Стартап является проектом с некоторыми нюансами: важна инновационность идеи, новаторство, поражающее умы, или переосмысление аспектов выбранной сферы, а также стартап имеет высокие риски и потребность в финансировании. Создается новая бизнес-модель, нацеленная на быстрый рост и включающая три этапа жизненного цикла: идея – прототип – продукт [1]. Предприниматель Пол Грэм делает акцент в определении стартапа как проекту с неустойчивой бизнес-моделью. Проект в свою очередь может строиться на существующей бизнес-модели, не иметь инновационности, не нуждаться в финансировании, а соответственно, не нести высоких рисков. Согласно классификации предпринимателя Стива Бланка, два самых распространенных типов стартапов – это социально ориентированные и для продажи.
Методология в управлении проектами представляет собой набор принципов, правил, концепций, которые могут быть применены к различным проектам и контекстам. Методология не предписывает конкретных действий, а предоставляет руководство для организации проекта и принятия решений.
Фреймворк определяет набор конкретных инструкций, процедур и шагов, которые необходимо выполнить для успешного завершения проекта. Обычно представляет собой структурированный метод, который указывает на правильный порядок выполнения задач и предписывает определенные процессы для достижения целей проекта.
Классические методологии управления проектами такие как: методология водопада (Waterfall), критического пути (CPM), журнала проектов (PRINCE2), «Железный треугольник» (Triple Constraint), «Каскадная модель» (Cascade Model) не подходят для реализации стартапа. Дело в том, что традиционные практики проектного менеджмента строятся на неизменности требований, инструментов, статичной среды и строго ограниченных сроках [2].
Противоположность этому методология Agile. Такая методология позволяет быстрее подстроиться под изменения и достичь цели. Agile – это образ мышления и процесс жизнедеятельности, заключающийся в 4-х принципах: люди важнее процессов, работающий продукт важнее документации, сотрудничество важнее формальностей, готовность к изменениям важнее следованию плану. Методология включает в себя реализацию «мини проектов», при этом не всегда поэтапных, они могут реализовываться параллельно в разных подкомандах одного проекта [3].
Подробнее рассмотрим фреймворки Scrum и Lean – семейство технологий Agile. Scrum – это методика, основанная на коротких сроках разработки (спринтах), при этом после каждого цикла получается готовый продукт. Каждая итерация длится от 1-й до 4-х недель. По Scrum каждый член команды должен обладать минимум тремя компетенциями в разных областях, при этом команда имеет свободу выбора способов достижения цели. Такой акцент на самоорганизации и многодисциплинарности команды позволяет достигать цели в динамичных и изменчивых средах.
Lean метод разбивает проект на подпроекты, а подпроекты на мини-проекты. Последовательность подпроектов и мини-проектов строго определена, при этом гибкость заключается в параллельном выполнении задач, что сильно экономит время. Фреймворк бережливого стартапа позволяет найти самый короткий путь в цикле разработки, начиная с тестирования на реальных потребителях, далее идет оценка результатов и корректировка. Перед тем как привлекать инвестиции и масштабировать проект, бизнес-модель обычно меняется несколько раз после сбора обратной связи на каждой итерации.
Обобщая оба подхода, выделим ключевые моменты Scrum и Lean:
- низкая стоимость доработок;
- высокая вовлеченность клиента;
- непрерывное тестирование продукта;
- сбор обратной связи и контроль отклонений после каждой итерации;
- частое общение в команде, совместное решение задач;
- оценка результатов происходит на основе контроля активности, вовлеченности членов команды и их результатов, в фокусе команды работающий продукт;
- бюджет не строго ограничен, может меняться в обе стороны;
- основной акцент в управлении заключается в ускорении реализации проекта и повышении ценности конечного продукта – клиентоцентричный подход.
Кроме того, согласованные с Agile методологией выявлены некоторые тренды: акцент на обучающих встречах внутри команды с целью получить новый опыт от экспертов, концепт дизайн-мышления и бизнес ценности проектной организации в виде определенных факторов гибкости [4]. Согласно определению Оливера Кемпкенса, дизайн-мышление – это создание инновационного продукта с помощью структурированной работы нужных людей в правильной среде. Метод Design Thinking, придуманный инженерами для решения сервисных и продуктовых задач, соединяет действие и мысль и отвечает на вопрос: как построить быстрый и полезный проект, который встроится в окружающий мир [5]. Классическая модель дизайн-мышления, принятая в Стэнфордском университете, состоит из 6 этапов:
- Глубокое погружение в проблемную область и опыт пользователей («эмпатия»);
- Формулировка конкретной, важной, достижимой задачи, («фокусировка»);
- Генерация множества идей («генерация»);
- Выбор жизнеспособной идеи («выбор идей»);
- Создание модели для тестирования найденных решений («прототипирование»);
- Получение обратной связи и нахождение наилучших результатов («тестирование»).
Также принципы Agile реализованы в управлении стейкхолдерами – это постоянная коммуникация с заинтересованными лицами для уточнения их ожиданий и выявления потребностей, которые могу влиять на результат или деятельность проекта. Как первичных стейкхолдеров: собственники, клиенты, сотрудники, консультанты, так и вторичных: СМИ, НКО, инвесторы, власти, можно проанализировать по этапам: выявление потенциальных стейкхолдеров, сбор информации о роли в команде, компетенциях, ожиданиях от работы и продукта, степени влияния или поддержки; классификация; внедрение и подведение итогов. Степень влияния стейкхолдеров на проект будет определять их классификацию: постоянные, временные партнеры, консалт и поддержка [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что традиционные методологии управления проектами, такие как Waterfall и CPM, не подходят для стартапов из-за своей статичности и неизменности требований. Вместо этого используются гибкие методологии, такие как Agile, Scrum и Lean. Не стоит забывать, что на развитие стартапа влияет концепция дизайн-мышления и принципы управления стейкхолдерами.