Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Взаимодействие государственного и муниципального контроля

Взаимодействие государственного и муниципального контроля

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

государственный контроль
муниципальный контроль
функции государственного и муниципального контроля
контрольные органы

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются основные аспекты осуществления государственного и муниципального контроля, анализируются механизмы взаимодействия органов власти в сфере обеспечения государственного и муниципального контроля, а также освещаются вопросы правового регулирования процесса. 

Текст статьи

В условиях необходимости эффективного обеспечения функционирования деятельности органов власти и общества возрастает значение взаимодействия государственного и муниципального контроля. Государственный контроль обеспечивает соблюдение федерального законодательства, а муниципальный регулирует вопросы местного значения. Эффективная работа требует координации усилий и распределения полномочий, поэтому исследование аспектов взаимодействия органов государственного и муниципального контроля является актуальным на сегодняшний момент. 

Контроль является неотъемлемой частью управленческой деятельности государства и муниципальных образований. Он представляет собой систему мер, направленных на обеспечение законности, эффективности и результативности действий органов власти различных уровней. Взаимодействие между государственным и муниципальным контролем приобретает особую значимость в условиях децентрализации управления и расширения полномочий местных властей. В данной статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия государственного и муниципального контроля, а также их влияние на эффективность управления в современной России.

Методологическая база исследования представлена анализом нормативных правовых источников информации, учебно-методической и научно-публицистической литературы в области взаимодействия органов государственного и муниципального управления. 

Государственный контроль представляет собой систему организационно-правовых мероприятий, осуществляемых компетентными государственными органами в рамках их полномочий, направленных на превентивное выявление, установление фактов и последующее устранение нарушений нормативных предписаний, содержащихся в федеральном законодательстве, со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. 

Под муниципальным контролем понимается способ реализации муниципального управления, включающий деятельность уполномоченных органов местного самоуправления по проверке соблюдения законодательства о местном самоуправлении, муниципальных правовых актов, а также требований, установленных федеральными отраслевыми законами [7, c. 327].

Основание института муниципального контроля закреплено в Конституции РФ. Конституционные положения устанавливают, что органы местного самоуправления обладают правом самостоятельно решать вопросы местного значения, а также могут получать отдельные государственные полномочия от закона, при этом им передаются необходимые материальные и финансовые ресурсы для выполнения этих полномочий [1].

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, регулирующим процесс организации и осуществления государственного и муниципального контроля в России [2]. 

Федеральный закон определяет правовые основания, цели, задачи, полномочия контролирующих органов, а также порядок проведения проверок и иных мероприятий по контролю. Он направлен на обеспечение эффективности и прозрачности контрольно-надзорных функций, защиту прав и законных интересов подконтрольных субъектов, а также на минимизацию административных барьеров для бизнеса и граждан. 

Предметом государственного и муниципального контроля выступает деятельность государственных и муниципальных структур, коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц, связанная с реализацией положений нормативно-правовых актов. Реализация деятельности по контролю осуществляется на основе регламентированных принципов, которые обеспечивают системный подход и гарантируют его соответствие установленным стандартам. 

Принципы государственного контроля представляют собой совокупность нормативно закрепленных, а также теоретически обоснованных и подтвержденных практическим опытом основополагающих правовых, политических и организационных установок, идей, которые определяют структуру, этапы и процедуры осуществления государственного контроля, его значимость, сущность и результативность. Принципы государственного контроля могут быть классифицированы как общие и специальные [5, с. 131].

Общие принципы включают в себя универсальные постулаты, такие как независимость, разделение властей, законность, уважение и защита прав и свобод человека и гражданина, а также принцип гласности.

Общие положения представляют собой фундаментальные нормы, определяющие основы конституционного строя государства и гарантирующие соблюдение демократических принципов. Независимость предполагает отсутствие внешнего давления на государственные органы при осуществлении их полномочий, тогда как разделение властей обеспечивает баланс между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип законности устанавливает обязательность соблюдения правовых норм всеми субъектами правоотношений, включая государство. Гласность же означает открытость деятельности государственных органов для общественного контроля и прозрачность принятия решений.

Специальные принципы охватывают специфические аспекты государственного контроля, среди которых выделяются непрерывность, целевая направленность, объективность и точность, адаптивность, результативность и другие.

Виды государственного контроля могут различаться в зависимости от ветвей государственной власти, уровней государственной власти и характера компетенции контрольных органов (рис.). 

image.png

Рис. Классификация органов государственного контроля [11, c. 21]

Контроль законодательной власти обеспечивает соответствие деятельности исполнительной власти законодательству и защищает права граждан. Президентский контроль надзирает за деятельностью исполнительной власти, поддерживая баланс между ветвями власти и защищая конституционные принципы. Контроль исполнительной власти представляет собой оценку и коррекция деятельности министерств и ведомств для повышения эффективности и предотвращения нарушений.

Федеральные органы контроля обеспечивают унификацию правовой базы и координацию действий государственной политики и действия регионов в рамках соблюдения законов РФ. Региональные органы контроля обеспечивают реализацию местной политики в пределах федеральной юрисдикции [3, с. 219]. 

Взаимодействие контрольного (надзорного) органа с другими органами государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством:

  1. совместной разработки и реализации программ профилактики и контрольно-надзорных мероприятий;
  2. формирования межведомственных структур, таких как комиссии и рабочие группы, ориентированные на достижение установленных целевых показателей эффективности видов контроля;
  3. обмена информацией о результатах проведенных профилактических и контрольно-надзорных действий;
  4. координации деятельности с федеральными исполнительными структурами, реализующими отдельные функции контрольного (надзорного) органа либо участвующими в их исполнении согласно установленному порядку;
  5. реализации иных форм межведомственной координации, направленных на повышение эффективности системы государственного и муниципального контроля [6, c. 407].

Взаимодействие государственных и муниципальных органов власти по вопросам контроля включают в себя определенные механизмы, которые обеспечивают координацию действий органов власти для эффективного осуществления полномочий. Среди основных механизмов взаимодействия следует выделить совместные плановые проверки, формирование системы обмена аналитическими отчетами, включая электронные платформы мониторинга, межведомственные рабочие группы.

Совместные плановые проверки исследуют соблюдение правовых норм, выявляют недочёты и предлагают рекомендации по их устранению, повышая достоверность и объективность оценки. Система обмена аналитическими отчётами поддерживает осведомленность и координацию, улучшая обработку информации благодаря стандартизации и применению информационно-коммуникационных технологий. Межведомственные рабочие группы разрабатывают стратегию контроля, оптимизируют процедуры и готовят проекты нормативно-правовых актов. Электронные платформы мониторинга обеспечивают оперативный доступ к данным, автоматизацию анализа и прозрачность контрольных процедур, укрепляя общественное доверие. Таким образом, механизмы улучшают координацию и качество контроля на всех уровнях власти [8, c. 298].

Взаимодействие государственного и муниципального контроля действительно сопровождается рядом существенных проблем, решение которых требует учета правовых аспектов. В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства при выполнении своих полномочий. Однако на практике недостаточная координация между различными уровнями власти приводит к дублированию функций и снижению общей эффективности контрольных мероприятий, что противоречит положениям статьи 15 указанного закона о недопустимости вмешательства государственных органов в компетенцию органов местного самоуправления.

Низкий уровень информационной интеграции между государственными и муниципальными органами власти также нарушает нормы, закрепленные в Федеральном законе № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который предусматривает необходимость обмена данными между всеми уровнями власти для обеспечения своевременного реагирования на выявленные нарушения.

Избыточная бюрократизация и сложность административных процедур противоречат целям оптимизации управленческих процессов, предусмотренным Указом Президента РФ № 601 от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [10, c. 7].

Устранение проблем требует системного подхода, в рамках которого предлагается разработка и внедрение единых стандартов и регламентов, оптимизация административных процедур.

Необходимо инициировать разработку и внедрение единых стандартов и регламентов, четко определяющих полномочия и обязанности органов государственного и муниципального контроля. Ответственными за данное мероприятие должны выступить Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, что позволит минимизировать дублирование функций и повысить общую эффективность контрольных мероприятий.

Для оптимизации административных процедур можно провести комплексный анализ существующих административных процедур с целью выявления избыточных этапов и оптимизации процессов. За выполнение данного мероприятия должны отвечать Министерство экономического развития Российской Федерации и Федеральная антимонопольная служба. Мероприятие позволит снизить бюрократическую нагрузку и ускорить взаимодействие между уровнями власти.

Заключение

Взаимодействие государственного и муниципального контроля является ключевым аспектом обеспечения эффективного управления и соблюдения прав граждан в Российской Федерации. Взаимосвязь между различными уровнями контроля должна основываться на единых стандартах, современных информационных технологиях и оптимизированных процедурах, что способствует повышению качества контроля и снижению бюрократических барьеров. Для повышения эффективности государственного и муниципального контроля в России необходимо внедрить комплексные меры, включая разработку единых стандартов и регламентов и оптимизацию административных процедур. Данные мероприятия позволят улучшить взаимодействие между различными уровнями власти, повысить качество контроля и снизить бюрократическую нагрузку. Дополнительно, важно организовать обучение сотрудников контрольных органов, разработать механизмы оценки эффективности взаимодействия и активизировать общественный контроль. Важно, чтобы все элементы реализовывались согласованно и образовывали единую систему взаимодействия с эффективной координацией каждого этапа. 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.04.2014, № 15, ст. 130, 132.
  2. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 №248-ФЗ. – Москва: Эксмо, 2023. – 96 с. 
  3. Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Баталова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 389 с.
  4. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 314 с.
  5. Захарова, С. Г. Государственное и муниципальное администрирование: учебник для вузов / С. Г. Захарова, Н. С. Соменкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 266 с.
  6. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 582 с.
  7. Голованова, В. И. Современная система государственного и муниципального управления: монография / В. И. Голованова. – Москва: МАКС Пресс, 2023. – 840 с.
  8. Аушева, З. Г. Практики взаимодействия государственной и муниципальной власти в России // РППЭ, 2021. №12 (98). – С. 298-303.
  9. Журавлева, Ю. Н. Развитие взаимодействия органов государственного и муниципального управления // E-Scio, 2020. №8 (35). – С. 28-37. 
  10. Николаев, К. А., Николаев, В. К. Взаимодействие государственных и муниципальных органов: проблемы и пути решения // Актуальные проблемы современности: наука и общество, 2022. №1 (26). – С. 7-11.
  11. Савельева, О. А. Государственный и муниципальный контроль в современной России // Отечественная юриспруденция, 2023. №3 (47). – С. 20-22.

Поделиться

77

Кандаурова А. А. Взаимодействие государственного и муниципального контроля // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). Ч.III.С. 12-16. URL: https://apni.ru/article/10968-vzaimodejstvie-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-kontrolya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля