Китайский классический театр, с его многообразием элементов и уникальной эстетикой, представляет собой важную часть традиционной страны. Сочетая в себе литературные, музыкальные и визуальные компоненты, этот вид искусства не только отражает местные культурные особенности, но и служит средством выражения человеческих эмоций и социальных реалий. В условиях стремительных изменений современного мира китайский классический театр сталкивается с вызовами, требующими инновационных подходов и адаптации к новым медиаформатам, таким как телевидение. В данной статье мы рассмотрим взаимосвязь между китайским классическим театром и драматическим театром, а также способы их взаимодействия и взаимного обогащения.
Так называемые элементы китайского классического театра – это разнообразные компоненты, которые составляют его сущность, представляя собой традиционную и уникальную форму искусства. Они включают в себя литературную структуру, актерские действия, музыкальные схемы, костюмы и грим, цвет и освещение – все это является нормированным и регламентированным языком искусства сценического оформлени [1, c. 40]. Эти элементы можно разделить на элементы исполнения, музыкальные элементы, элементы танца и конструктивные элементы театра. Суть китайского классического театра заключается в том, чтобы выразить жизнь и общество через истории на сцене и вокальные партии актеров, обладая строгой программной структурой, развиваясь на протяжении сотен лет и отражая местные культурные особенности. Все театральные выступления должны осуществляться в рамках строгих программных норм, чтобы достичь торжественной, великолепной, серьезной, сдержанной и гармоничной атмосферы классического искусства. Китайский классический театр, особенно Пекинская опера, демонстрирует величественную и роскошную красоту.
Китайский классический театр, как форма сценического искусства, создает художественную жизнь и эстетическую реальность в ограниченном времени и пространстве через виртуальное исполнение, акцентируя внимание на стабильности программного исполнения и вокальных конструкциях, где исполнительность важнее реальности. С развитием времени искусству китайского классического театра предстоит решить задачу инноваций. Многие эксперты заметили, что на фоне рыночной экономики различные виды китайского классического театра постепенно угасают и исчезают, предлагая идеи «телевизионного театра», утверждая, что китайский классический театр должен выйти на массовые развлекательные медиа, используя уникальные художественные средства телевидения, средства распространения, способы восприятия и эстетическую психологию для создания новых экранных произведений искусства. Некоторые призывают к интеграции элементов современного искусства, чтобы удовлетворить вкусы молодежи, но это также вызывает споры о сущности театра [2].
Несмотря на огромные различия в формах выражения между китайским классическим театром и драматическим театром, оба они в своей художественной сути создают образы персонажей через текст и пение актеров, достигая эстетического эффекта на сцене. Элементы китайского классического театра могут быть заимствованы драматическим театром, и наоборот. Артист Пекинской оперы Ли Шицзи подчеркивал, что в Пекинской опере недостаточно внимания уделяется созданию образов, тогда как драматический театр имеет в этом преимущество, и Пекинская опера должна учиться у него. В то же время известный драматург Цзяо Цзюинь, изучая западную драму, основал Школу китайского классического театра, воспитав многих значительных деятелей театра.
Современный экспериментальный драматический режиссер Линь Чжаохуа сознательно использует элементы китайского классического театра в своих пьесах, демонстрируя уникальные эстетические принципы и ценностные ориентации. Он считает, что китайский классический театр представляет собой целостную традиционную художественную систему и подчеркивает необходимость создания собственного театрального направления в Китае. Произведения Линя Чжаохуа, такие, как «Сирота Чжао» и «Вишневый сад», в полной мере используют виртуальность сценического пространства и воображение зрителей, предлагая уникальные художественные впечатления. Молодой режиссер Тянь Циньсин также искусно сочетает элементы китайского классического театра и драматического театра в своих работах, таких как «Место жизни и смерти» и «Буря», демонстрируя суть исполнения китайского классического театра и передачу внутренних эмоций.
В настоящее время драматический театр в Китае активно представлен на различных театральных фестивалях, где элементы китайского классического театра и драматического театра все чаще заимствуются и применяются. С развитием времени и изменением эстетических предпочтений современной молодежи элементы китайского классического театра будут появляться в большем количестве драматических произведений, предлагая зрителям новые художественные впечатления.
Таким образом, взаимодействие китайского классического театра и драматического театра открывает новые горизонты для творческого самовыражения и культурного обмена. Современные режиссеры и артисты, интегрируя элементы традиционного искусства в свои работы, не только сохраняют наследие, но и вносят свежие идеи, которые могут привлечь молодую аудиторию. С учетом изменений в эстетических предпочтениях и восприятии искусства, можно ожидать, что элементы китайского классического театра будут продолжать находить свое место в драматическом театре, создавая новые художественные формы и обогащая культурный ландшафт Китая.