В современном понимание термин «культура» отличается емкостью, многогранностью и обладает многообразием смысловых оттенков.
Согласно определения большого энциклопедического словаря, культура – это система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека, охватывающая все стороны его жизни: биологическую (еда, сон, отдых и др.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения) [5].
Культура – объемное и сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Ее разносторонность выражается в различных подходах ее определения. Учитывая понимание культуры как специфического метода организации и развития процесса человеческой жизни, представленной в результатах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений в духовных ценностях, а также в комплексе отношений людей к природе, между собой и к самим себе, приведем трактовки культуры из работ Э. С. Маркаряна, М. С. Кагана.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
В широком смысле слова культура – это все, что создано самим человеком для своего существования и самореализации. Феномен культуры тесно связан с проявлением творчески созидающего начала, деятельного субъекта, творца культуры. Как известно, субъектами культуры выступают общности, учреждения, организации, объединения.
М. С. Каган [14] называет культуру «формой бытия, охватывающая качества человека как субъекта деятельности, способы деятельности, предметы как опредмеченные процессы деятельности и инобытие человека, вторичные способы деятельности по распредмечиванию опредмеченных человеческих качеств, человека как продукт культуры». По словам В. А. Бобахо [1], культурой является «способ социокультурной деятельности человека, результат этой деятельности и степень развитости личности». Мнение Н. З. Чавчавадзе о понятии культуры сводится к выражению ее как «реализация, воплощение ценностей, их внедрение в жизнь в акте творчества; она (культура) есть преобразование мира окружающих человека вещей, самого человека, его мыслей, чувств, форм взаимоотношений с другими людьми, их превращение в телеологически организованные образования, наполненные смыслом, значением, духовным содержанием».
Понятие культуры определено в работах В. С. Библера [2], как «форма самодетерминации индивида как форма свободного решения своей судьбы в сознании ее исторической и всеобщей ответственности». В этом определении культура выступает как все виды духовной и материальной деятельности человека.
Современные ученые определяют культуру, как уровень развития, устройство жизни общества, духовные и материальные результаты человеческой деятельности в производстве, искусстве, умственном, нравственном, мировоззренческом, эстетическом развитии, в способах взаимодействия между собой и природой; первенствующими составными частями культуры можно назвать: религию, науку, образование, нравственные и моральные устои поведения людей.
Культура народа, проживающего в нашей стране, уникальна, интересна и обладает своим темпераментом и национальными особенностями.
Необходимо сказать, что культура эффективно выступает как средство профилактики, направленное на преодоление негативных социальных явлений в обществе, в среде детей и молодежи, ее действие направлено на формирование гражданских и патриотических личностных качеств, формирование воспитания духовности и нравственности. Развитие культуры помогает при решении проблемы, связанных с восстановлением и развитием социального и экономического потенциала сельских территорий, с организацией занятости населения и мн. др.
Национальная культура служит выражением души народа. Обращаясь к национальным ценностям в духовной сфере, необходимо выделить не только огромный неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, но и размах интеллектуального богатства культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Сегодняшний день способствует национальной форме самовыражения культуры. В свою очередь, рождение национального происходит из особенностей исторической жизни народа.
Таким образом, национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. Редкость, когда в определенном государстве одна национальная культура, для этого требуется однородность в лингвистическом и этническом отношении. Поэтому большинство стран мира имеют несколько национальных культур. В этом случае выделяется культура большинства населения и культура национальных меньшинств. В России проживает множество народов, каждый из которых невозможно представить себе без народного искусства, национальной культуры, которые раскрывают истоки духовной жизни этого народа, наглядно демонстрируя его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являются частью его истории.
Каждая нация, выступая как социальный организм, социальная общность, сама определяет свое культурное развитие, но важным является фактор, влияющий на это развитие – мировая культура. В случае, когда национальная культура рассматривается как закономерная ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, то ее можно определить как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным.
Несмотря на то, что существует два вида развития каждой национальной культуры, как неповторимой, уникальной по форме, или как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней, в любом случае в той или иной форме национальная культура содержит и выражает общечеловеческое начало.
Особенностью национальной культуры является ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Каждая нация, избегая копирования и подражания, старается создать свои индивидуальные формы культурной жизни, тем самым развивая особенности своей культуры.
Самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации. По причине того, что национальная культура развивается в условиях не только социальных противоречий, но и в условиях борьбы новых прогрессивных явлений со старыми консервативными традициями, в любой национальной культуре существуют свои духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира.
Сложение специфики искусства каждого народа стоит в прямой зависимости от географических условий, природных запасов сырья, религии, традиций народа. Народное искусство многолико, включает бесконечное множество художественных приемов, знаний, умений, навыков, без которых было трудно выживать человеку. Наблюдательность, быстрая ориентация в сложных природных условиях, наличие смекалки, изобретательности народных мастеров, обусловили универсальность и выразительность народного искусства.
Сегодня каждый народ связывает будущую жизнь с национальной культурой, эта идея в какой-то мере представляет собой гарант жизни и интеграции в мировую культуру, что поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.
На сегодняшний день существует множество способов изучения национальных обычаев, быта, уклада народа: посещение концертов, праздников, музеев, выставок; изучение специальной и научно-популярной литературы, песенного наследия и др. Особое место в национальной культуре занимает и изучение народных промыслов, которое включено в школьную программу. Однако педагоги отмечают низкий интерес у подрастающего поколения к национальной культуре в целом, причиной чему служат отсутствие знаний детей с историей происхождения того или иного промысла, незнание значения определенных обрядов, жизненных событий, а также факт того, что изменилась массовая культура современного общества.
Но обращение к народной культуре играет только положительную роль в воспитании будущего поколения, о необходимости использования народной культуры в процессе воспитания обосновывается в трудах И. А. Ильина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского. К. Д. Ушинский справедливо подчеркивал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным. Отсюда можно сделать вывод, что без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Кроме того, приобщение детей к народной культуре является одним из способов развития творческих способностей.
Изобразительное искусство проявляется в различных видах и всегда тесно связано с духовным миром народа. Такая связь выражается в философии и истории развития культуры, ощущении и восприятии внешнего мира и его воплощении в материальном продукте. Из поколения в поколение происходит передача секретов мастерства, дошедшие до нас произведения несут отпечаток предшествующей жизни, поэтому в процессе восстановления народного творчества в виде изобразительного искусства происходит связь прошлого с настоящим и будущим народа.
Освоение народного искусства учащимися подразумевает постижение основ народной культуры, а это связано с пониманием духовной сущности культуры. Л. П. Печко отмечает, что «…если касаться постепенного освоения духовного, интеллектуального содержания, сущности культуры, а не только воспитания внешних проявлений культуры в подростковом и старшем возрасте учеников школы, то именно преподавание гуманитарных предметов должно затрагивать все стороны человеческого мироосознания и обязательно с включением потенциала искусства. Ведь в его восприятии и эстетическом освоении участвуют различные механизмы познания мира – не только интеллектуальные, но и эмоциональные, чувственно-органические, психологические структуры воображения и образно-творческого мышления».
Таким образом, национальная культура – это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В структуру народной художественной культуры входят две основные части: народное художественное творчество (произведения народной музыки, пения, хореографии, устного народного творчества) и народное искусство, под которым принято понимать произведения традиционного декоративно-прикладного творчества.
Не только устное народное творчество, музыкальный фольклор, но и народное декоративно-прикладное искусство, искусство народных промыслов должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения. Подрастающее поколение наряду с возможностью выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений должно иметь возможность знаний истоков национальной культуры и искусства. Закономерность стремления людей к познанию своей самобытной национальной культуры, влияет на национальное самосознание, морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры.