Главная
АИ #53 (235)
Статьи журнала АИ #53 (235)
Педагогические взгляды Марии Монтессори и их влияние на образовательную систему ...

Педагогические взгляды Марии Монтессори и их влияние на образовательную систему США

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

методика М. Монтессори
образование Монтессори
исследования
образовательная система

Аннотация статьи

Итальянский врач, философ и педагог Мария Монтессори создала методику обучения, основанную на идее свободного воспитания. Она востребована спустя 100 лет после появления первых школ, работающих согласно этой системе. Марию Монтессори считают одним из лучших педагогов своего времени. Ею была разработана методика, которая являлась альтернативой методам традиционной педагогики. Изначально система воспитания предназначалась только для детей от 3 лет. Сегодня же можно найти сады, в которые принимают детей от 8 месяцев. Далеко не все, что можно увидеть во время воспитания современными педагогами, присутствовало в оригинальной системе.

Текст статьи

Основная часть

Работа Марии Монтессори быстро распространилась по всему миру и уже после 1907 года достигнула США, где многие общественные деятели, в том числе Александр Грэм Белл и его жена Мейбл, Томас Эдисон и Вудро Вильсон, оценили ее работу.

В 1914 году Монтессори выступила перед аудиторией, в Карнеги-Холле в Нью-Йорке, где представила свои работы. Но тогда сторонников в США оказалось мало. И только возрождение школ по методу Монтессори произошло после 1960 года, когда Нэнси Маккормик Рамбуш и Маргарет Стивенсон, каждая из которых работала с Монтессори в Европе, по отдельности отправились в США [2].

В 1960 году Рамбуш организовал Американское общество Монтессори (AMS), чтобы американизировать метод Монтессори и сделать его актуальным для популярной культуры того времени. В 1958 году в Гринвиче, штат Коннектикут, была основана школа Уитби как первая школа AMS Montessori в США, за которой в 1960 году последовало открытие школы Софии Монтессори, открытой киноактером, режиссером, писателем Томом Лафлином с обученными монтессористами Йоханнесом и Джоанной Лавен, иммигрантами из Амстердама [2].

Первая школа Монтессори на Юго-востоке, Спрингмонт, была основана в 1963 году в Атланте. Также в 1963 году в подвале церкви Святого Варфоломея в Кембридже, Массачусетс, была основана Кембриджская школа Монтессори, в которой обучалось 50 студентов. В 1967 году возник спор о товарных знаках из-за использования термина «Монтессори». Этот конфликт был окончательно урегулирован Апелляционным советом по патентам и товарным знакам США, который отказал в предоставлении исключительного права на использование термина «Монтессори» какой-либо конкретной организации «Монтессори», постановив, что термин «Монтессори» имеет общее и/или описательное значение» [2].

Споры о том, что представляет собой школа Монтессори, являются постоянным аспектом истории монтессори-образования, особенно в связи с различными конкурирующими философиями и интересами, связанными с представлением метода Монтессори. Несмотря на эти конфликты, в настоящее время существует более 5000 школ, так или иначе связанных с методом Монтессори [2].

Сегодня существует множество школ Монтессори. Не все они признаны «Оперой Монтессори», но каждая следует принципам Монтессори. Главный из которых, что учителя – это заботливые проводники, вдохновляющие детей на решение различных задач без вмешательства взрослых [3].

Метод поощряет не только самостоятельность, но и сотрудничество. В одном классе дети учатся разных возрастов, таким образом старшие могут помогать младшим. По методу Монтессори в школе нет никаких тестов и оценок, чтобы избежать соперничества между учениками. Каждое занятие длится три часа, учебные материалы разработаны так, чтобы задействовать все органы чувств, это буквы и цифры, сделанные из наждачной бумаги, так как дети также воспринимают тактильно.

Метод М. Монтессори направлен на уважение к личности ребенка. Именно личность ребенка ставится в центр учебно-воспитательного процесса. «Важно, чтобы школа допускала свободные естественные проявления в ребенке, – пишет Монтессори, – это ее главнейшая реформа». Это является главным условием методики Монтессори, переход от авторитарного к гуманистическому подходу в образовании. Монтессори считала, что понукание и посягательство на свободу ребенка, приводит к тому, что ребенок теряет уверенность в себе, перестает быть личностью, впадает в полную зависимость от взрослых. Свобода ребенка в образовании стимулирует его интерес к учебе и творческую активность, поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей работать самостоятельно по принципу «Помоги мне это сделать самому» (тезис М. Монтессори). «Образование – это не продукт деятельности учителя, это естественный процесс, происходящий в человеческом разуме спонтанно, – пишет М. Монтессори. – Ему не способствуют школьные правила безмолвия, неподвижности, однородности занятий. Образование приходит только в условиях взаимодействия ребенка с окружающей средой, Учитель должен не просто представлять теоретический материал, а помочь ребенку организовать свою деятельность, найти свой уникальный путь, реализовать свою природу» [3].

Кроме того, Монтессори была убеждена, что только при устранении принуждения и власти учителя над учеником, может развиться целостная личность ребенка, при этом учеба способствует повышению качества образования и делает процесс обучения свободным, реалистичным. Здесь важным моментом в философии Марии Монтессори является наблюдение учителя за ребенком во время его работы, взрослый должен быть ему помощником, а не наставником.

Воспитание детей организовано так, чтобы ребенок в работе с образовательными материалами сам понимал, верны ли его действия. Для этого Монтессори создала дидактические материалы, в каждом виде которого заложен единственный правильный ответ. Монтессори на основании своих наблюдений верила, что, владея определенными умениями, ребенок сможет свободно и независимо чувствовать себя и ориентироваться в окружающей среде. Монтессори всегда утверждала, что процесс повторения и самоконтроля способствует овладению глубокими знаниями и их систематизированном использовании в будущем.

Для оценки эффекта метода Монтессори проводились различные исследования. Но так как провести исследования в образовательной среде практически невозможно. Можно сравнить учеников школ Монтессори и учреждений с другой системой. Опираясь на множество факторов, влияющих на успеваемость ребенка, были замечены положительные результаты [3].

Так преподаватель психологии Анджелина Лиллард, из университета Вирджинии в Шарлотсвилле, попыталась разобраться в вопросе, наблюдая за одной из таких школ в США. Проанализировав успеваемость детей в возрасте пяти лет, Лиллард обнаружила, что ученики школы пишут, считают, планируют свое время и взаимодействуют со сверстниками лучше, чем ученики обычных школ. А двенадцатилетние школьники показали более высокие результаты в навыках повествования. Также есть основания утверждать, что специально разработанные Монтессори учебные материалы помогают ученикам справляться с задачами лучше, чем обычные. Таким образом, они более эффективны в раннем обучении [4].

Кроме того, Соланж Денерво, нейробиолог из учебной больницы Лозанны в Швейцарии, ранее преподававшая в школе Монтессори, также позитивно отзывается о методе. В недавнем исследовании она обнаружила, что ученики таких школ обычно более креативны и, как следствие, лучше успевают в учебе. Хотя ей и не удалось изучить полностью случайную выборку учеников, она старалась принимать во внимание детей с одинаковым интеллектуальным и социально-экономическим происхождением. По ее предположениям дети с ранних лет берут ответственность за свое обучение, в результате чего учатся самостоятельно решать проблемы и черпать опыт даже из неудач. Всё это, по-видимому, способствует гибкости мышления. Денерво считает, что образование по системе Монтессори помогает людям развиваться в творческих профессиях. Самостоятельное детство, свободное от тирании традиционного образования, дает свои плоды в уровне образования и даже в жизненной философии [4].

Горячие споры ученых и педагогов, которые продолжаются уже больше ста лет с момента открытия первой школы, доказывают, что Монтессори провела действительно важную работу. А учитывая интригующие результаты недавних исследований, дебаты продолжатся и дальше.

Мария Монтессори неустанно продвигала свой метод, который продолжают распространять по всему миру ее преемники [4].

Зародившись в XIX веке, система Марии Монтессори и в настоящее время успешно применяется в мировой практике. На основе изученных педагогами материалов по данной системе в США, можно утверждать, что существуют два направления работы. Первое направление представляет Международная Ассоциация Монтессори (AMI), которая считает, что система Монтессори должна быть перенесена в американскую культуру в чистом виде, т. е. полностью соответствовать принципам педагогики Монтессори. Второе направление представляет Американское Общество Монтессори (AMS), которое выступает за необходимость внесения изменений в педагогику Монтессори с учетом американских культурных традиций, т. е. ее адаптацию в американский социокультурный контекст.

Система Монтессори получает распространение не только в частных, но и в государственных школах США. Практически в 100 округах в школах вводятся элементы системы Монтессори.

Американские педагоги отмечают высокую положительную оценку детям, обучающимся или оканчивающим школу Монтессори [5].

В школах Монтессори обучение построено таким образом, что учитель максимально снижает риск угрожающих уроку ситуаций. Это не означает, что педагоги не проводят любых видов тестов или домашних заданий. Таким образом, дети развивают способность не бояться критики или собственных провалов. Если у ребенка не получается в первый раз какое-то задание, он может всегда вернуться к этому виду учебы и работает еще какое-то время.

Родители детей, обучающихся в частных школах Монтессори, признают, большой прогресс в обучении детей, их адаптации в современном мире. Кроме того, сами родители в большей степени вовлечены в образовательный процесс, в отличие от государственных школ.

Результаты многих исследований американских ученых и педагогов показывают, что педагогика М. Монтессори призвана служить полной реализации человеческого потенциала, а понятие образование – это не просто передача знаний, его основной целью должно являться оказание необходимой помощи в развитии человеческой личности [6].

Заключение

Свой педагогический метод Монтессори называла «методом научной педагогики», который основывается на наблюдении за детьми и корнями уходящий в естественные науки.

Американские педагоги считают, что методика Монтессори универсальна в применении. В течение одного поколения она была успешно применена к детям в самых различных странах.

На современном этапе выявлены тенденции развития образования Монтессори в американских школах. Возрастает интерес к данной педагогической системе, обусловленный ее высокими образовательными возможностями. Наблюдается положительная реакция американской общественности на реализацию идей Монтессори в педагогической практике. Определены отличительные характеристики частных и государственных школ Монтессори, отмечена высокая оценка детям, обучающимся по системе Монтессори [7].

Список литературы

  1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. 1987.
  2. Александрович Э. Новая педагогика (Метод Монтессори). 1913.
  3. Осадчий В.В. Многофакторная модель в коммерческой финансовой системе. 2021. 
  4. Бабашев А.Э. Основные направления развития содержания образования в средней школе США. 1997.
  5. Беляева М.В. Третья волна реформы школы США: экономика, политика, идеология. 1991.
  6. Смирнова Л.В. Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Опыт американской системы образования. 1997.
  7. Хилтунен Е. Педагогика Монтессори. 1992.

Поделиться

31

Яковлева С. В. Педагогические взгляды Марии Монтессори и их влияние на образовательную систему США // Актуальные исследования. 2024. №53 (235). URL: https://apni.ru/article/10983-pedagogicheskie-vzglyady-marii-montessori-i-ih-vliyanie-na-obrazovatelnuyu-sistemu-ssha

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#1 (236)

Прием материалов

4 января - 10 января

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

15 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 января