Главная
АИ #1 (236)
Статьи журнала АИ #1 (236)
Методологии фреймворков для запуска стартапа

10.5281/zenodo.14604650

Методологии фреймворков для запуска стартапа

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

стартап
инновационность
бизнес-модель
риски
финансирование
методология управления проектами
Agile
Scrum
Lean
жизненный цикл продукта
обратная связь
мини-проекты
клиентоцентричный подход
гибкость

Аннотация статьи

Статья рассматривает особенности стартапов, подчеркивая их зависимость от инновационных идей, высокие риски и потребность в финансировании. В ней проводится контраст между традиционными методологиями управления проектами, такими как Waterfall и CPM, которые не подходят для динамичной природы стартапов, и гибкими подходами, такими как Scrum и Lean, которые способствуют адаптивности и быстрому реагированию на изменения. Также акцентируется внимание на важности дизайн-мышления и управления стейкхолдерами для успешного развития стартапов. В итоге статья утверждает, что внедрение agile-методологий способствует улучшению результатов проектов и позволяет лучше справляться с быстро меняющимися требованиями в среде стартапов.

Текст статьи

Стартап является проектом с некоторыми нюансами: важна инновационность идеи, новаторство, поражающее умы, или переосмысление аспектов выбранной сферы, а также стартап имеет высокие риски и потребность в финансировании. Создается новая бизнес-модель, нацеленная на быстрый рост и включающая три этапа жизненного цикла: идея – прототип – продукт [1]. Предприниматель Пол Грэм делает акцент в определении стартапа как проекту с неустойчивой бизнес-моделью. Проект в свою очередь может строиться на существующей бизнес-модели, не иметь инновационности, не нуждаться в финансировании, а соответственно, не нести высоких рисков. Согласно классификации предпринимателя Стива Бланка, два самых распространенных типов стартапов – это социально ориентированные и для продажи.

Методология в управлении проектами представляет собой набор принципов, правил, концепций, которые могут быть применены к различным проектам и контекстам. Методология не предписывает конкретных действий, а предоставляет руководство для организации проекта и принятия решений.

Фреймворк определяет набор конкретных инструкций, процедур и шагов, которые необходимо выполнить для успешного завершения проекта. Обычно представляет собой структурированный метод, который указывает на правильный порядок выполнения задач и предписывает определенные процессы для достижения целей проекта.

Классические методологии управления проектами такие как: методология водопада (Waterfall), критического пути (CPM), журнала проектов (PRINCE2), «Железный треугольник» (Triple Constraint), «Каскадная модель» (Cascade Model) не подходят для реализации стартапа. Дело в том, что традиционные практики проектного менеджмента строятся на неизменности требований, инструментов, статичной среды и строго ограниченных сроках [2].

Противоположность этому методология Agile. Такая методология позволяет быстрее подстроиться под изменения и достичь цели. Agile – это образ мышления и процесс жизнедеятельности, заключающийся в 4-х принципах: люди важнее процессов, работающий продукт важнее документации, сотрудничество важнее формальностей, готовность к изменениям важнее следованию плану. Методология включает в себя реализацию «мини проектов», при этом не всегда поэтапных, они могут реализовываться параллельно в разных подкомандах одного проекта [3].

Подробнее рассмотрим фреймворки Scrum и Lean – семейство технологий Agile. Scrum – это методика, основанная на коротких сроках разработки (спринтах), при этом после каждого цикла получается готовый продукт. Каждая итерация длится от 1-й до 4-х недель. По Scrum каждый член команды должен обладать минимум тремя компетенциями в разных областях, при этом команда имеет свободу выбора способов достижения цели. Такой акцент на самоорганизации и многодисциплинарности команды позволяет достигать цели в динамичных и изменчивых средах.

Lean метод разбивает проект на подпроекты, а подпроекты на мини-проекты. Последовательность подпроектов и мини-проектов строго определена, при этом гибкость заключается в параллельном выполнении задач, что сильно экономит время. Фреймворк бережливого стартапа позволяет найти самый короткий путь в цикле разработки, начиная с тестирования на реальных потребителях, далее идет оценка результатов и корректировка. Перед тем как привлекать инвестиции и масштабировать проект, бизнес-модель обычно меняется несколько раз после сбора обратной связи на каждой итерации.

Обобщая оба подхода, выделим ключевые моменты Scrum и Lean:

  • низкая стоимость доработок;
  • высокая вовлеченность клиента;
  • непрерывное тестирование продукта;
  • сбор обратной связи и контроль отклонений после каждой итерации;
  • частое общение в команде, совместное решение задач;
  • оценка результатов происходит на основе контроля активности, вовлеченности членов команды и их результатов, в фокусе команды работающий продукт;
  • бюджет не строго ограничен, может меняться в обе стороны;
  • основной акцент в управлении заключается в ускорении реализации проекта и повышении ценности конечного продукта – клиентоцентричный подход.

Кроме того, согласованные с Agile методологией выявлены некоторые тренды: акцент на обучающих встречах внутри команды с целью получить новый опыт от экспертов, концепт дизайн-мышления и бизнес ценности проектной организации в виде определенных факторов гибкости [4]. Согласно определению Оливера Кемпкенса, дизайн-мышление – это создание инновационного продукта с помощью структурированной работы нужных людей в правильной среде. Метод Design Thinking, придуманный инженерами для решения сервисных и продуктовых задач, соединяет действие и мысль и отвечает на вопрос: как построить быстрый и полезный проект, который встроится в окружающий мир [5]. Классическая модель дизайн-мышления, принятая в Стэнфордском университете, состоит из 6 этапов:

  1. Глубокое погружение в проблемную область и опыт пользователей («эмпатия»);
  2. Формулировка конкретной, важной, достижимой задачи, («фокусировка»);
  3. Генерация множества идей («генерация»);
  4. Выбор жизнеспособной идеи («выбор идей»);
  5. Создание модели для тестирования найденных решений («прототипирование»);
  6. Получение обратной связи и нахождение наилучших результатов («тестирование»).

Также принципы Agile реализованы в управлении стейкхолдерами – это постоянная коммуникация с заинтересованными лицами для уточнения их ожиданий и выявления потребностей, которые могу влиять на результат или деятельность проекта. Как первичных стейкхолдеров: собственники, клиенты, сотрудники, консультанты, так и вторичных: СМИ, НКО, инвесторы, власти, можно проанализировать по этапам: выявление потенциальных стейкхолдеров, сбор информации о роли в команде, компетенциях, ожиданиях от работы и продукта, степени влияния или поддержки; классификация; внедрение и подведение итогов. Степень влияния стейкхолдеров на проект будет определять их классификацию: постоянные, временные партнеры, консалт и поддержка [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что традиционные методологии управления проектами, такие как Waterfall и CPM, не подходят для стартапов из-за своей статичности и неизменности требований. Вместо этого используются гибкие методологии, такие как Agile, Scrum и Lean. Не стоит забывать, что на развитие стартапа влияет концепция дизайн-мышления и принципы управления стейкхолдерами.

Список литературы

  1. Романовская Е.В., Андряшина Н.С., Безрукова Н.А., Уткин В.Е. Особенности стартапа как проекта // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-startapa-kak-proekta (дата обращения: 03.12.2024).
  2. Беляева К.В., Свищёв А.В. Сравнительный анализ методов управления проектами // E-Scio. 2021. № 11 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-metodov-upravleniya-proektami (дата обращения: 03.12.2024).
  3. Александрова Т.В. Повышение эффективности проектного управления в организации на основе гибкой методологии Agile // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-proektnogo-upravleniya-v-organizatsii-na-osnove-gibkoy-metodologii-agile (дата обращения: 03.12.2024).
  4. Имамов М.М. Гибкие методологии проектного менеджмента: условия и перспективы применения в новых реалиях // Инновации и инвестиции. 2023. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibkie-metodologii-proektnogo-menedzhmenta-usloviya-i-perspektivy-primeneniya-v-novyh-realiyah (дата обращения: 03.03.2024).
  5. Богомолова И.С. Дизайн-мышление: от названия к сути метода // AMIT. 2023. № 4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-myshlenie-ot-nazvaniya-k-suti-metoda (дата обращения: 04.03.2024).
  6. Зайченко И.М., Мирошниченко Д.В., Прокудина А.О. Позиционирование стейкхолдеров при реализации проектов // Вестник ГУУ. 2023. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitsionirovanie-steykholderov-pri-realizatsii-proektov (дата обращения: 03.12.2024).

Поделиться

109

Салахутдинова А. А. Методологии фреймворков для запуска стартапа // Актуальные исследования. 2025. №1 (236). Ч.II.С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/10993-metodologii-frejmvorkov-dlya-zapuska-startapa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля