Главная
АИ #15 (18)
Статьи журнала АИ #15 (18)
Алгоритм реализации финансирования проектов в сфере спорта

Алгоритм реализации финансирования проектов в сфере спорта

Автор(-ы):

Левченко Георгий Николаевич

Зайцев Олег Сергеевич

Гарцев Алексей Викторович

Секция

Экономика, финансы

Ключевые слова

организационно-экономическая система
детско-юношеский спорт
финансовая ответственность
инвестиции
физкультурно-спортивного воспитания

Аннотация статьи

В статье проанализированы финансовые аспекты развития физической культуры и спорта в зарубежных странах и России, а также указаны возможности по привлечению дополнительных источников финансирования спорта.

Текст статьи

Состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности используемой организационно-экономической системы, в том числе, принятой стратегии развития финансирования, формирования положительного имиджа спортивных сооружений, маркетинга спортивных услуг [1].

Современные тенденции развития экономики в настоящее время не могут ограничиться внутри спортивных клубов и сообществ. Во всем мире они приобрели межгосударственные и внешнеэкономические связи.

Анализ системы развития спорта в разных странах позволяет сделать вывод, что в мире существуют две основные модели финансирования физкультуры и спорта – американская и европейская. Общим признаком для всех существующих моделей является поддержка детско-юношеского спорта и оздоровительного движения из местных бюджетов (табл.1).

В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берёт на себя государство [1]. Сфера физической культуры и спорта в Росси в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0%. При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17 - 0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах [5, 6].

Таблица 1

Модели развития физической культуры и спорта

Страна

Модель финансирования

Национальная система физкультуры и спорта

Детский и юношеский спорт

Олимпийское движение

США

70 национальных спортивных федераций финансируются за счёт членских взносов, благотворительных пожертвований, взносов для участия в соревнованиях, продажи спортивной одежды, инвентаря, оборудования и атрибутики

финансирование родителей; спортивные федерации спонсируют краткосрочные спортивные лагеря для особо выдающихся юных спортсменов

финансируется за счёт пожертвований частных лиц и делового сообщества; 50% финансирования - гранты Олимпийского комитета от инвестиционной деятельности Олимпийского комитета

Великобритания

система ассоциаций: Британская олимпийская ассоциация, «Спорт Соединенного королевства», «Спорт Англии», «Спорт шотландии», Фонд развития молодёжного сорта.

в государственных школах занятия финансируются государством

финансируется государством; из фонда лотерей; неправительственными организациями; коммерческими организациями; частными лицами

Испания

государственный совет по вопросам спорта; спортивные федерации.

национальная программа помощи детскому спорту (ADЕ); система отбора талантливой молодёжи за счёт средств Государственного совета по вопросам спорта;

стипендии талантливой молодёжи

целевая программа олимпийских видов спорта (ADO) - привлечение частного капитала, государственное финансирование;

финансируется крупнейшими ТНК взамен налоговых льгот и права использования логотипа и размещения рекламы на атрибутах, принадлежащих Испанскому олимпийскому комитету

Австралия

австралийская спортивная комиссия (ASC);

агентства, ответственные за спорт и физкультуру в штатах; ASF – государственная организация финансирования спорта

финансируется ASC через гранты на проведение программ и мероприятий;

спортивные клубы за счёт местных бюджетов;

программа SSA - Школьный спорт Австралии (30 мероприятий национального масштаба) финансируется за счёт региональных бюджетов

за счёт государственных поступлений в ASC и поступлений от бизнеса

Сложившийся объём финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.

Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находится под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.) [4, 7].

Мировой опыт свидетельствует о том, что сфера спорта может приносить доходы, так в Австрии доходы от спортивно-оздоровительных услуг составляют около 2% от ВВП, в Швейцарии – 1,8%, а в нашей стране этот показатель составляет всего 0,06%.

Важнейший фактор обеспечения доступности населению услуг спорта – финансирование. В 2019 г. расходы в сфере физкультуры и спорта РФ составили 150,1 млрд. руб., что на 28,6% больше, чем в 2018 г. (таблица 2). Несмотря на экономический кризис, из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований в 2019 г. выделено на цели развития спорта больше, чем в 2018 г. вместе с тем, следует отметить, как положительное явление, увеличение доли внебюджетных источников.

Таблица 2

Источники финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации

Источники финансирования

2018 г.

2019 г.

2020 г. в % к 2019 г.

млрд. руб.

в % к итогу

млрд. руб.

в % к итогу

Всего:

116,7

100,0

150,1

100,0

128,6

в т.ч.

 

1. Бюджетных средств, всего:

110,5

94,7

136,6

91,0

123,6

в т.ч.

 

- из федерального бюджета

21,9

18,8

24,3

16,2

110,9

- бюджетов субъектов РФ

61,8

43,5

78,5

52,3

127,0

- бюджетов муниципальных образований

26,8

22,9

33,8

22,5

126,1

2. Внебюджетных источников

8,3

5,3

13,5

9,0

162,6

В 2019 г. сохранились, как приоритетные направления, расходы на капитальный ремонт спортивных сооружений и инвестиции на реконструкцию и строительство новых спортивных объектов (таблица 3) [3].

Таблица 3

Направления финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации

Фактически выделено средств из федерального и консолидированного бюджетов

2018 г.

2019 г.

2020 г. в % к 2019 г.

млрд. руб.

в % к итогу

млрд. руб.

в % к итогу

Расходы - всего:

110,5

100,0

136,6

100,0

123,6

из них:

 

1. Проведение спортивных мероприятий

19,5

17,6

18,0

13,2

92,3

2. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря

4,2

3,8

3,6

2,6

85,7

3. Капитальный ремонт спортсооружений

3,4

3,1

4,0

2,9

117,6

4. Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений

43,6

39,5

50,5

37,0

115,0

Среди основных задач, поставленных Стратегией развития физкультуры и спорта на период до 2020 г. следует отметить: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганда здорового образа жизни, включающего как важнейший элемент занятия спортом; модернизация системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях; развитие инфраструктуры сферы спорта [2].

В соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта определены важнейшие целевые ориентиры на предстоящий период; увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом – до 40%, повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности – до 48% (таблица 4).

Таблица 4

Стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта в России

Стратегические цели

Задачи

Показатели

Содействие вовлечению граждан РФ в систематические занятия физкультурой и спортом

1. Обеспечение содействия развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения

1. Удельный вес граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом

2. Удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и т.п.

3. Обеспеченность населения спортивными сооружениями (спортзалы, плавательные бассейны, плоскостные спортсооружения).

4. Количество спортивных сооружений на 100 тыс. жителей.

 

2. Обеспечение содействия развитию физкультуры и спорта инвалидов

1. Удельный вес инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом

 

3. Обеспечение вовлечения в систематические занятия физкультурой и спортом детей и юношей в спортивных школах

2. Удельный вес детей 6-15 лет, занимающихся в специализированных спортивных школах

Обеспечение конкурентоспособности российского спорта в мировом спортивном движении

1. Развитие спорта высших достижений

1. Общекомандное место России по итогам выступлений на Олимпийских играх

 

 

2. Общекомандное место России по итогам выступлений на Чемпионатах мира по летним и зимним Олимпийским видам спорта

 

 

3. Удельный вес видов спорта от общего количества видов спорта, включенных в программу Паралимпийских и Сурдолимпийских игр, в которых принимает участие сборная команда России

Таким образом, расширение источников финансирования возможно, как представляется за счет привлечения кредитов для реализации долгосрочных проектов, строительства и модернизации спортивных сооружений, в том числе банков с государственным участием, негосударственных банков с представлением государственных либо муниципальных гарантий под выделенные кредиты с минимальными ставками либо субсидированием кредитных ставок. Один из вариантов – софинансирование (с участием федерального и местных бюджетов) строительства на конкретных территориях спортивной инфраструктуры и спортивных объектов шаговой доступности массовому потребителю.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте» № 329-ФЗ от 4.12.2007, ст. 2.
  2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
  3. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта. / Научная монография. – Курск.: ЗАО «Университетская книга», 2020. – 220 с.
  4. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Пути повышения результативности использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений / Научная статья. – «Актуальные исследования» 2020. №13.
  5. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Экономический анализ технико-эксплуатационных показателей эффективности работы спортивного сооружения / Научная статья. – «Актуальные исследования» 2020. №14.
  6. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Гарцев А.В. Экономические аспекты совершенствования материально-технической базы отрасли «Физическая культура и спорт» на современном этапе ее развития / Научная статья. – «Актуальные исследования» 2020. №14.
  7. Янович К.В., Саитов Р.Р. К вопросу математического моделирования оптимизационных задач. В сборнике: Новая наука и интеграционные процессы в современной системе знаний. Сборник научных трудов. Под редакцией С.В. Кузьмина. Казань, 2018. С. 302-305.

Поделиться

15606

Левченко Г. Н., Зайцев О. С., Гарцев А. В. Алгоритм реализации финансирования проектов в сфере спорта // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 97-101. URL: https://apni.ru/article/1097-algoritm-realizatsii-finansirovaniya-proektov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля