Главное направление профессионализации института социальных педагогов в условиях образовательного учреждения – это определение профессионального статуса – демонстрация заинтересованным субъектам (учителям, родителям, школьникам) осуществляемых обязанностей для того, чтобы общественность понимала в каких случаях можно обратиться к социальному педагогу и как именно он может помочь в сложившейся ситуации. Это и есть главный результат и показатель профессионализации его деятельности. Профессионализация – это явление, которое появилось в результате развития имеющихся и появления новых видов трудовой деятельности человека. Понятие возникло благодаря отечественным ученым, целью которых было изучение психологических, педагогических, философских и социологических процессов.
Профессионализация может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, как позитивная и прогрессивная сила, которая способствует социальным изменениям таким образом, чтобы минимизировать социальные конфликты и дезинтеграцию. Во-вторых, как сложный исторический процесс, связная последовательность событий, в результате которой занятие приобретает определенный набор атрибутов. В-третьих, как профессиональная социализация на рабочих местах, отношения в повседневной жизни профессий и их значения в рабочей рутине и в более широком контексте. В-четвертых, как проект, в рамках которого отдельная профессиональная группа стремится получить монопольный контроль над компетенцией и авторитетом в обществе и, как следствие, обеспечить увеличение доходов, власти и престижа. В-пятых, столь же широкие изменения в профессиональной структуре, когда количество «профессионалов» или «белых воротничков» увеличивается по сравнению с представителями других видов профессий.
Профессионализацию можно рассматривать в нескольких измерениях. Во-первых, на индивидуальном уровне профессионализм является характеристикой компетентного специалиста, обладающего особыми атрибутами, например полномочиями, специальными знаниями, практическим опытом, рабочей этикой и групповой идентичностью. Таким образом, применяется педагогический подход, где основой профессионализма являются профессиональные знания (примерно с 15 лет) и профессиональная подготовка.
На уровне профессионального сообщества профессионализм может быть понят как результат ряда предсказуемых этапов профессиональных изменений в процессе профессионализации.
Профессионализация – это процесс, посредством которого профессии стали или стремятся стать публично признанными профессиями в соответствии со степенью, в которой они соответствуют предполагаемым критериям. Профессионализацию можно рассматривать как наличие двух направлений. Одна нить связана с улучшением статуса. Другой аспект связан с повышением способности членов повышать качество предоставляемых услуг. Обычно предполагается, что эти два элемента действуют в равной степени, но это не обязательно так. Терминология, связанная с этим различием, вводит в заблуждение, однако, недавнее использование различает профессионализацию с точки зрения стремления к статусу и профессионализацию, как улучшение навыков и, следовательно, обслуживания населения.
С точки зрения социального процесса, профессии выбирают путь профессионализации для достижения общественного признания, но при этом их члены соглашаются подчинить свои собственные взгляды, навыки и поведение дисциплине проверяемого опыта, коллективных правил и ограничений. Достижение профессиональной сплоченности является важной проблемой для специалистов.
Исследователи – сторонники социологического подхода, изучают социальную организацию и обычно используют два типа показателей или моделей профессионализма, чтобы различать профессию и профессию. Первая модель исследует наличие или отсутствие ключевых атрибутов или характеристик профессий. Они включают в себя требование и передачу специалиста, обладающего знаниями, одобрение и санкцию сообщества, организованную сплоченность, «структурный альтруизм», то есть утверждение роли на благо клиента и блага общества, а также самостоятельность в сочетании с саморегулированием.
Вторая модель измеряет процесс, известный как профессионализация –ключевые виды деятельности, определяющие степень, в которой профессия превратилась в профессию и получила соразмерный социальный статус, привилегии и вознаграждения. В обеих моделях профессиональный статус варьируется от континуума возможностей до полной профессионализации.
Профессионализация может быть восходящим процессом, управляемым теми, кто занимается профессией, нисходящим процессом, управляемым работодателями или правительством (как работодателем или политиком), или некоторой комбинацией этих двух факторов. Для работодателя профессионализация может означать поощрение или требование определенного курса академического обучения, ученой степени, сертификата, сертификата или членства в профессиональном обществе в качестве условия начальной и / или постоянной занятости. Для профессиональной ассоциации профессионализация может означать создание кодекса поведения или создание (или признание) сертификатов, программ обучения или образовательных стандартов. Для правительства профессионализация может означать поощрение или требование определенного образовательного достижения или сертификатов для своей собственной рабочей силы, поддержку разработки учебных программ, установление стандартов для образовательных программ, поощрение использования сертификации в качестве средства регулирования работников, чья работа влияет на здоровье и безопасность или собственность других лиц или требование (на федеральном уровне или уровне региона) лицензирования для определенных профессий.
Выделение понятия «социально-педагогическая деятельность» достаточно условно, так как любая педагогическая деятельность носит социальный характер, обеспечивая социокультурное воспроизводство человека, преемственность поколений и поступательное развитие общества. И все же разграничение педагогической деятельности в рамках целостного образовательно-воспитательного процесса на дидактическую и социально-педагогическую имеет несомненный практический смысл, позволяя более целенаправленно и организованно использовать возможности внеурочной сферы развития и становления личности.
Школьная социальная работа, выполняемая социальным педагогом, является специализированной областью практики в широкой области профессии социальной работы. Социальные педагоги привносят уникальные знания и навыки в школьную систему и команду учащихся. Они являются обученными специалистами, отвечающими за социализацию учеников, которые могут помочь с поведенческими проблемами, позитивной поведенческой поддержкой, академической и классной поддержкой, консультациями с учителями, родителями и администрацией школы, а также предоставляют индивидуальные и групповые консультации. Социальные педагоги играют важную роль в продвижении миссии школ, которая заключается в обеспечении условий для преподавания, обучения и достижения компетентности и уверенности. Такие специалисты могут столкнуться с многочисленными проблемами, такими как нехватка адекватных ресурсов для обслуживания учеников, переутомление и управление эмоциональными нагрузками, которые несут их ученики. Тем не менее социальные педагоги должны способствовать решению проблем, возникающих у детей и подростков, расширять свои возможности, решать проблемы, взрослеть и улучшать свою жизнь.
Безусловно, широкий спектр проблем, который был описан, накладывает большую нагрузку на социального педагога, как профессионала, заставляет его быть «многофункциональным» и «многоролевым».
Существуют образовательные учреждения, которые до настоящего времени не приняли в свой штат социального педагога. В таких школах дублирование обязанностей социального педагога ложится на учителей, психологов, некоторых административных работников, однако качество оказываемых социально-педагогических услуг остается на низком уровне, поэтому необходимость в профессиональных кадрах остается.
Особенности профессионализации социального педагога заключаются в узкой специализации и специальности, имеющих общие характеристики, присущие профессии, и специфические, отражающие особенности конкретной деятельности с более конкретной социальной работой. Социальный работник, социальный педагог, будучи профессионалом в своей области должен владеть не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и осуществлять деятельность на высоком уровне, добиваясь профессионального мастерства, соблюдая профессиональную этику, следуя профессиональным ценностным ориентациям, учитывая новые запросы клиента, используя инновационные технологии и новейшие технические средства.
Путь к профессионализации профессии социального педагога, как правило, долгий, и споры о наилучшем подходе могут продолжаться десятилетиями.
Существуют различные причины, по которым, по нашему мнению, социальный педагоги обеспечивает существенную и ценную перспективу образовательных и социальных практик, призванных осмысленно и активно реагировать на сложные социальные вопросы. Они изложены ниже:
- Социальные педагоги ориентированы на отношения. Отношения лежат в основе социально-педагогической практики и требуют от профессионалов постоянно думать, способствовать развитию отношений. Как профессионалы, социальные педагоги призваны развивать доверительные отношения между отдельными учащимися, группами («ученик-ученик», «учитель-ученик») или семьями.
- Социальные педагоги опираются на врожденные способности и потенциал учеников. Социально-педагогическая практика основана на представлении о том, что каждый ребенок по сути своей богат, одарен уникальными талантами, возможности и потенциал.
- Социальные педагогики стремятся к диалогу. Сосредоточение внимания на возможностях подразумевает подход, основанный на участии, который подчеркивает диалог.
- Социальные педагогики ориентированы как на практику, так и на теорию. Решение социальных проблем и поддержка культурного развития требует от социальных педагогов, стремления не только реализации своих знаний на практике, но и разработки теоретических основ - новых доктрин и программ.
- Социальные педагоги настроены на проблемы социальной справедливости. Социально-педагогическая практика должна критически отражать способы решения вопросов социальной справедливости, касающихся учащихся школ.
- Социальные педагогики предлагают интегрированные решения социальных проблем. В перспективе социальная педагогика обращается к широкому кругу специалистов в области образовательных и социальных практик и даже за ее пределами, например, в сфере здравоохранения. Его сильные этические и междисциплинарные теоретические основы часто резонируют с практиками в смежных профессиях, давая социальной педагогике потенциал для обеспечения интеграции межпрофессиональной практики и межведомственной работы.
- Социальные педагоги стимулируют вдохновение и мотивацию. Социально-педагогическая работа может поддержать учащихся, направить к принятию правильных решений.
Таким образом, в социальной педагогике важно иметь высокую квалификацию, возможность адаптации к изменениям образовательных программ и стремление к получению новых знаний. Важно знать об объектах модернизации и совершенствовать знания и навыки преподавания. Профессиональное развитие социальных педагогов играет большую роль во всех странах, включая Россию.