Познавательный интерес учащихся к физике складывается из интереса к явлениям, законам, происходящим вокруг нас; из возможности понять и объяснить их сущность на основе как теоретических, так и практических знаний; из возможности овладеть навыками планирования и выполнения физических экспериментов [8, с. 157].
Одной из существенных задач современного образования является улучшение эффективности учебного процесса на основе активизации познавательной деятельности обучающихся. Развитие познавательной активности учащихся необходимое условие успешного обучения [10, с. 118].
При изучении физики перед учениками стоят следующие задачи:
- Освоить физические понятия и термины;
- Научиться работать с формулами;
- Уметь проанализировать результат. Ученик должен научиться, самостоятельно находить новые знания, делать выводы и умозаключения, т. е. должен стать живым участником познавательного процесса [4, с. 50].
Основной стимул в познавательном процессе школьников – это интерес к изучаемому предмету, особенно в отношении физики. Пробуждение интересов на уроках физики и развитие познавательной деятельности остаются актуальными вопросами на сегодняшний день. В решении этих вопросов важно не только выявить общие закономерности познавательной деятельности учеников, но и внедрение новых методов как можно более раннего развития познавательных возможностей учащихся. Физика не всегда вызывает особую любовь среди учеников, но именно она является основополагающей в экологическом, нравственном, мировоззренческом восприятии учеников.
Избирательная устремленность личности к вопросам познания, к ее предметной стороне и самому пути добычи знаний является познавательным процессом. Интересы к познанию физики у школьников появляются из интересов к явлениям, процессам, законам; из попыток познать их сущность, используя теоретические знания, употребляя их на практическом опыте. В более старших классах теоретический и практический пути познания физики приводят школьников к методам науки [1, с. 92-93].
Познавательная деятельность учащихся носит избирательный характер. Когда определенные понятия, предметы или явления представляются ему важными, имеющими жизненную значимость, тогда он с увлечением ими занимается, старается все это глубоко изучить. В противном случае интерес обучающихся носит случайный, поверхностный характер. Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к явлениям, фактам, законам; из стремления познать их сущность, опираясь на теоретический материал, познакомиться с их практическим значением и овладеть методами познания – теоретическими и экспериментальными [9, с. 778].
На протяжении всего курса физики на конкретных фактах учителю важно формировать у своих учеников убеждение в том, что мир познаваем, что процесс познания идет по пути от менее полного знания к более полному.
Активизация познавательного интереса, внимания обучающихся достигается путем постановки вопроса, имеющего характер новизны, создания проблемной ситуации, указания на практическое и теоретическое значение темы. Одним из методов повышения эффективности усвоения знаний является проблемный метод, метод создания проблемной ситуации [5, с. 74].
Согласимся с мнением, что основными принципами обучения являются [6, с. 11]: принцип доступности учебного материала; принцип наглядности и связь учебного материала с жизнью; ведущая роль теоретических знаний; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип многократного повторения учебного материала; на уроке главным должен быть ученик с его вопросами и проблемами.
Учитель должен верить в возможности каждого ученика, тем самым располагая к знаниям предмета. «Педагогический оптимизм: вера в ученика, в его познавательные возможности – стимул познавательного интереса и нравственного развития» [7, с. 62].
Наблюдая опыты, демонстрируемые учителем, или ставя их самостоятельно, учащиеся познают на основе уже изученного, новые и более сложные закономерности, устанавливают связи между ними, пытаются сами оказывать воздействие на ход явлений. С развитием науки и техники человек познает самые удивительные и сокровенные тайны природы, ранее казавшиеся недосягаемыми или о существовании которых даже не подозревали.
Одним из вариантов реализации познавательных учебных действий может стать метод проектов, к которым можно отнести оригинальные задачи, лабораторные работы, домашние эксперименты, научные исследования. Можно предложить такие задания [4, с. 52]:
1. Нетривиальные задачи:
- Какой тряпкой скорее соберешь лужу с пола – сухой или влажной?
- Можно ли в космическом корабле писать авторучкой?
- Почему спичкой можно зажечь несколько сложенных вместе лучинок, но нельзя зажечь тонкое полено, из которого сделаны лучины?
- Чашки для чая часто имеют форму с расширением к верхнему краю. Зачем?
- Почему свежеиспеченный хлеб весит больше, чем тот же хлеб остывший?
2. Лабораторные работы:
- Определение объема нескольких кусочков сахара – рафинада.
- Определение скорости протекания диффузии.
- Исследование скорости перемешивания воды.
- Исследование плотности реального газа в зависимости от изменения температуры при изопроцессах.
- Определение температуры кристаллизации нафталина.
3. Научные исследования:
- Исследование влияния влажности воздуха на живые организмы.
- Исследование диффузионных процессов в живой природе.
- Опыты по наблюдению и выявлению поверхностного натяжения.
- Исследование вязкости жидкости от температуры.
- Исследование зависимости кипения воды от внешнего давления.
Так, школьный учебник по молекулярной физике [2] содержит сложный материал, требующий абстрактные представления, знания математической статистики. В начале урока нужно перед ребятами ставить проблему, чтобы в результате самостоятельного поиска решения поставленной задачи, делали для себя открытие. Например, при изучении видов теплопередач интерес вызывают вопросы: «Как в темноте комары находят свою жертву? Известно, что, когда вы принимаете душ в ванной, занавески втягиваются внутрь. Почему?».
С целью формирования мышления возможно использовать различные формы познавательных заданий [4, с. 51]:
- Вопросы (к примеру, «Зачем пахать и боронить землю перед посевом? Почему сырое дерево в огне шипит и изредка трещит?»);
- Расчетные и экспериментальные задачи (к примеру, «Змей Горыныч съедает за обедом 5 м3 осиновых дров. Сколько часов он сможет вести бой с тремя богатырями, если ему для боя с одним богатырем нужна средняя мощность 30 кВт? КПД змея 30% (2,5 часа)»);
- Дидактические игры (к примеру, «Физическое домино», «Физические пазлы»);
- Загадки (к примеру, «вокруг носа вьется, а в руки не дается (запах)»);
- Пословицы и приметы (к примеру, «Хорошо плавают лишь пузыри». «Соль мокнет – к дождю»);
- Сказки с физическими явлениями (к примеру, «Байка про тетерева (Почему тетерев ночует в снегу?»);
- Физические шутки (к примеру, «Почему зимой дни короче, чем летом?»).
Решение специальных заданий на выявление ошибок (логических, случайных и преднамеренных, математических) вызывает у учащихся большой интерес; формирует положительное отношение к процессу познания и личностные качества (трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность); развивает внимательность, навыки по быстрому и эффективному поиску логических ошибок, умение прислушиваться к аргументам других участников, умение показать и отстоять правильность полученного ответа [3].
Задание № 1. «Найди ошибки», 8 класс, тема «Электрические явления». Форма выполнения задания: индивидуальная и работа в парах.
Карточка-задание: найти ошибки и исправить их. Объяснить, незнание какого материала их повлекло:
- Электрический заряд можно делить бесконечно.
- Протон – это частица, не имеющая заряда.
- Атом в целом имеет положительный заряд.
- Вблизи заряженных тел действие поля слабее, а при удалении от них поле усиливается.
- В состав ядра атома входят частицы: протоны и электроны.
- Атомы всех химических элементов одинаковы.
- Главной характеристикой химического элемента является число нейтронов.
После выполнения задания проводится взаимопроверка и обсуждение ошибок.
Решение экспериментальных задач формирует у обучающихся умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы опытным путем, т. е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить закономерности в протекании явлений.
Задание № 2. «Экспериментальная задача», 8 класс, тема «Тепловые явления», раздел «Закон сохранения энергии». Форма выполнения задания: групповая и индивидуальная.
Карточка-задание: на сколько процентов уменьшится энергия свободно падающего упругого теннисного мячика при одном соударении с поверхностью стола.
Оборудование: штатив с лапкой, линейка, теннисный мячик.
Учащиеся работают в группах. Решают задачу, применяя закон сохранения энергии, получают физическую формулу, проводят эксперимент, делают необходимые измерения и представляют результат в числовом виде. По результатам опыта делают вывод. Учащиеся отвечают на вопросы: «Можно ли сказать, что эта часть энергии исчезла? Значит ли это, что закон сохранения энергии нарушается?». Далее проводится обсуждение результата.
Познавательные учебные действия связаны с развитием знаний и умений:
- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом;
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
Потребность в изучении физики формируется у учащихся в процессе реального усвоения ими физических теоретических и экспериментальных знаний. Процесс является цепным: успешное усвоение знаний ведет к возникновению новой познавательной потребности, которая, в свою очередь, способствует усвоению новых знаний.
Задание № 3. Сформировать положительное отношение к процессу познания, развить умение анализировать объект, осуществить сравнение, выделять общее и различное, установить аналогии служит задание № 3 «Ситуативная задача», 7 класс, тема «Простые механизмы», урок формирования знаний.
Форма выполнения задания: индивидуальная и коллективная. Постановка проблемной ситуации: ученикам дается тяжелая сумка, предлагается воспользоваться палкой для облегчения переноса груза. Необходимо ответить на вопросы: как расположить палку, на которой весит груз, на плече так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?
Изучаются теоретические вопросы: определение рычага; основные составляющие конструкции рычага.
Практическая ситуация: учащимся предлагается в ходе мини-эксперимента вывести условие равновесия рычага «Отношение сил обратно пропорционально отношению их плеч».
Задание № 4. «Составление кроссвордов», 8 класс, тема «Электрические явления»).
Цель задания: Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности, прислушиваться к аргументам других участников и учитывать их в своей позиции.
Форма выполнения задания: групповая работа. Класс делится на группы. Каждой вручается конверт с набором букв, из которых надо составить слово. Затем каждая команда составляет кроссворд с использованием этого слова и слов по данной теме. Побеждает команда, которая правильно и больше другой команды составит слов в кроссворде.
Задание № 5. 9 класс, тема «Механические колебания и волны» (закрепление темы путем сравнения графика колебаний и графика волны).
Цель: формирование познавательных навыков, мотивации учения; развитие интереса к физике, положительного отношения к процессу познания; формирование личностных качеств: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность.
Форма выполнения задания: индивидуальная. Учащиеся отвечают на вопросы письменно, придумывают новые параметры и строят графики:
- В чем сходство и отличие двух графиков?
- Какие физические величины можно найти из графика колебаний?
- Какие физические величины можно найти из графика волны? Изучаемый материал связывается воедино, развивается логическое мышление, навыки самостоятельной работы, повышается активность учащихся, растет интерес к предмету.
Универсальные учебные действия – это инструменты для освоения, преобразования и создания знания, то, из чего складывается умение учиться, то, благодаря чему ученик становится субъектом учебной деятельности.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что развитие познавательных способностей учащихся – длительный процесс.