применять физическую силу и боевые приёмы борьбы [9, с. 198-203].
Дежурная часть является одним из важнейших подразделений в структуре территориальных органов МВД России, которое отвечает за все первоначальные действия по обработке поступающей информации и принятию первоначальных решений. Будучи наделенной широким спектром полномочий, дежурная часть ориентирована на организацию реализации практически всего объема задач, решаемых органами внутренних дел, в их начальной стадии.
Дежурная часть является «визитной карточкой» органа внутренних дел. Сотрудники дежурной части органов внутренних дел ежедневно в первую очередь сталкиваются с большим потоком граждан, обращающихся в органы внутренних дел. Только дежурная часть обладает наиболее актуальной информацией об оперативной обстановке на закрепленной территории и об ее изменении в течение дежурных суток. Сотрудники дежурной органов внутренних дел части первые, кто должен отреагировать на изменение обстановки и принять не только быстрое, но и правильное управленческое решение, от которого зависит исход дела. В связи с этим на дежурную часть органов внутренних дел возложены следующие задачи:
- Сбор, владение оперативной обстановкой на обслуживаемой территории и своевременное доведение сведений до руководства территориального органа и, при необходимости, до подразделений;
- Круглосуточный прием, регистрация поступающей информации о совершенных, совершаемых преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях и своевременное реагирование на них;
- Управление силами и средствами органов внутренних дел;
- Принятие мер по раскрытию преступлений «по горячим следам»;
- Проведение разбирательства с доставленными и задержанными лицами;
- Осуществление контроля за порядком содержания задержанных лиц;
- Обеспечение сохранности вверенного имущества.
Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией РФ [1], Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [2], Уголовно-процессуальным кодексом РФ [3], Кодексом РФ об административных правонарушениях [4] и др.
Анализ деятельности дежурных частей органов внутренних дел дает основание полагать, что большинство вопросов совершенствования правового регулирования в сфере организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел на основе применения современных информационных технологий требуют развития и применения тех отраслей знания, которые на основе достижений науки и практики позволяют разрабатывать научно обоснованные рекомендации по оптимальному разрешению проблем, стоящих перед дежурными частями органов внутренних дел.
Исследование процессов формирования и использования информационных технологий в деятельности органов внутренних дел неразрывно связано с анализом закономерностей формирования правоприменительных систем, а также особенностей использования управленческой информации. Этими же закономерностями определяется и эволюция ресурсного обеспечения информационных технологий.
Развитие системы информационного сопровождения МВД России сопряжено с двумя главными факторами [12, с. 92]. С одной стороны, это становление информационного общества как в мире в целом, так и в России. Другой фактор – это значительный, практически экспоненциальный прирост количества хранимой, обрабатываемой и аккумулируемой информации в правоохранительных органах. Ответом на первый вызов является реакция государства в форме принятия концепций информатизации, национальных проектов, программ и т. д., например, «Стратегия развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» [5], «Концепция информатизации органов внутренних дел МВД России» [8] и т. д.
Второй фактор требует соответствующего ресурсного обеспечения. Здесь решающее значение приобретают закономерности информационно-технологического обеспечения в сфере правоохранительной деятельности [11, с. 59]:
- Особенности объекта информационно-технологического обеспечения, которыми определяется организация информационных технологий в сфере правоохранительной деятельности.
- Цикличность и непрерывность информационно-технологического обеспечения процессов правоприменительной деятельности определяются закономерностью цикличности и непрерывности в целом управленческого процесса.
- Специализация информационных технологий, применяемых в органах внутренних дел на функциональном уровне происходит по мере усложнения правоприменительной практики.
Для решения задач, связанных с обеспечением информационных технологий в органах внутренних дел, необходимы ресурсы [11, с. 59-60]:
- Нормативно-правовые;
- Организационные;
- Материально-технические;
- Кадровые;
- Методические;
- Финансовые ресурсы.
Таким образом, ресурсное обеспечение информационных технологий – это комплекс мероприятий, гарантирующих решение коммуникационно-информационных задач органов внутренних дел в соответствии с нормативно-правовыми регламентами. Еще в 2012 году в соответствии с приказами МВД России № 205 [6] и № 169 [7] разработана и находится в процессе внедрения Концепция единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ, определяющая комплекс мероприятий по формированию Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (далее – ИСОД) МВД на базе Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (далее – ЕИТКС) и нацеленная на обеспечение реализации государственной политики в области информатизации [15, с. 74-77].
В настоящее время МВД России разработана Концепция научно-технической политики МВД России до 2030 года [5], цель которой, научно-техническое обоснование перспективного и инновационного развития. Основные направления государственной политики в анализируемой сфере отношений сосредоточены на дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий и цифровой связи, сформулированы цели по созданию концептуального облика «Цифрового полицейского»; полицейской робототехники, специальных транспортных и технических средств, вооружения и боеприпасов.
Цель ИСОД заключается в повышении уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности подразделений органов внутренних дел, включая и дежурные части. Её достижение для дежурных частей органов внутренних дел подразумевает реализацию ряда задач [14]:
- развитие интегрированной мультисервисной системы телекоммуникации в качестве ключевой транспортной среды, обеспечивающей взаимодействие подсистем ИСОД;
- интеграция информационных ресурсов дежурных частей на базе единых информационных систем данных;
- развитие информационно-технологической инфраструктуры дежурных частей;
- формирование и совершенствование централизованной информационной системы обработки сведений для информационно-аналитической поддержки деятельности дежурных частей;
- организация системы по обеспечению информационной безопасности и контроль её состояния;
- автоматизация ключевых видов деятельности сотрудников дежурных частей;
- организация профессионального обучения служащих органов внутренних дел.
В настоящее время в работу дежурных частей активно внедряются современные информационные технологии, обеспечивающие связь с Единой системой межведомственного электронного взаимодействия, включающей информационные банки данных, которые содержат сведения о применяемых технических и программных средствах, посредством которых возможны доступ и взаимодействие с иными электронными ресурсами и информационными системами [10].
На основании изложенного можно сделать вывод, что цифровизация представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в разные сферы жизни общества. Основу этих процессов составляет преобразование первичных данных в полезные знания, что позволяет уйти от рутинных процессов, вывести эффективность решаемых задач на новый качественный уровень с наименьшими трудозатратами. Применение современных методов организации деятельности дежурных частей органов внутренних дел с использованием цифровых технологий приобретает особую актуальность, поскольку позволяет наиболее продуктивно использовать служебное время.
Учитывая наблюдаемые направления автоматизации и технологизации, возросшее значение информационных технологий в деятельности дежурных частей органов внутренних дел, необходимо отметить позитивные тенденции в работе сотрудников дежурных частей, облегчающие выполнение стоящих перед ними задач. Вместе с тем необходимо обратить внимание на некоторые важные, требующие разрешения аспекты в работе дежурной службы, к которым отнесены: многочисленность нормативных правовых актов, используемых в деятельности дежурных частей; эффективность управления силами и средствами органов внутренних дел; значительный объем нагрузки; вопросы кадрового обеспечения.