За последние несколько десятков лет наше общество пережило ряд информационных революций, которые служили толчком к его развитию. Последняя, связанная с процессом цифровизации общества, требует от всех сфер человеческой деятельности интеграции мобильных и интернет-технологий.
В рамках этого глобального процесса Правительством РФ 25.10.2016 г. утвержден приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Реализация данного нормативно-правового акта на период до 2025 года предусматривает создание цифрового образовательного пространства, определение доступности онлайн обучения, возможность организации смешанного обучения, выстраивание индивидуальных образовательных траекторий обучения.
Стоит отметить, что данный национальный проект по внедрению в образовательное пространство цифровых технологий неизбежно влечет за собой включение новых инструментов учебной и тренировочной деятельности [7, 10].
Сегодня простое приобретение знаний, умений и навыков отходит на второй план. Во главу угла ставятся коллективная работа, сотрудничество, обмен знаниями. Крупные университеты начинают практиковать совместное обучение, единую образовательную среду [5, 6]. В рамках международной междисциплинарной конференции по инженерному образованию (г. Будапешт, 2017 г.) ведущими мировыми учеными были выделены направления цифрового обучения: «… проектирование и развертывание «облачного» обучения и «облачной» научно-исследовательской среды учебного заведения, совместные открытые курсы образовательного сообщества …». Эксперты отмечают, что облачные технологии в вопросах обеспечения совместного обучения становятся для вузов перспективным инструментом [2].
В то же время помимо образовательного процесса в рамках ФГОС в вузах протекает внеучебная деятельность, связанная, в том числе и со сферой физической культуры и спорта. Речь идет о деятельности студенческих сборных команд по видам спорта. Поскольку развитию студенческого спорта в настоящее время уделяется особое внимание, в том числе на федеральном уровне – Министерством спорта Российской Федерацией 21 ноября 2017 года на период до 2025 года утверждена Концепция развития студенческого спорта с целью формирования резерва сборных команд страны по видам спорта, то становится не менее важным и перспективным направлением исследование возможностей внедрения цифровых технологий в тренировочный процесс студенческих сборных команд на базах вузов.
В отличие от не командных видов спорта подготовка студенческих команд в игровых видах имеет определенные трудности: в части комплектации, наличия разного уровня квалификации и необходимости уделять большое внимание тактической подготовке, помимо физической и технической подготовке. Многие специалисты подтверждают данный факт, отмечая, что при относительно равных показателях в физической и технической подготовленности одержит победу команда, которая имеет наиболее высокий уровень тактической подготовки, как в индивидуальных, так и в командных действиях [4, 9].
В начале исследования нашей задачей стало выявление слабых сторон тактических подготовки игроков баскетбольных сборных команд. Мы провели анализ большого количества литературных источников, видеоматериалов соревновательной деятельности баскетбольных команд, учли собственные наблюдения за тренировочным процессом команд и пришли к выводу, что для достижения побед в условиях обострившейся спортивной конкуренции, контактной, активной и жёсткой игры приобретает значение формирование высокого уровня тактической подготовленности игроков в направлении успешного проведения нападения [3]. Многие специалисты также подтверждают, что результат игры равных по силе команд порой зависит от того, насколько грамотно и агрессивно играет команда в нападении [1, 8]. В связи с этим было принято решение проводить исследование именно в этом направлении.
Уровень тактической подготовленности спортсменов напрямую зависит от уровня их тактического мышления [9]. С помощью инструментального программного средства разработки SCORM-курсов iSpring Suite 8.5 нами спроектирован цифровой инструментарий для определения уровня тактического мышления и проведена его апробация посредством тестирования игроков студенческой сборной команды при ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры». Данный инструмент позволяет проводить тестирование, как в аудиторном режиме, так и в удаленном, поскольку программа iSpring Suite 8.5 предоставляет возможность размещения своих продуктов на различных платформах СДО.
Разработанный тест включает 15 видео-задач, моделирующих разные игровые ситуации в тактике нападения в баскетболе. Тактические задачи варьируются по степени сложности: простые и сложные. Простыми игровыми ситуациями мы считали те, в которых свободным оказывался один игрок, сложными игровыми ситуациями те, в которых – несколько свободных игроков. Задача испытуемого: быстро найти оптимальное решение – определить игрока в нападении, оставшегося без опеки в выгодных условиях.
Результаты проведенного тестирования: участники, которые безошибочно ответили на все вопросы, затратили времени гораздо больше, чем те участники, которые совершили ряд ошибок. Поскольку в соревновательном процессе от спортсменов требуется не только объективная оценка игровых ситуаций, принятие верного решения, но и мгновенная его реализация в условиях дефицита времени, то развитию этого качества игроков следует уделять особое внимание.
Учитывая вышеизложенное, существует необходимость формирования навыка быстрого принятия оптимального решения и разработка цифрового интерактивного обучающего ресурса в данном направлении.