Летальные случаи и травмы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями, представляют собой значимую проблему для общественного здравоохранения. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всём мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более миллиона человек, ещё от 20 до 50 миллионов получают серьёзные травмы. Эти аварии оказывают влияние на всех участников дорожного движения – как на водителей и пассажиров транспортных средств, так и на пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта.
Восприятие безопасности также играет важную роль в выборе маршрутов путешествий. Например, пешеходы и водители могут принимать решения на основе их восприятия опасности, которое может не отражаться в статистике аварий. Чтобы понять, как участники дорожного движения оценивают безопасность, специалисты используют опросы и моделирование.
Оценка безопасности дорожного объекта требует учета как номинальной, так и фактической безопасности. Номинальная безопасность определяется выполнением проектных стандартов, тогда как фактическая безопасность оценивается на основе реальных данных о дорожно-транспортных происшествиях. Дорожный объект может быть номинально безопасным, но все же опасным с точки зрения реальных аварийных данных и наоборот.
Кроме обеспечения соответствия установленным проектным стандартам, гарантирующим номинальную безопасность, важно сосредоточиться на улучшении фактической безопасности, которая оценивается с учётом реальных событий на дорогах. Одним из методов определения фактической безопасности является использование анализа аварийных данных, который позволяет выявить наиболее уязвимые участки дорожной сети и принять соответствующие меры для снижения вероятности аварий.
Эффективные стратегии повышения безопасности дорожного движения включают в себя комплексный подход, ориентированный на «систему безопасных дорог», который предполагает следующие ключевые принципы:
- Учет человеческих ошибок: люди всегда будут совершать ошибки, и, следовательно, системы безопасности должны минимизировать последствия этих ошибок;
- Управление энергией при столкновениях: контроль скорости и инфраструктура, снижающие силы, действующие на участников в случае аварии, такими как более безопасные барьеры, продуманное размещение полос движения и так далее;
- Современные технологии: внедрение новых технологий в транспортной и дорожной инфраструктуре. Это включает в себя улучшенные системы управления движением, использование информационных систем наблюдения и предупреждения аварий;
- Интеграция всех участников дорожного движения: активное участие всех категорий пользователей, включая пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченной подвижностью, в процессе планирования и проектирования инфраструктуры;
- Постоянное обучение и просвещение: реализация образовательных программ, направленных на повышение осведомлённости о правилах дорожного движения и развитие навыков безопасного поведения на дороге среди всех возрастных групп.
Нормативно-правовая база системы обеспечения безопасности дорожного движения в России является всеобъемлющей и предполагает многосторонний подход, который объединяет законодательство, правоприменительную практику, образование и технологии [1, 2, 3, 4]. Несмотря на значительный прогресс, существующие проблемы требуют постоянной приверженности и инноваций. В дальнейшем акцент на технологическую интеграцию, инвестиции в инфраструктуру и вовлечение общественности будет иметь решающее значение для обеспечения более безопасной дорожной обстановки для всех участников дорожного движения в России.
Органы государственной власти могут активно сотрудничать с различными заинтересованными сторонами, включая научно-исследовательские учреждения, неправительственные организации, частные компании и местные сообщества, для реализации инициатив и программ, направленных на улучшение ситуации с безопасностью на дорогах.
Интеграция междисциплинарных исследований в области транспорта, психологии, инженерии и технологии позволяет разрабатывать инновационные решения, улучшающие качество транспортной инфраструктуры и способствующие более безопасным и эффективным передвижениям [5, с. 68-73; 6, с. 374-389; 7].
Кроме того, важную роль в достижении этих целей играет анализ больших данных и развитие цифровых технологий, которые открывают дополнительные возможности для моделирования и прогнозирования поведения дорожного движения. Эти инструменты позволяют выявить новые закономерности и тенденции, которые могут не быть очевидными в рамках традиционных подходов, и в результате повысить точность в разработке стратегий и предпринимательских решений. Сравнительное право позволяет рассмотреть опыт других стран, реализующих успешные практики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Например, в некоторых странах предлагаются системы обязательного обучения водителей с акцентом на безопасное вождение, а также механизмы гибкого реагирования на нарушения правил дорожного движения. Внедрение таких подходов на российском уровне может стать эффективным инструментом для снижения числа дорожно-транспортных происшествий.
Среди актуальных рекомендаций, которые могут быть предложены для оптимизации законодательства в сфере безопасности дорожного движения, можно выделить:
- Увеличение штрафов и наказаний за серьезные нарушения правил дорожного движения. Это может послужить сдерживающим фактором для потенциальных правонарушителей;
- Расширение программы обучения и проверки знаний правил дорожного движения для всех категорий участников дорожного движения, включая пешеходов;
- Усиление контроля за техническим состоянием транспортных средств с регулярными проверками на соответствие современным стандартам безопасности;
- Разработка и внедрение инновационных технологий в систему управления дорожным движением, таких как системы видеонаблюдения, автоматизированные камеры фотовидеофиксации нарушений и интеллектуальные транспортные системы;
- Создание условий для более активного участия граждан в процессе обеспечения безопасности дорожного движения через программы волонтерства, информирования и участия в общественных аудитах состояния дорог и транспорта;
- Устойчивое развитие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, что может привести к снижению аварийности и улучшению состояния здоровья населения.
В конечном итоге, долгосрочные стратегии улучшения безопасности дорожного движения должны быть устойчивыми и гибкими, что требует постоянного мониторинга, оценки и корректировки для соответствия изменяющимся условиям и вызовам в течение времени. Только через совместные усилия органов власти и общества можно будет существенно снизить количество жертв и травм на дорогах, обеспечив безопасное и удобное перемещение для всех граждан. Безопасность дорожного движения остаётся одной из основ национальной безопасности, крайне важной для обеспечения благополучия и социально-экономического развития государства. Во многом успех в этой области зависит от уровня интеграции и координации усилий всех заинтересованных сторон: государства, образовательных учреждений, частного сектора и общества в целом.