Главная
АИ #15 (18)
Статьи журнала АИ #15 (18)
Систематизация холдингов на российском рынке по формам производственно-хозяйстве...

Систематизация холдингов на российском рынке по формам производственно-хозяйственной интеграции

Автор(-ы):

Рябчукова Ольга Юрьевна

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

промышленный холдинг
промышленность
производственно-хозяйственная интеграция

Аннотация статьи

В статье представлена систематизация холдингов по формам производственно-хозяйственной интеграции. Выделены особенности функционирования и управления горизонтально-интегрированными, вертикально-интегрированными и диверсифицированными холдингами. Для каждого вида холдингов определены положительные и отрицательные факторы интеграции. Сделан вывод о том, что многие российские холдинги имеют смешанный характер, сочетая в себе признаки различных форм производственно-хозяйственной интеграции.

Текст статьи

По формам производственно-хозяйственной интеграции различают горизонтально-интегрированные, вертикально-интегрированные и диверсифицированные холдинги.

Горизонтально-интегрированные холдинги представляют собой интеграцию однородных предприятий, действующих на одном рынке или в одной сфере деятельности. Это происходит с целью снижения издержек производства, эффективного использования имеющихся в распоряжении холдинга производственных мощностей, установления контроля на рынке как ценового, так и сбытового, а также завоевания новых рынков [1, 4, 7].

«Плюсы» и «минусы» объединений в составе горизонтально-интегрированных холдингов представлены на рисунке 1.

Рис. 1. «Плюсы» и «минусы» объединений в составе горизонтально-интегрированных холдингов

С точки зрения опасности конкуренции на рынке эти виды холдинга представляют особый интерес для контролирующих органов, поскольку, как и монополистические предприятия, могут явиться источником, ограничивающим свободную конкуренцию [8]. Ведь предприятия, входящие в состав горизонтально-интегрированных холдингов, могут согласовывать внутри компании свое поведение на рынке и выступать как один единый участник рынка, диктуя свои условия, в то время как эти хозяйствующие субъекты, будучи не объединенными в холдинг, должны были выступать конкурирующими структурами на рынке.

Вертикально-интегрированный холдинг представляет собой совокупность объединенных предприятий, осуществляющих разнопрофильную деятельность и охватывающих все этапы технологического процесса от добычи сырья до его дальнейшей реализации, то есть субъекты хозяйствования разных уровней производства и распределения [3]. «Плюсы» и «минусы» объединений в составе вертикально-интегрированных холдингов представлены на рисунке 2.

Рис. 2. «Плюсы» и «минусы» объединений в составе горизонтально-интегрированных холдингов

Структура такого холдинга состоит из головной (материнской) компании и сети дочерних предприятий, взаимоотношения между которыми выстроены по принципу полного производственного цикла. Главная цель создания такого вида холдинга состоит в снижении общих издержек и повышении капитализации компании на рынке. И на мировом рынке, и в России существенная часть вертикально-интегрированных холдингов сформировалась исключительно в сырьевых отраслях [2, 6, 9]. Некоторые зарубежные исследователи считают, что вертикальная интеграция не всегда эффективна в долгосрочной перспективе [11-13].

Диверсифициронные или конгломератные холдинги представляют собой многопрофильные объединения предприятий, относящихся к различным отраслям производства, и никак не связанные между собой технологическими процессами. «Плюсы» и «минусы» объединений в составе диверсифицированных холдингов представлены на рисунке 3.

Рис. 3. «Плюсы» и «минусы» объединений в составе диверсифицированных холдингов

В начале рыночных преобразований в экономике многие российские объединения были образованы именно в форме конгломератов [5, 9]. Этому способствовали повсеместная приватизация, недооцененность промышленных активов и стремление определенных лиц, имеющих финансовую возможность, скупать эти активы.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволили автору систематизировать виды холдинговых образований на российском рынке. Как видно из описания форм производственно-хозяйственных интеграций, все из них имеют как существенные преимущества, так и определенные недостатки, именно поэтому каждая из них может явиться достаточно эффективной в зависимости от сферы бизнеса и сложившейся ситуации.

Многие российские холдинги имеют смешанный характер, сочетая в себе признаки и горизонтально-интегрированных (включающих преимущественно предприятия, действующие на одном рынке или в одной сфере деятельности), и вертикально-интегрированных (объединяющих предприятия, реализующие все этапы технологического процесса от добычи сырья до реализации готовой продукции), и даже диверсифицированных (объединяющих предприятия различных, технологически не связанных, отраслей производства) объединений.

Список литературы

  1. Агбалян Д.М., Самарин А.В. Принципы менеджмента в компании MCDONALDS // Молодежь и системная модернизация страны: сборник науч. статей 4-й Межд. научной конф. студентов и молодых ученых. 2019. С. 11-14.
  2. Ефремова А.Д.,Кузнецов В.П. Реорганизация крупных предприятий машиностроения в холдинг // Вестник НГИЭИ. 2018. № 2. С. 123-132.
  3. Максимов Д.А., Маркина В.С. Особенности оценки и учета риска рыночной деятельности предприятий вертикально-интегрированного холдинга // Фундаментальные исследования. 2019. № 4. С. 71-77.
  4. Рябчукова О.Ю., Самарина В.П. Устойчивое развитие экономики промышленных комплексов черной металлургии. Курск, 2018. 125 с.
  5. Самарина В.П. "Плюсы" и "минусы" вступления России во всемирную торговую организацию для черной металлургии // Экономика в промышленности. 2012. № 3. С. 23-26.
  6. Самарина В.П. Внешнеэкономическая деятельность России на рынке черных металлов // Экономика в промышленности. 2012. № 2. С. 9-13.
  7. Самарина В.П. Черная металлургия России: экономические, экологические и информационно-коммуникационные проблемы развития // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. 2016. С. 528-532.
  8. Самарин А.В., Камашев Н.Д. Зарубежный опыт в области менеджмента и маркетинга (на примере компании MARKS & SPENCER) // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления. 2019. С. 344-347
  9. Черникова А.А., Самарина В.П., Полева Н.А. Эффективность деятельности российских предприятий черной металлургии на мировом рынке // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 643-647.
  10. Экономика современной Арктики: в основе успешности эффективное взаимодействие и управление интегральными рисками: монография / под научной редакцией В. А. Крюкова, Т. П. Скуфьиной, Е. А. Корчак. Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН, 2020. 245 с.
  11. Ji Y., Liu Z., Wu J., He Y., Xiu H. What factors promote or hinder the participation of enterprises in industrial symbiosis? Analytical Approach and Case Study in China // Cleaner Production Journal. 2020. Vol. 24. Р. 118-124.
  12. Maletic M. Maletic D., Dahlgaard J.J., Dahlgaard S.M. Sustainability exploration and sustainability exploitation: from a literature review towards a conceptual framework // Journal Cleaner Production. 2014. No 79. P. 182-194.
  13. Moore S.B., Manring S.L. Strategy development in small and medium sized enterprises for sustainability and increased value creation // Journal of Cleaner Production. 2009. No 17. P. 276-282.

Поделиться

4739

Рябчукова О. Ю. Систематизация холдингов на российском рынке по формам производственно-хозяйственной интеграции // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/1096-sistematizatsiya-kholdingov-na-ros-rinke

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля