Главная
АИ #1 (236)
Статьи журнала АИ #1 (236)
Русские народные промыслы

Русские народные промыслы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

лаковое искусство
национальная культура
культура
промыслы

Аннотация статьи

Статья посвящена народным художественным промыслам – это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, представляющая собой товарное производство художественных предметов широкого потребления при обязательном использовании творческого ручного труда.

В русских народных промыслах, как в форме народного творчества, отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся еще много веков назад. Изделия русских промыслов прекрасным образом сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство – это воспитание души и уважения к духовным ценностям, именно оно создает у нас представление о прекрасном и делает нашу душу богаче, заставляет задумываться. Искусство начинается с уважения к вещам. Но и вещи нужно создавать такими, чтобы они вызывали уважение.

Чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Текст статьи

В современном понимание термин «культура» отличается емкостью, многогранностью и обладает многообразием смысловых оттенков.

Согласно определения большого энциклопедического словаря, культура – это система внебиологических форм обеспечения жизнедеятельности человека, охватывающая все стороны его жизни: биологическую (еда, сон, отдых и др.), производственную (создание средств материального жизнеобеспечения орудий, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения) [5].

Культура – объемное и сложное междисциплинарное общеметодологическое понятие. Ее разносторонность выражается в различных подходах ее определения. Учитывая понимание культуры как специфического метода организации и развития процесса человеческой жизни, представленной в результатах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений в духовных ценностях, а также в комплексе отношений людей к природе, между собой и к самим себе, приведем трактовки культуры из работ Э. С. Маркаряна, М. С. Кагана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

В широком смысле слова культура – это все, что создано самим человеком для своего существования и самореализации. Феномен культуры тесно связан с проявлением творчески созидающего начала, деятельного субъекта, творца культуры. Как известно, субъектами культуры выступают общности, учреждения, организации, объединения.

М. С. Каган [14] называет культуру «формой бытия, охватывающая качества человека как субъекта деятельности, способы деятельности, предметы как опредмеченные процессы деятельности и инобытие человека, вторичные способы деятельности по распредмечиванию опредмеченных человеческих качеств, человека как продукт культуры». По словам В. А. Бобахо [1], культурой является «способ социокультурной деятельности человека, результат этой деятельности и степень развитости личности». Мнение Н. З. Чавчавадзе о понятии культуры сводится к выражению ее как «реализация, воплощение ценностей, их внедрение в жизнь в акте творчества; она (культура) есть преобразование мира окружающих человека вещей, самого человека, его мыслей, чувств, форм взаимоотношений с другими людьми, их превращение в телеологически организованные образования, наполненные смыслом, значением, духовным содержанием».

Народным называется искусство широких трудящихся масс, определяющей чертой является коллективный характер труда. Это проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы и сюжеты, передаваемые от поколения в поколение. Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в творчестве мастера – одна из характерных черт народного искусства. Даже у одного мастера не окажется двух изделий, во всем тождественных. Все они будут равноправными вариантами. В вариантности произведений народного творчества органически сочетаются и многовековая традиция художественной деятельности многих поколений людей, и неповторимость личности каждого мастера в отдельности.

Таким образом, преемственность традиций означает, что мастер не просто передает потомкам то, что в свое время взял от своих предшественников, но обогащает коллективный опыт своими личными творческими достижениями.

В народном искусстве преемственны прежде всего технологические приемы ручного труда, поэтому ручной труд в народном искусстве не может и не должен вытесняться машинным. Произведения традиционного ручного труда доносят до нас многие художественные образы, связывающие наше время с культурой древности. Ручной характер труда дает возможность мастеру импровизировать, вносить в традиционные формы свои творческие варианты, иметь «свой почерк», отличный от «почерка» других мастеров. Технические усовершенствования, которые не исключают творчество исполнителя, не мешают виртуозности мастера, могут и должны широко применяться (гончарный круг, токарный станок, бормашина, швейная машина).

В силу коллективного характера народного творчества на протяжении многих веков отрабатываются и шлифуются творческие приемы народного искусства. Благодаря этому многие произведения народных мастеров достигают вершин художественного совершенства, в них неразрывно сочетаются назначение предмета и его выразительность и декоративность. В художественной образности произведений народного искусства – всегда глубокая содержательность, отражающая народные представления о мире и жизни. Стремление народа к гармонии, красоте, праздничности выражает оптимизм народного мировоззрения, веру народа в лучшее будущее. В произведениях народного искусства всегда поражает глубокая логичность и совершенство форм, удивительная завершенность художественного решения.

Мастер умел сделать красивыми самые обычные предметы, которыми он пользовался ежедневно. Ложка, солонка, прялка, светец, полотенце и многие другие изделия, жизненно необходимые в быту, в то же время являются подлинными произведениями искусства. Их художественное совершенство отражает реалистичность мышления народа, связь с жизнью, его понимание нерасторжимой связи формы и содержания в искусстве.

Рукотворность, творческий характер исполнительского труда мастеров придают каждому изделию черты уникальности. В них живут традиции художественного ремесла, национальные особенности искусства разных народностей.

Каждый народ имеет свои излюбленные художественные образы, отражающие его идеалы и понятия о добре и зле. Красота неразрывно связана с добром, эстетическое и этическое содержание вещи живут вместе.

В формах бытовых предметов отшлифованных и выверенных на протяжении веков, в особенности народного орнамента, в колористической гамме раскрываются национальные представления о красоте, тесно связанные с историей народа.

Возникая на самых ранних стадиях человеческого развития и сопровождая народ на всех этапах его жизни, народное искусство составляет основу всякой национальной культуры.

В разные исторические эпохи, в зависимости от смены социальных формаций, претерпевало изменения и народное искусство. Своими корнями народное искусство уходит в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Изготавливая орудия труда, охоты и войны, посуду, одежду и другие необходимые в быту предметы, человек стремился придать им красивую форму, украсить их орнаментом, т. е. делая тем самым обычные вещи произведениями искусства.

Нередко форма изделия и его орнамент имели и магическое культовое значение. Один и тот же предмет мог одновременно решать утилитарные потребности человека, отвечать его религиозным взглядам и соответствует его пониманию красоты.

Самым первым производством, выделившимся в самостоятельное ремесло в городе и деревне, была обработка металла.

Древняя Русь знала почти все виды современной художественной металлообработки, но главными были: ковка, литье, чеканка, филигрань (скань) и зернь [16]. Высокого уровня развития в это время достигло ювелирное искусство.

Вторым по времени зарождения ремеслом, явилось гончарство.

Гончарные мастерские изготавливали посуду, домашнюю утварь, предметы церковного обихода, изразцы – декоративные керамические плитки, которые использовались в архитектуре, как отделочный материал.

В Древней Руси развито было искусство ремесленников – камнерезов: резчиков икон и литейных форм, «гранильщиков» бус [16]. Работало множество косторезных мастерских.

Огромную роль в жизни древнерусского человека играло домашнее производство. Ткани и изделия из них долго будут изготавливаться в условиях натурального хозяйства.

Основными видами женского художественного творчества в Древней Руси были узорное ткачество, вышивка по холсту, золотное шитье. Вышитая церковная утварь (пелены, плащеницы, покровы) вызывала всеобщее восхищение и вывозилась из Руси в другие страны.

Домашним производством являлась обработка дерева. Своими собственными руками крестьянин рубил избу, вырезал всю домашнюю утварь, игрушки для детей. Значительного развития художественная обработка дерева достигла в Великом Новгороде, жителей которого даже называли плотниками.

В России на основе народных ремесел возникают кустарные художественные промыслы.

Среди древнейших русских художественных промыслов – это промыслы художественной резьбы по кости и дереву, возникший в Троице – Сергиевом монастыре в XVI – XVII в. в. Его талантливые резчики изготавливали изделия из местных пород дерева, кости домашних животных, а так же из дорогого морского клыка, кипариса, самшита, розового дерева, привозимых из далека.

В XVI–XVII в. славились своими мастерством новгородские, псковские и вологодские «златокузнецы», литейщики колоколов [11].

В XVII в. в Сольвычегодске развивается промысел «усольской эмали». Искусство эмали получило развитие и в Великом Устюге, в этом же городе жили мастера просечного железа.

XVII в. – начало теперь всемирно известного хохломского промысла.

В это же время получает развитие набойка – это способ нанесение на ткань цветного рисунка с помощью специальных досок с рельефным узором, называемых «манерами» или «цветками»[11].

XVIII в. принес много изменений в жизни Российского государства – это развитие техники, науки и культуры. В XVIII в. начинают развиваться промыслы нитяного кружевоплетения и безворсового ковроделия.

Во второй половине XIX – начале XX в. в. появляется много новых художественных промыслов – крестецкий и заонежский вышивальные помыслы, вятский кружевной промысел. Но при всех обстоятельствах в основе художественного кустарного промысла оставались творческий ручной труд и виртуозное исполнительское мастерство.

Издревле народные мастера в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией реальность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми. Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников.

Изделия резьбы по дереву (абрамцево-кудринская резьба), изделия резьбы по кости, изделие северной черни, изделие кружевоплетения (Вологодское кружево), изделия вышивки (Владимирская вышивка, золотошвейная вышивка), изделия росписи по дереву (Блюдо с хохломской росписью).

Русские художественные лаки – одно из замечательных явлений искусства художественных промыслов России. В России искусство лаковой живописи зародилось в XVIII в. Так, все работы по оформлению «лакового кабинета» в загородном дворце Петра I были выполнены русскими «лакирных дел» мастерами [16]. Во второй половине XVIII в. в России появляется лаковая живопись на металле (Нижний Тагил). В конце XVIII в. возникает промысел художественных лаков в с. Данилково под Москвой, слившемся позднее с соседним селом Федоскино. Основателем федоскинского промысла был купец П. И. Коробов, который, по преданию, в 1796 г. вывез из Германии, из г. Брауншвейга, и основал в Данилкове небольшую фабрику по выпуску изделий из папье-маше. Федоскинские мастера на примере германских мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из папье-маше и способы их росписи, выпускали изделия из папье-маше, имели свои излюбленные сюжеты, преимущественно сцены из жизни. В середине XIX в. Складываются и основные характерные черты изобразительного языка федоскинского искусства. Живопись федоскинцев реалистична. В годы Советской власти возникли и развились три новых центра миниатюрной живописи на папье-маше в селах Палех Ивановской обл., Мстера Владимирской обл. и Холуй Ивановской обл.

Вторая линия лакового искусства – роспись на железных лакированных подносах – впервые возникла в России в середине XVIII в. в Нижнем Тагиле на уральских заводах Демидовых. Лаковое искусство на уральских подносах развивалось в двух направлениях: картинная роспись, близкая станковой живописи того времени (конец XVIII – первая четверть XIX в.), и цветочная роспись, родственная сибирской и уральской росписи на сундуках, берестяных туесах, дугах, прялках и других предметах. Особого развития этот второй вид уральской росписи достиг в середине XIX в. В 1825 г. Вишняковым была организована мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с миниатюрной росписью по аналогии с соседним лукутинским предприятием. Наряду с табакерками, чайницами и прочими вещами, стали выпускать железные лакированные подносы с сюжетной и цветочной росписью, которые в дальнейшем и определили характер жостовского промысла.

Жостовская роспись – народный промысел художественной росписи металлических подносов. Основным мотивом, изображающимся на подносах, явились букеты, в художественном решении близкие вышивке бисером, росписи по фарфору подмосковных фабрик, ивановским ситцам, павловским платкам, курским цветочным коврам. На жостовский букет влияла и народная уральская сибирская цветочная роспись на сундуках, прялках, туесах, подносах. Оказывали влияние и утонченные «аристократические цветы» петербургских лакированных подносов середины XIX в.

Все это преломлялось в сознании жостовских мастеров и творчески преображалось в самобытных по своему образному строю цветочных мотивах, полных символики и внутренней силы. Учитывая удивительное разнообразие художественных приемов, импровизационную базу и креативный подход, каждый рисунок является поистине уникальным и неповторимым.

Ведущая творческая идея традиционного народного искусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов. В век технического прогресса и новых технологий нас не перестают удивлять высокие эстетические достоинства лаковой миниатюры, изделий из дерева с росписью, резных изделий из кости и камня, финифтевых и чеканных изделий из металла, янтарных украшений, ковров и т. д.

Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство, является неотъемлемой частью традиционной народной культуры, и потому оно несёт в себе не только эстетические закономерности и воззрения предыдущих поколений, но и богатое духовное содержание, отражающее мировоззрение наших предков. Традиции в области народных художественных промыслов включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте – художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура, а также накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Изделия народных художественных промыслов представляют собой не просто предметы декора или домашнего обихода, а произведения декоративно-прикладного искусства, своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность, основу отечественной культуры и один из лучших способов изучения богатейших традиций нашего государства. Они имеют большое значение для художественного воспитания детей, способствуют развитию хорошего вкуса и любви к прекрасному.

Список литературы

  1. Колпачев В.В., Колпачева О.Ю. Проблемы национального и общечеловеческого в работах отечественных педагогов // Педагогика. – № 3. – 2016. – С. 78-85.
  2. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия; этапы развития / В.Б. Кошаев. – Москва: Владос, 2017. – 289 с.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  4. Литвинцева Г.Ю., Пашедко Ю.М. Русская культура как основа национальной идентичности россиян // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 11 (65) – Ч. 1. – С. 31-33.
  5. Маркаряна Э.С. Наука о культуре и императивы эпохи. – М.: ЦГИ.– 2014. – 656 с.
  6. Молданова И.М. Этнокультурно-образовательные проекты как способ формирования национальной самоидентичности // Педагогика. – № 9. –2016. – С. 120-122.
  7. Миненко Л.В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: учебное пособие для вузов / Л.В. Миненко. – 2-е изд. – Москва: Юрайт, 2021. – 170 с.
  8. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: монография / Б.М. Неменский – М.: Просвещение, 1981 – 321 с.
  9. Народная культура и проблемы ее изучения: сборник статей. Материалы Х научной региональной конференции / под. ред. Т.Ф Пухова / Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. – 349 с.
  10. Народное искусство России в современной культуре. – М.: Коллекция М, 2003. – 256 с.
  11. Народные художественные промыслы РСФСР.НЗО Учеб. пособие для худож. Уч-щ / В.Г. Смолицкий, Д.А. Чирков, Ю.В. Максимов и др.; Под ред. В.Г. Смолицкого. – М.: Высш. школа, 1982.– 216 с.
  12. Олесина Е.П. Художественное образование как основа развития культуры личности // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – 2014. – № 3.
  13. Печко Л.П. Научные основания развития нового направления эстетического образования в России ХХ века [Текст] / Л.П. Печко, А.Ф. Лобова // Эстетическое образование: проблемы, перспективы, развитие: В 2 т. – Екатеринбург: [б.и.], 2001. – Т 2. – С. 12-16
  14. Развитие личностного потенциала подростков. 5–7 классы. Модуль «Я и мой выбор»: методическое пособие / М.В. Киктенко. – М.: Российский учебник, 2020. – 46 с.
  15. Раджабов И.М. Роль национально– художественной культуры в эстетическом воспитании школьников / И.М. Раджабов, А.Д. Хаджимуратова // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. – Т. 0. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – С. 142-144.
  16. Смирнова Л.Э. Народные промыслы и ремесла Сибири: учебно-наглядное пособие / Л.Э. Смирнова, Ю.Х. Абаев; Сибирский федеральный университет. – Красноярск: Сибирский федеральный университет (СФУ), 2016. – 260 с.

Поделиться

128

Компаниченко В. А. Русские народные промыслы // Актуальные исследования. 2025. №1 (236). Ч.II.С. 60-65. URL: https://apni.ru/article/10998-russkie-narodnye-promysly

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля