Главная
АИ #1 (236)
Статьи журнала АИ #1 (236)
Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дизайнерское мышление
продуктивное мышление
технологическое образование

Аннотация статьи

В условиях стремительного развития технологий и цифровизации всех сфер жизни, дизайнерское мышление становится одним из ключевых инструментов для создания инновационных продуктов и услуг. Оно позволяет решать сложные задачи, находить нестандартные подходы и разрабатывать оригинальные концепции.

Текст статьи

Для того чтобы раскрыть понятие «дизайнерское мышление», необходимо рассмотреть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют схожую природу.

Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления. Продуктивное мышление – это психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для субъекта решение задачи, не вытекающее непосредственно из уже известного, а требующее его преобразования и выхода за его пределы.

Продуктивность мышления учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими и широту их переноса в относительно новые условия, то есть успешность выполнения учебной деятельности [1, с. 7].

Развитие продуктивного мышления у детей старшего школьного возраста заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного процесса: интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям. Развитие этих качеств осуществляется в учебно-воспитательном процессе с помощью элементов художественного конструирования при организации эстетико-педагогических условий, обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой деятельности.

Дизайнерское мышление – это тип мышления, при котором имеется определённое количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней.

Дизайнерское мышление можно разделить на несколько уровней:

  1. Начальный уровень включает в себя базовые элементы зрелого дизайнерского мышления. Он формируется через получение специальной информации, постановку задач по созданию определённого пространства и поиск методов их решения.
  2. Интуитивное дизайнерское мышление. Для него характерны отсутствие системы, стремление к порядку, бессознательность и отсутствие осознанности.
  3. Структурированное дизайнерское мышление. Логические операции в нём проявляются как стремление к порядку, новизна и оригинальность – как способность принимать не один вариант, а несколько, а понимание эстетической целесообразности ограничивается оценочной функцией [2, с. 92-102].

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании позволяет:

  • развивать способность быстро находить рациональное, творческое или новаторское решение поставленных задач;
  • помогать исследовать доступные для обучающихся проблемы;
  • развивать воображение, способность к организации и планированию своей работы, оцениванию её результата [3].

Формирование дизайнерского мышления в технологическом образовании может осуществляться различными методами, такими как проектная деятельность, решение творческих задач, работа в команде и другие. Важно создать условия, в которых обучающиеся смогут проявить свою креативность и научиться мыслить нестандартно.

Вот несколько подходов, которые можно использовать для формирования дизайнерского мышления у обучающихся [4]:

  1. Проектная деятельность. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, связанную с разработкой продуктов или услуг, помогает им применить полученные знания и навыки для решения реальных задач. Это может быть разработка прототипа устройства, создание сайта или мобильного приложения, организация мероприятия и т. д.
  2. Командная работа. Работа над проектами в команде позволяет обучающимся научиться эффективно взаимодействовать, распределять задачи и совместно искать решения. Это развивает навыки коммуникации, умение слушать других и учитывать их мнение.
  3. Анализ потребностей пользователей. Перед началом работы над проектом необходимо определить, для кого он создаётся, и какие потребности пользователей он должен удовлетворять. Это поможет создать продукт, который будет востребован и полезен.
  4. Исследование и анализ. Сбор информации о существующих решениях в выбранной области, анализ их сильных и слабых сторон помогает обучающимся понять, какие подходы уже существуют, и найти способы их улучшения или создания чего-то нового.
  5. Прототипирование. Создание прототипов продуктов или услуг позволяет проверить идеи и концепции, а также получить обратную связь от пользователей или экспертов. Это помогает избежать ошибок на ранних стадиях разработки и улучшить конечный продукт.
  6. Итерационный подход. Разработка продукта или услуги не является линейным процессом. Она требует постоянного улучшения и доработки. Итерационный подход позволяет обучающимся учиться на своих ошибках и улучшать продукт с каждой новой версией.
  7. Эмоциональный дизайн. Дизайн должен учитывать не только функциональные, но и эмоциональные потребности пользователей. Это помогает создать продукт, который вызывает положительные эмоции и удовлетворяет потребности пользователей.
  8. Инновации. Поиск новых идей и подходов, которые могут быть применены в проектах, помогает обучающимся развивать творческое мышление и находить нестандартные решения.
  9. Критическое мышление. Анализ существующих решений и их недостатков помогает обучающимся научиться критически мыслить и находить способы улучшения существующих продуктов или услуг.
  10. Презентация. Умение презентовать свои идеи и проекты перед аудиторией помогает развивать навыки публичного выступления, убеждения и аргументации.

Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании требует комплексного подхода, который включает в себя как теоретические знания, так и практические навыки. Это помогает развить у них творческие способности, аналитические навыки и умение работать в команде, что будет полезно в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, формирование дизайнерского мышления в технологическом образовании является актуальной задачей, которая способствует развитию креативности, инноваций, коммуникативных навыков и подготовке специалистов, способных решать сложные задачи и создавать качественную продукцию:

  1. Развитие креативности и инноваций: дизайнерское мышление способствует развитию креативности, умения мыслить нестандартно и находить новые решения. Это важно для технологического образования, которое готовит специалистов, способных создавать инновационные продукты и услуги.
  2. Адаптация к изменяющемуся миру: дизайнерское мышление помогает адаптироваться к быстро меняющемуся миру, где технологии и потребности людей постоянно развиваются. Обучающиеся, обладающие таким мышлением, могут быстро адаптироваться к новым условиям и создавать продукты, соответствующие требованиям современного общества.
  3. Решение сложных задач: дизайнерское мышление позволяет решать сложные задачи, требующие комплексного подхода и учёта различных факторов. Это важно для технологического образования, которое готовит специалистов, способных решать сложные технические и организационные задачи.

Список литературы

  1. Богданов С.В. Дизайн-мышление как подход к разработке инновационных решений, ориентированных на человека / С.В. Богданов, А.Э. Исаева, Е.В. Козлова, Т.В. Муртузалиева, В.М. Пурлик // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2022. № 1. С. 7.
  2. Богомолова И.С. Дизайн-мышление: от названия к сути метода // Architecture and Modern Information Technologies. 2023. № 4(65). С. 92-102. URL: https://marhi.ru/AMIT/2023/4kvart23/PDF/06_bogomolova.pdf DOI: 10.24412/1998-4839- 2023-4-92-102.
  3. Ван Ян, Катханова Ю.Ф. Формирование дизайнерского мышления в школьной практике обучения // Преподаватель ХХI век. 2019. № 3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-dizaynerskogo-myshleniya-v-shkolnoy-praktike-obucheniya (дата обращения: 06.01.2025).
  4. Гвозденко Ю.В., Ищенко А.А., Пилипенко А.В. Развитие дизайн-мышления школьников при анализе результатов учебных достижений // Международный студенческий научный вестник. – 2019. – № 3.; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19642 (дата обращения: 06.01.2025).

Поделиться

87

Андреева Д. Ю. Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании // Актуальные исследования. 2025. №1 (236). Ч.II.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/11008-formirovanie-dizajnerskogo-myshleniya-u-obuchayushihsya-v-tehnologicheskom-obrazovanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#3 (238)

Прием материалов

18 января - 24 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

29 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 февраля