Лингвокультурологическое описание значения слова

Автор(-ы):

Литвинова Людмила Алексеевна

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

значение слова
макрокомпоненты значения слова
реалия
лингвокультурный микрокомпонент
методы исследования

Аннотация статьи

В статье рассматривается значение слова с точки зрения лингвокультурологии, а именно структурные составляющие – денотативный и коннотативный макрокомпоненты. Даются определения понятий лингвокультурного микрокомпонента и реалии. Рассматривается локализация лингвокультурного микрокомпонента в структуре значения слова и методы лингвокультурологического описания значения слова.

Текст статьи

На современном этапе развития лингвистической мысли считается, что языковой материал представляет собой самодостаточный и, возможно, наиболее весомый источник информации о мире и о человеке в нем.

А.И. Смирницкий полагал, что значение слова – это «известное отображение предмета, явления или отношения в сознании... входящее в структуру слова в качестве так называемой внутренней его стороны, по отношению к которой звучание слова выступает как материальная оболочка» [7, с. 150].

Значение слова, как известно, состоит из следующих макрокомпонентов: денотативного и коннотативного. По определению И.А. Стернина денотативный макрокомпонент представляет собой предметно-понятийную или исключительно понятийную информацию, которая, в свою очередь, отражает внеязыковую действительность – объективную или субъективную [4, c. 277].

Коннотативное значение в современной лингвистике понимается как тип лексической информации, сопутствующей значению слова; он выражает не сам предмет или явление окружающего мира, но эмоциональное отношение к этим предмету или явлению или/и его оценку. Характеристиками коннотации как макрокомпонента значения слова мы можем считать:

– периферийность в семантике слова;

– устойчивость в конкретном языковом сообществе;

– важность в коммуникативном процессе.

Что касается культурного микрокомпонента значения, по мнению ряда ученых, он не имеет «места постоянной прописки» и может обнаруживаться как в денотативном макрокомпоненте, так и коннотативном макрокомпоненте. О.А. Козырева в статье «Национально-культурный компонент в структуре значения и проблемы его выделения» определяет этот компонент значения, опираясь на мнения известных лингвистов, занимающихся лингвокультурологией и страноведением: «Н.Г. Комлевым впервые было введено понятие культурно-исторического значения слова, т.к. по мнению ученого, слово не только означает какой-либо предмет или явление действительности общества, но и создает фон, ассоциирующийся с данным словом.

Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров отмечали понятийные доли (относящиеся к денотату) и непонятийные доли (не относящиеся к денотату) в лексическом значении слова. Следовательно, в значении слова должен присутствовать некий компонент, связанный с фоновой культурной информацией» [3, c. 11-40].

Эти лингвисты определяли такую информацию, зафиксированную как семантические признаки, которая «формируется, складывается в границах определенной этнокультурной и национально-языковой общности» [2, c.67]. Иными словами, лексический фон, представляя собой совокупность непонятийных сем, по мнению лингвистов, и есть та часть семемы, которая отражает культурологические факты – особенности существования объекта/предмета/явления в национальной культуре, а также исторические и современные характеристики объекта/предмета/явления.

В.Н. Телия определяет национально-культурную коннотацию как важнейшее понятие лингвокультурологии, предполагающее соотнесение языковых значений с тем или иным культурным кодом, который известен определенной лингвокультурной общности [8, с.216]. Козырева О.А. уверена, что владение этим культурным кодом – ключ к адекватной интерпретации культурно-значимой информации, заключенной в концепте [3, c. 11-40].

Сюй Цинюнь говорит, что «…культурная коннотация отражает отношение к определённому предмету всех или многих членов общества, а не индивидуальное сознание одного или немногих членов», подчеркивает ее двойственность: «Под так называемой двойственностью подразумевается то, что культурная коннотация одного слова одновременно имеет противоположные эмоционально-оценочные окраски: положительную и отрицательную. Например, медведь является народным тотемом России, с одной стороны, он символизирует силу, смелость, русского мужика, хозяина русского леса; с другой стороны – неуклюжесть, ленивость и т.д.» [6, c. 27].

Лингвокультурологический аспект описания значения слова связан с понятием «реалии». Такие лингвисты как Г.Д. Томахин, С. Влахов, С. Фаворин, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.С. Виноградов, Л.Н. Соболев занимались проблемой реалий – определением данного понятия и классификацией реалий. В самом общем виде реалии – это языковые единицы, которые означают элементы иной культуры, имеющие национальную и/или историческую и/или местную и/или бытовую окраску, не имеющие эквивалентов в других языках и культурах.

Например, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров понимали под реалиями лексические единицы, своеобразная семантика которых отражает особенности культуры. По В. С. Виноградову, реалии представляют собой все особые факты истории и государственного устройства национальной общности, особенности географической среды национальной общности, характерные предметы быта прошлого/настоящего, этнографические и фольклорные понятия.

Считается, что количество реалий в любом естественном языке достаточно велико. Их классифицирование упорядочивает всю информацию об этих особенных языковых единицах, а также позволяет охарактеризовать их и дать им определение, кроме того, помогает максимально точно найти переводной эквивалент такой лексики. В основном лингвисты классифицируют реалии на основании 1) предметного признака (А.Е. Супрун); 2) коннотативного значения (С. Влахов, С. Фаворин); 3) тематической принадлежности (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров).

Локализация национально-культурного компонента значения слова, по мнению ученых, разнится, т.к. культурно маркированные семы могут быть обнаружены в денотатативном и/или в коннотативном макрокомпонентах значения. Цуй Ливэй утверждает, что «…слова способны передавать культурные знания как посредством денотативного компонента, т.е. эксплицитно, так и посредством коннотативного компонента, т.е. имплицитно» [6, c. 27].

В.Н. Телия считает, что «лингвокультурология анализирует семантику лексических единиц для выделения культурно значимой информации» При этом, по ее мнению, «культурно-значимая информация содержится в денотативном аспекте значения (реалии), или культурно-значимая информация концентрируется в коннотативном аспекте значения [8, с. 216].

С точки зрения полевого подхода к структуре значения слова, считается, что чаще всего культурный микрокомпонент значения обнаруживает себя именно на периферии значения слова. Тем не менее, как уже упоминалось выше, культурный микрокомпонент может локализоваться также и в ядре значения слова.

При проведении лингвистического исследования, анонсируемого как лингвокультурологическое, исследователю всегда следует помнить, что далеко не каждое различие/отличие в семантике языковых единиц – это непременно культурно обусловленное отличие. Для констатации факта национально-культурной специфики семантики языковых единиц эксплицитно выделяются и описываются лингвокультурно значимые семы или семемы, обусловленные конкретными фактами конкретной национальной культуры, феноменами, явлениями и процессами, которые имеют место или были когда-то зафиксированы в культуре того или иного народа.

Надо также отметить, что для лингвокультурологического описания слова лингвисты используют разные методы исследования, тем не менее, поиски новых методов актуальны и в настоящее время.

А.Ю. Машковцева в диссертационном исследовании «Коммуникативно-прагматический потенциал синонимов: словарное представление и текстовые реализации» перечисляет ряд методов исследования, среди которых считаем нужным упомянуть следующие: 1) анализ значения по словарным дефинициям; 2) этимологический анализ. Также согласимся с автором в том, что «поиск оптимальных методов лингвокультурологии остается в науке актуальным» [5, c. 179].

Автор диссертационного исследования «Структурно-семантический анализ лингвокультурного концепта "путешествие": на материале русских и французских текстов по туризму» Т.И. Бабкина предлагает следующий алгоритм исследования языковых единиц для выявления культурно-значимой информации в семантике лексических единиц лексической группировки: 1) обосновать теоретическую базу исследования, опираясь на существующий материал в областях семантики и семной семасиологии; 2) провести семантический анализ каждой лексемы; 3) воссоздать на основе семантических компонентов константные, т.е. по мнению Т.И. Бабкиной реализующие универсальные черты в описании языковой единицы, а также вариативные конституенты в семантическом описании, т.е. выражающие идеоэтническую специфику [1, c. 25]. Вышеописанный алгоритм представляет собой инструмент, который будет действенным и эффективным в «… развитии теории семного анализа в частности и в совершенствовании положений лингвокультурологии в целом», поскольку анализ исследуемых слов, во-первых, позволяет выделить лингвокультурный компонент значения слова, во-вторых, позволяет воссоздать фрагменты языковых картин мира исследуемых этносов [1, c. 25].

Козырева О.А. уверена, что для выявления «национально-культурных семантических компонентов значения в лингвострановедении» целесообразно использовать компонентный анализ. Е.А. Маклакова также считает, что «… семантический анализ имеет лингвокультурологическую значимость и позволяет выявить культурно-специфические семантические особенности языковых единиц, отражающие национально-культурный фрагмент языковой картины мира» [4, c. 104]. Однако, «…принципиально, чтобы используемое понятие культуры было достаточно конкретным, а не всеобъемлющим …» [4, c. 104].

Лингвокультурологическое описание значения слова предполагает выявление культурного компонента в структуре значения языковых единиц. Он представляет собой определенную дополнительную информацию, которая может присутствовать в значении слова, а также известна всему языковому сообществу. Лингвокультурологические исследования должны непременно подтверждаться конкретными фактам конкретной культуры. Это позволяет избежать субъективных оценок со стороны исследователя. Лингвокультурологи исследуют лакуны, фразеологические единицы, метафоры/сравнения, стилистику языка, крылатые слова, используя терминологический аппарат семной семасиологии, который позволяет описать значение языковой единицы на уровне сем, выявить лингвокультурные компоненты значения слова, а также определить его локализацию в структуре значения слова по полевому принципу. Такие исследования имеют большое прикладное значение при обучении иностранным языкам и лексикографической практике.

Список литературы

  1. Бабкина Т.И. Структурно-семантический анализ лингвокультурного концепта «путешествие»: на материале русских и французских текстов по туризму: материалы канд. дис., Ижевск, 2009.
  2. Верещагин, Е. М. Лингвострановедческая теория слова / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. – М.: Русский язык, 1980. – 320 с.
  3. Козырева О.А. Национально-культурный компонент в структуре лексического значения и проблемы его выделения. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4646
  4. Маклакова Е.А., Стернин И.А. Теоретические проблемы семной семасиологии. – Монография. – Воронеж: «Истоки», 2013 – 277 с.
  5. Машковцева А.Ю. Коммуникативно-прагматический потенциал синонимов: словарное представление и текстовые реализации : материалы канд. дис.. – Санкт-Петербург, 2000. – 179 с.
  6. Сюй Цинюнь Ст. Об особенностях культурной коннотации русских слов Филологические науки 20.11.2015, Номер: Выпуск №11 – 2015 г.
  7. Смирницкий А.И. Значение слова // Вопросы языкознания. 1955. №2. С.79-89.
  8. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. – 288 с.

Поделиться

3647

Литвинова Л. А. Лингвокультурологическое описание значения слова // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2019г. :в 2-х ч. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2019. Часть I.С. 24-27. URL: https://apni.ru/article/110-lingvokulturologicheskoe-opisanie-znacheniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля