Главная
АИ #52 (234)
Статьи журнала АИ #52 (234)
Проблемы развития демократических начал контроля и надзора в государственном и м...

Проблемы развития демократических начал контроля и надзора в государственном и муниципальном управлении

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

управление
государственное управление
контроль
надзор

Аннотация статьи

В современных условиях развития национальной экономики контрольно-надзорная деятельность выступает одним из ключевых направлений, позволяющих быстро устранять возникающие проблемы и следить за качеством работы в системе государственной власти.

Текст статьи

Главная цель государственного и муниципального управления описана в статье 7 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». А также в статье 3, которая гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и через органы местного самоуправления» [1]. А значит, что раскрывая и описывая проблемы развития демократических начал контроля и надзора в государственном и муниципальном управлении, необходимо, прежде всего, остановиться на терминах «управление» и «контроль и надзор».

Основная часть. Сегодня определение термина «управление» подразумевает его, как характеристику определённого вида деятельности, либо совокупности действий, которые совершаются во имя достижения определённых общественно значимых целей. Основная сущность и посыл управления определяется достижением определённого результата путём целенаправленного воздействия.

С точки зрения науки «управление общественными процессами выступает как целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на её отдельные звенья на основе познания и использования присущих ей объективных закономерностей в интересах обеспечения её оптимального функционирования и развития, достижения поставленных целей» [4, с. 56]. А вот Г.В. Атаманчук, один из главных отечественных (советских и российских) исследователей государственного управления выводит следующую трактовку: «Управление – целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)» [3, с. 67].

Выделяют государственное, муниципальное, производственное и общественное виды управления. Однако, именно государственное занимает особую роль, поскольку обуславливается наличием мощной госвласти, которая имеет влияние на всё общество в целом, устанавливая и официально закрепляя правовые нормы, а также используя на легитимной основе механизмы принуждения для того, чтобы обеспечить в полной мере соблюдение установленных правил поведения для всех объектов управления.

Что касается «контроля и надзора» в органах государственной власти, то существует следующая трактовка: «Государственный контроль и надзор в органах власти – это деятельность контрольных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований».

Различают Федеральный государственный контроль и надзор (осуществляется в рамках полномочий органов государственной власти Российской Федерации по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ) и региональный государственный контроль и надзор (проводится в рамках полномочий субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по предметам ведения субъекта РФ) [2].

Эволюция институтов контроля и надзора в государственном и муниципальном управлении представляет собой сложный и многофакторный процесс, охватывающий как исторические, так и современные аспекты.

В историческом контексте ещё в древних цивилизациях прослеживались предпосылки к становлению государственного контроля. В античные времена функции контроля в управлении часто выполняли религиозные институты и городские советы. Например, в Древнем Риме существовали системы отчетности и проверки финансов. В средние века контроль осуществлялся на уровне феодалов, что привело к децентрализации власти и возникновению местных администраций.

С возникновением современных государств (XVIII-XIX века) появились более структурированные органы контроля (например, аудиты, ревизионные комиссии). В это время началось формирование законодательных и исполнительных органов, что привело к необходимости контроля их деятельности.

В XX веке после Второй мировой войны акцент на демократизацию управления привел к созданию независимых органов контроля и надзора, таких как омбудсмены и комиссии по правам человека. Во многих странах стали развиваться идеи открытости и подотчетности.

А вот с повсеместным развитием и распространением современных технологий, контрольно-надзорные органы начали использовать передовые информационные технологии для повышения эффективности и прозрачности своих функций, что позитивным образом сказалось на результативности принимаемых ими решений.

На современном этапе развития контрольных органов государственной власти глобализация и международные стандарты диктуют необходимость участия страны в международных организациях (например, ООН, ЕАЭС, БРИКС), что привело к внедрению международных стандартов контроля и надзора в национальные законодательства. Многие страны начали активнее внедрять механизмы аудита и оценки, основанные на лучших международных практиках.

Всё больше с каждым годом наблюдается участия гражданского общества: нарастающее влияние неправительственных организаций и активных граждан на процесс контроля. Граждане все чаще участвуют в мониторинге государственных действий через различные инициативы и платформы, что помогает госорганам более прозрачно осуществлять свою деятельность.

Государственный контроль, как и любая другая составляющая власти, сталкивается с определёнными проблемами и вызовами, среди которых можно выделить:

  • Коррупция и непрозрачность (несмотря на развитие институтов, многие страны сталкиваются с проблемами коррупции и недостаточной прозрачности в действиях государственных органов);
  • Необходимость адаптации (современные вызовы, такие как цифровизация и изменение социальных норм, требуют адаптации существующих институтов контроля к новым реалиям).

Выделяют несколько видов управленческого контроля, в целях обеспечения стабильного функционирования аппарата управления и достижения поставленных целей, которые схематично представлены на рис. 1.

image.png

Рис. 1. Виды управленческого контроля и их специфика [5, с. 306]

Для того, чтобы в полной мере провести оценку рациональности функционирования деятельности контрольно-надзорных органов в системе государственной власти в Российской Федерации, следует выделить следующие критерии:

  • качество управленческих решений;
  • полнота охвата проблемы;
  • объемы финансирования деятельности;
  • степень ответственности за итоговые решения;
  • уровень контроля.

Указанные показатели должны иметь пятибалльную оценку эффективности контрольно-надзорной деятельности, представленной схематично в идеальной модели оценки эффективности на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Идеальная модель эффективности деятельности контрольно-надзорных органов в РФ [4, с. 56]

 Модель эффективности деятельности контрольно-надзорных органов в РФ можно схематично представить на рисунке 3.

image.png

Рис. 3. Модель эффективности деятельности контрольно-надзорных органов в РФ [4, с. 56]

Российская Федерация имеет большое количество административно-территориальных единиц, в связи с этим появляется ряд определённых проблем в системе государственного и муниципального управления, которые постоянного тщательного рассмотрения и изучения.

Приведённая модель эффективности на рисунке 2 позволила выявить на сегодняшний момент несколько причин некоторой нестабильности аппарата управления, среди которых:

  • Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. Так как, постоянное чрезмерное регулирования процедурных и функциональных аспектов ведёт
    к бюрократизации, дублированию полномочий и спорным ситуациям в распределении полномочий между центральным и региональным уровнями государственной власти.
  • Коррупционная составляющая. Коррупция негативно влияет на имидж государства не только внутри страны, но и на международной арене. Она снижает доверие населения к должностным лицам, а также государственным служащим в целом.
  • Неэффективная организация системы государственного и муниципального управления. Постоянные реформы ведут к нестабильности государственного аппарата и непониманию населением механизмов организации и функционирования элементов государственного управления в стране.
  • Бюрократизация государственного аппарата. Система отягощена непрофессиональными малоэффективными служащими, которые не понимают миссии органов государственного управления и значения своей деятельности для достижения социально полезных результатов.
  • Негативный имидж государственных служащих. Население не воспринимает государственного служащего как партнёра и помощника в осуществлении и защите собственных прав. 
  • Недостаточная информатизация сферы государственного управления. Несмотря на реализуемые программы по информатизации отдельных сфер государственного управления, доступность и оперативность в получении государственных и муниципальных услуг всё ещё являются нерешёнными задачами.

Что касается контроля и надзора в госсекторе, то здесь они представляют собой механизмы, обеспечивающие соблюдение законности и правопорядка в деятельности органов государственной власти.

В демократическом обществе они должны основываться на принципах открытости, доступности информации и участия граждан в процессах принятия решений. Основные теоретические подходы к контролю включают:

  • Социальный контроль (осуществляется через общественные организации и инициативные группы);
  • Государственный контроль (осуществляется различными государственными структурами);
  • Парламентский контроль (включает в себя функции законодательных органов по надзору за исполнительной властью).

Для преодоления существующих проблем необходимо внедрение ряда мер, прежде всего:

  • Увеличение прозрачности. Государственные органы должны активно работать над повышением уровня прозрачности своей деятельности. Это может включать публикацию отчетов о расходах, открытые заседания и использование современных технологий для информирования граждан.
  • Поддержка гражданского общества. Государство должно создать условия для развития гражданского общества, включая финансирование общественных организаций и обеспечение их правовой защиты. Это позволит усилить контроль со стороны граждан.
  • Борьба с коррупцией. Необходима комплексная борьба с коррупцией, включая создание независимых антикоррупционных органов, ужесточение наказаний за коррупционные преступления и внедрение антикоррупционных программ в образовательные учреждения.
  • Переподготовка кадров для госуправления. Следует обратить внимание на подготовку специалистов в области контроля и надзора. Это может включать создание образовательных программ, стажировок и повышения квалификации для работников государственных органов.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эволюция институтов контроля и надзора в государственном и муниципальном управлении – это динамичный процесс, который продолжается и в настоящее время, требуя постоянного обновления подходов и методов для обеспечения высокой степени подотчетности и прозрачности.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации : [принята всенародным Голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/00012 02007040001 (дата обращения: 21.12.2024).
  2. Федеральный закон "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" от 31.07.2020 N 248-ФЗ
  3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. М., 2021. С. 50-68.
  4. Ахадова Д.Ф. Недостатки системы общественного контроля над органами государственной власти // Научный электронный журнал Меридиан, 2022. № 15 (33). С. 57-59. 
  5. Борисов, Н. И. Государственная и муниципальная служба : учебное пособие / Н. И. Борисов. – Москва : КноРус, 2023. – 509 с.
  6. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 378 с.

Поделиться

94

Леваднева А. С. Проблемы развития демократических начал контроля и надзора в государственном и муниципальном управлении // Актуальные исследования. 2024. №52 (234). Ч.III.С. 24-28. URL: https://apni.ru/article/10970-problemy-razvitiya-demokraticheskih-nachal-kontrolya-i-nadzora-v-gosudarstvennom-i-municipalnom-upravlenii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля