Для того чтобы раскрыть понятие «дизайнерское мышление», необходимо рассмотреть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют схожую природу.
Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления. Продуктивное мышление – это психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для субъекта решение задачи, не вытекающее непосредственно из уже известного, а требующее его преобразования и выхода за его пределы.
Продуктивность мышления учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых проблем, глубокое усвоение знаний, быстрый темп овладения ими и широту их переноса в относительно новые условия, то есть успешность выполнения учебной деятельности [1, с. 7].
Развитие продуктивного мышления у детей старшего школьного возраста заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного процесса: интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям. Развитие этих качеств осуществляется в учебно-воспитательном процессе с помощью элементов художественного конструирования при организации эстетико-педагогических условий, обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой деятельности.
Дизайнерское мышление – это тип мышления, при котором имеется определённое количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней.
Дизайнерское мышление можно разделить на несколько уровней:
- Начальный уровень включает в себя базовые элементы зрелого дизайнерского мышления. Он формируется через получение специальной информации, постановку задач по созданию определённого пространства и поиск методов их решения.
- Интуитивное дизайнерское мышление. Для него характерны отсутствие системы, стремление к порядку, бессознательность и отсутствие осознанности.
- Структурированное дизайнерское мышление. Логические операции в нём проявляются как стремление к порядку, новизна и оригинальность – как способность принимать не один вариант, а несколько, а понимание эстетической целесообразности ограничивается оценочной функцией [2, с. 92-102].
Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании позволяет:
- развивать способность быстро находить рациональное, творческое или новаторское решение поставленных задач;
- помогать исследовать доступные для обучающихся проблемы;
- развивать воображение, способность к организации и планированию своей работы, оцениванию её результата [3].
Формирование дизайнерского мышления в технологическом образовании может осуществляться различными методами, такими как проектная деятельность, решение творческих задач, работа в команде и другие. Важно создать условия, в которых обучающиеся смогут проявить свою креативность и научиться мыслить нестандартно.
Вот несколько подходов, которые можно использовать для формирования дизайнерского мышления у обучающихся [4]:
- Проектная деятельность. Вовлечение обучающихся в проектную деятельность, связанную с разработкой продуктов или услуг, помогает им применить полученные знания и навыки для решения реальных задач. Это может быть разработка прототипа устройства, создание сайта или мобильного приложения, организация мероприятия и т. д.
- Командная работа. Работа над проектами в команде позволяет обучающимся научиться эффективно взаимодействовать, распределять задачи и совместно искать решения. Это развивает навыки коммуникации, умение слушать других и учитывать их мнение.
- Анализ потребностей пользователей. Перед началом работы над проектом необходимо определить, для кого он создаётся, и какие потребности пользователей он должен удовлетворять. Это поможет создать продукт, который будет востребован и полезен.
- Исследование и анализ. Сбор информации о существующих решениях в выбранной области, анализ их сильных и слабых сторон помогает обучающимся понять, какие подходы уже существуют, и найти способы их улучшения или создания чего-то нового.
- Прототипирование. Создание прототипов продуктов или услуг позволяет проверить идеи и концепции, а также получить обратную связь от пользователей или экспертов. Это помогает избежать ошибок на ранних стадиях разработки и улучшить конечный продукт.
- Итерационный подход. Разработка продукта или услуги не является линейным процессом. Она требует постоянного улучшения и доработки. Итерационный подход позволяет обучающимся учиться на своих ошибках и улучшать продукт с каждой новой версией.
- Эмоциональный дизайн. Дизайн должен учитывать не только функциональные, но и эмоциональные потребности пользователей. Это помогает создать продукт, который вызывает положительные эмоции и удовлетворяет потребности пользователей.
- Инновации. Поиск новых идей и подходов, которые могут быть применены в проектах, помогает обучающимся развивать творческое мышление и находить нестандартные решения.
- Критическое мышление. Анализ существующих решений и их недостатков помогает обучающимся научиться критически мыслить и находить способы улучшения существующих продуктов или услуг.
- Презентация. Умение презентовать свои идеи и проекты перед аудиторией помогает развивать навыки публичного выступления, убеждения и аргументации.
Формирование дизайнерского мышления у обучающихся в технологическом образовании требует комплексного подхода, который включает в себя как теоретические знания, так и практические навыки. Это помогает развить у них творческие способности, аналитические навыки и умение работать в команде, что будет полезно в будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, формирование дизайнерского мышления в технологическом образовании является актуальной задачей, которая способствует развитию креативности, инноваций, коммуникативных навыков и подготовке специалистов, способных решать сложные задачи и создавать качественную продукцию:
- Развитие креативности и инноваций: дизайнерское мышление способствует развитию креативности, умения мыслить нестандартно и находить новые решения. Это важно для технологического образования, которое готовит специалистов, способных создавать инновационные продукты и услуги.
- Адаптация к изменяющемуся миру: дизайнерское мышление помогает адаптироваться к быстро меняющемуся миру, где технологии и потребности людей постоянно развиваются. Обучающиеся, обладающие таким мышлением, могут быстро адаптироваться к новым условиям и создавать продукты, соответствующие требованиям современного общества.
- Решение сложных задач: дизайнерское мышление позволяет решать сложные задачи, требующие комплексного подхода и учёта различных факторов. Это важно для технологического образования, которое готовит специалистов, способных решать сложные технические и организационные задачи.