Состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности используемой организационно-экономической системы, в том числе, принятой стратегии развития финансирования, формирования положительного имиджа спортивных сооружений, маркетинга спортивных услуг [1].
Современные тенденции развития экономики в настоящее время не могут ограничиться внутри спортивных клубов и сообществ. Во всем мире они приобрели межгосударственные и внешнеэкономические связи.
Анализ системы развития спорта в разных странах позволяет сделать вывод, что в мире существуют две основные модели финансирования физкультуры и спорта – американская и европейская. Общим признаком для всех существующих моделей является поддержка детско-юношеского спорта и оздоровительного движения из местных бюджетов (табл.1).
В России большую часть финансовой ответственности за развитие физкультуры и спорта берёт на себя государство [1]. Сфера физической культуры и спорта в Росси в абсолютных суммах финансируется по нарастающему тренду, ежегодно бюджетные ассигнования увеличиваются в среднем на 47,0%. При общих тенденциях увеличения финансирования сохраняется небольшой удельный вес расходов на физическую культуру и спорт в федеральном бюджете и относительная неизменность доли отрасли на уровне 0,17 - 0,2% от ВВП, что примерно в 10 раз меньше, чем в развитых странах [5, 6].
Таблица 1
Модели развития физической культуры и спорта
Страна |
Модель финансирования | ||
Национальная система физкультуры и спорта |
Детский и юношеский спорт |
Олимпийское движение | |
США |
70 национальных спортивных федераций финансируются за счёт членских взносов, благотворительных пожертвований, взносов для участия в соревнованиях, продажи спортивной одежды, инвентаря, оборудования и атрибутики |
финансирование родителей; спортивные федерации спонсируют краткосрочные спортивные лагеря для особо выдающихся юных спортсменов |
финансируется за счёт пожертвований частных лиц и делового сообщества; 50% финансирования - гранты Олимпийского комитета от инвестиционной деятельности Олимпийского комитета |
Великобритания |
система ассоциаций: Британская олимпийская ассоциация, «Спорт Соединенного королевства», «Спорт Англии», «Спорт шотландии», Фонд развития молодёжного сорта. |
в государственных школах занятия финансируются государством |
финансируется государством; из фонда лотерей; неправительственными организациями; коммерческими организациями; частными лицами |
Испания |
государственный совет по вопросам спорта; спортивные федерации. |
национальная программа помощи детскому спорту (ADЕ); система отбора талантливой молодёжи за счёт средств Государственного совета по вопросам спорта; стипендии талантливой молодёжи |
целевая программа олимпийских видов спорта (ADO) - привлечение частного капитала, государственное финансирование; финансируется крупнейшими ТНК взамен налоговых льгот и права использования логотипа и размещения рекламы на атрибутах, принадлежащих Испанскому олимпийскому комитету |
Австралия |
австралийская спортивная комиссия (ASC); агентства, ответственные за спорт и физкультуру в штатах; ASF – государственная организация финансирования спорта |
финансируется ASC через гранты на проведение программ и мероприятий; спортивные клубы за счёт местных бюджетов; программа SSA - Школьный спорт Австралии (30 мероприятий национального масштаба) финансируется за счёт региональных бюджетов |
за счёт государственных поступлений в ASC и поступлений от бизнеса |
Сложившийся объём финансирования государством не позволяет в полной мере реализовать социально-экономические функции физической культуры и спорта.
Принято считать, что государственное финансирование в сфере физкультурно-спортивных услуг должно осуществляться там, где присутствие государства необходимо: детский спорт, массовый спорт, адаптивные программы. Другие виды деятельности физической культуры и спорта должны предоставляться на коммерческой основе и находится под воздействием косвенного государственного регулирования (корпоративный спорт, спорт высших достижений, др.) [4, 7].
Мировой опыт свидетельствует о том, что сфера спорта может приносить доходы, так в Австрии доходы от спортивно-оздоровительных услуг составляют около 2% от ВВП, в Швейцарии – 1,8%, а в нашей стране этот показатель составляет всего 0,06%.
Важнейший фактор обеспечения доступности населению услуг спорта – финансирование. В 2019 г. расходы в сфере физкультуры и спорта РФ составили 150,1 млрд. руб., что на 28,6% больше, чем в 2018 г. (таблица 2). Несмотря на экономический кризис, из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и муниципальных образований в 2019 г. выделено на цели развития спорта больше, чем в 2018 г. вместе с тем, следует отметить, как положительное явление, увеличение доли внебюджетных источников.
Таблица 2
Источники финансирования физической культуры и спорта Российской Федерации
Источники финансирования |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. в % к 2019 г. | ||
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу | ||
Всего: |
116,7 |
100,0 |
150,1 |
100,0 |
128,6 |
в т.ч. |
| ||||
1. Бюджетных средств, всего: |
110,5 |
94,7 |
136,6 |
91,0 |
123,6 |
в т.ч. |
| ||||
- из федерального бюджета |
21,9 |
18,8 |
24,3 |
16,2 |
110,9 |
- бюджетов субъектов РФ |
61,8 |
43,5 |
78,5 |
52,3 |
127,0 |
- бюджетов муниципальных образований |
26,8 |
22,9 |
33,8 |
22,5 |
126,1 |
2. Внебюджетных источников |
8,3 |
5,3 |
13,5 |
9,0 |
162,6 |
В 2019 г. сохранились, как приоритетные направления, расходы на капитальный ремонт спортивных сооружений и инвестиции на реконструкцию и строительство новых спортивных объектов (таблица 3) [3].
Таблица 3
Направления финансирования физической культуры и спорта в Российской Федерации
Фактически выделено средств из федерального и консолидированного бюджетов |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. в % к 2019 г. | ||
млрд. руб. |
в % к итогу |
млрд. руб. |
в % к итогу | ||
Расходы - всего: |
110,5 |
100,0 |
136,6 |
100,0 |
123,6 |
из них: |
| ||||
1. Проведение спортивных мероприятий |
19,5 |
17,6 |
18,0 |
13,2 |
92,3 |
2. Приобретение спортивного оборудования и инвентаря |
4,2 |
3,8 |
3,6 |
2,6 |
85,7 |
3. Капитальный ремонт спортсооружений |
3,4 |
3,1 |
4,0 |
2,9 |
117,6 |
4. Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений |
43,6 |
39,5 |
50,5 |
37,0 |
115,0 |
Среди основных задач, поставленных Стратегией развития физкультуры и спорта на период до 2020 г. следует отметить: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; пропаганда здорового образа жизни, включающего как важнейший элемент занятия спортом; модернизация системы физического воспитания, в том числе в образовательных учреждениях; развитие инфраструктуры сферы спорта [2].
В соответствии со Стратегией развития физкультуры и спорта определены важнейшие целевые ориентиры на предстоящий период; увеличение доли граждан, систематически занимающихся спортом – до 40%, повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности – до 48% (таблица 4).
Таблица 4
Стратегические цели и задачи развития физической культуры и спорта в России
Стратегические цели |
Задачи |
Показатели |
Содействие вовлечению граждан РФ в систематические занятия физкультурой и спортом |
1. Обеспечение содействия развитию массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения |
1. Удельный вес граждан РФ, систематически занимающихся физкультурой и спортом 2. Удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и т.п. 3. Обеспеченность населения спортивными сооружениями (спортзалы, плавательные бассейны, плоскостные спортсооружения). 4. Количество спортивных сооружений на 100 тыс. жителей. |
|
2. Обеспечение содействия развитию физкультуры и спорта инвалидов |
1. Удельный вес инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом |
|
3. Обеспечение вовлечения в систематические занятия физкультурой и спортом детей и юношей в спортивных школах |
2. Удельный вес детей 6-15 лет, занимающихся в специализированных спортивных школах |
Обеспечение конкурентоспособности российского спорта в мировом спортивном движении |
1. Развитие спорта высших достижений |
1. Общекомандное место России по итогам выступлений на Олимпийских играх |
|
|
2. Общекомандное место России по итогам выступлений на Чемпионатах мира по летним и зимним Олимпийским видам спорта |
|
|
3. Удельный вес видов спорта от общего количества видов спорта, включенных в программу Паралимпийских и Сурдолимпийских игр, в которых принимает участие сборная команда России |
Таким образом, расширение источников финансирования возможно, как представляется за счет привлечения кредитов для реализации долгосрочных проектов, строительства и модернизации спортивных сооружений, в том числе банков с государственным участием, негосударственных банков с представлением государственных либо муниципальных гарантий под выделенные кредиты с минимальными ставками либо субсидированием кредитных ставок. Один из вариантов – софинансирование (с участием федерального и местных бюджетов) строительства на конкретных территориях спортивной инфраструктуры и спортивных объектов шаговой доступности массовому потребителю.