Исследования психологов показывают, что к определённому возрасту различия в психическом развитии мальчиков и девочек становятся настолько выраженными, что отражаются в их поведении. Это свидетельствует о разном формировании психических функций и неравномерном развитии всех сфер. Например, девочки рождаются на 3-4 недели более зрелыми, а в младшем школьном возрасте мальчики часто отстают от них в развитии на год. Это влияет на формирование гендерных особенностей.
В интеллектуальной сфере мальчики хуже воспринимают пространство и цветовые оттенки, так как их зрение адаптировано для дальних расстояний и имеет «туннельный» характер. Тестостерон также снижает восприятие цветовой палитры. Однако мальчики лучше воспринимают время, что помогает им эффективнее планировать. Они склонны видеть объекты целостно, искать логику и решать задачи нестандартно. Их речь менее связная, но ораторские навыки развиваются с обучением. Они лучше передают последовательность событий, используя глаголы, и ориентируются на точность, хотя скорость работы может снижать её. Их наблюдательность выше, но память хуже, они полагаются на понимание, а не на запоминание.
Девочки превосходят в восприятии пространства и цветов благодаря развитому периферическому зрению. Однако они хуже воспринимают время, склонны переоценивать его. Их мышление детализировано, они замечают мелкие элементы раньше целого. Речь девочек более связная, с использованием существительных и прилагательных. Они лучше запоминают, но меньше осмысливают информацию. В эмоциональной сфере мальчики сдержаннее, менее импульсивны, но чаще проявляют агрессию. Учёба для них – источник стресса.
Девочки отличаются повышенной эмоциональностью. Их можно описать как более чувствительных и восприимчивых к эмоциям. Они проявляют большую эмпатию, лучше распознают чувства окружающих и более искусны в выражении эмоций без слов. Для них важно соблюдение норм, принятых в их окружении, и они тяжело переживают, если эти правила нарушаются. Сами они стремятся следовать установленным нормам и болезненно реагируют, когда другие их игнорируют. Неудачи и даже мелкие неприятности могут вызывать у них сильное расстройство. Девочки более самолюбивы и обидчивы, поэтому тон замечания воспринимают острее, чем его суть. Шутки в их адрес они часто воспринимают негативно, хотя их реакция может быть демонстративной, рассчитанной на окружающих. Им важна эмоциональная поддержка, которую они могут почувствовать даже от простого одобрительного взгляда. Оценки своей деятельности они часто переносят на личные отношения.
Мальчики, если учебный процесс не соответствует их индивидуальным особенностям, реагируют негативно, усваивают знания выборочно, получают нестабильные оценки и учатся менее успешно. Девочки в аналогичной ситуации проявляют большую лояльность, чувствуют себя комфортнее, более устойчивы, внушаемы и дисциплинированны, что способствует их успешному обучению.
Женщины чаще преуспевают в выполнении привычных, стандартных задач, где важны тщательность, внимание к деталям и точность исполнения. Именно такие требования обычно предъявляются в школе. Сначала учитель объясняет, как решать задачу, исключая этап поиска решения, который берет на себя взрослый. От учеников ожидают выполнения типовых упражнений, разобранных на уроке. Минимум поиска и творчества, максимум аккуратности. Это подходит девочкам, тогда как мальчикам важно недоговаривать, подталкивая их к самостоятельному поиску принципа решения. Такой подход не научит их аккуратно вести записи, но поможет понять и запомнить суть: то, что найдено самостоятельно, забывается редко.
В общении мальчики реже стремятся заботиться о других. Для них важнее действие, чем разговор. Они менее чувствительны к нарушениям правил, как своими, так и чужими, что часто сближает их в компаниях. Однако они склонны спорить по пустякам, реже обращаются за помощью к взрослым и чаще ищут поддержку у матери, а общение предпочитают с отцом.
Девочки склонны к заботе, любят опекать и переживать за других. Они чаще критикуют и наставляют, реже проявляют инициативу в общении, ожидая ее от других. Без руководства взрослых их деятельность в новых условиях может стать хаотичной. Девочки более чувствительны к отношениям, чаще спорят между собой и обращаются к старшим за помощью.
Девочки демонстрируют более высокий уровень развития речи, скорости чтения и грамотности, в то время как мальчики проявляют способности к ассоциативному мышлению и решению нестандартных задач, что указывает на их склонность к инновациям. Т. В. Бендас, изучая гендерные различия, отметил, что в младшем школьном возрасте девочки лучше различают звуки, а мальчики точнее распознают невербальные звуки, такие как голоса животных. Это может говорить о их большей направленности на предметный мир, а не на социальные взаимодействия. Девочки чаще испытывают тревожность, более эмоциональны, чувствительны к переживаниям окружающих и склонны к депрессии. Они открыто выражают свои чувства и лучше распознают эмоции других. В школе девочки проявляют большую заинтересованность в учебе, однако учителя часто воспринимают их наравне с мальчиками или уделяют больше внимания последним.
Мальчики, напротив, склонны скрывать свои эмоции, особенно негативные, и редко проявляют их даже в кругу близких. Однако в некоторых ситуациях они могут быть более эмоциональны, чем девочки, особенно в выражении гнева, презрения или отвращения, а также в распознавании этих эмоций у окружающих.
Американский исследователь Дж. Крамер изучил особенности восприятия у представителей разных полов. По его наблюдениям, девочки склонны акцентировать внимание на деталях воспринимаемого объекта, тогда как мальчики фокусируются на объекте в целом. Однако, если девочкам предложить сосредоточиться на общих характеристиках, они справляются с этим так же эффективно, как и мальчики. Это свидетельствует о том, что различия в восприятии между полами обусловлены скорее разными подходами, а не способностями.
Не менее интересны выводы немецкой ученой Ю. Глюек. Она установила, что девочки и женщины способны достигать такого же уровня успеха в решении пространственных задач, как и мужчины, но предпочитают использовать иные стратегии. Это подтверждает, что оба пола могут демонстрировать равную результативность, хотя и применяют разные методы. Более того, если девочек обучить подходам, характерным для мальчиков, они покажут аналогичные результаты.