Главная
АИ #1 (236)
Статьи журнала АИ #1 (236)
К вопросу о стратегии улучшения безопасности дорожного движения

К вопросу о стратегии улучшения безопасности дорожного движения

Научный руководитель

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

безопасность дорожного движения
стратегия
комплексный подход
дорожно-транспортные происшествия
заинтересованные стороны

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос повышения безопасности дорожного движения путем совершенствования комплексных стратегий. В России необходимо делать акцент на технологическую интеграцию и сотрудничество с различными заинтересованными сторонами. Рекомендуется сократить количество нарушений путем увеличения штрафных санкций, совершенствования программ обучения и мониторинга технического состояния транспортных средств. Стратегии должны быть устойчивыми и адаптивными, что требует постоянного мониторинга и взаимодействия между государственными органами и обществом.

Текст статьи

Летальные случаи и травмы, вызванные дорожно-транспортными происшествиями, представляют собой значимую проблему для общественного здравоохранения. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всём мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более миллиона человек, ещё от 20 до 50 миллионов получают серьёзные травмы. Эти аварии оказывают влияние на всех участников дорожного движения – как на водителей и пассажиров транспортных средств, так и на пешеходов, велосипедистов и пассажиров общественного транспорта.

Восприятие безопасности также играет важную роль в выборе маршрутов путешествий. Например, пешеходы и водители могут принимать решения на основе их восприятия опасности, которое может не отражаться в статистике аварий. Чтобы понять, как участники дорожного движения оценивают безопасность, специалисты используют опросы и моделирование.

Оценка безопасности дорожного объекта требует учета как номинальной, так и фактической безопасности. Номинальная безопасность определяется выполнением проектных стандартов, тогда как фактическая безопасность оценивается на основе реальных данных о дорожно-транспортных происшествиях. Дорожный объект может быть номинально безопасным, но все же опасным с точки зрения реальных аварийных данных и наоборот.

Кроме обеспечения соответствия установленным проектным стандартам, гарантирующим номинальную безопасность, важно сосредоточиться на улучшении фактической безопасности, которая оценивается с учётом реальных событий на дорогах. Одним из методов определения фактической безопасности является использование анализа аварийных данных, который позволяет выявить наиболее уязвимые участки дорожной сети и принять соответствующие меры для снижения вероятности аварий.

Эффективные стратегии повышения безопасности дорожного движения включают в себя комплексный подход, ориентированный на «систему безопасных дорог», который предполагает следующие ключевые принципы:

  1. Учет человеческих ошибок: люди всегда будут совершать ошибки, и, следовательно, системы безопасности должны минимизировать последствия этих ошибок;
  2. Управление энергией при столкновениях: контроль скорости и инфраструктура, снижающие силы, действующие на участников в случае аварии, такими как более безопасные барьеры, продуманное размещение полос движения и так далее;
  3. Современные технологии: внедрение новых технологий в транспортной и дорожной инфраструктуре. Это включает в себя улучшенные системы управления движением, использование информационных систем наблюдения и предупреждения аварий;
  4. Интеграция всех участников дорожного движения: активное участие всех категорий пользователей, включая пешеходов, велосипедистов и людей с ограниченной подвижностью, в процессе планирования и проектирования инфраструктуры;
  5. Постоянное обучение и просвещение: реализация образовательных программ, направленных на повышение осведомлённости о правилах дорожного движения и развитие навыков безопасного поведения на дороге среди всех возрастных групп.

Нормативно-правовая база системы обеспечения безопасности дорожного движения в России является всеобъемлющей и предполагает многосторонний подход, который объединяет законодательство, правоприменительную практику, образование и технологии [1, 2, 3, 4]. Несмотря на значительный прогресс, существующие проблемы требуют постоянной приверженности и инноваций. В дальнейшем акцент на технологическую интеграцию, инвестиции в инфраструктуру и вовлечение общественности будет иметь решающее значение для обеспечения более безопасной дорожной обстановки для всех участников дорожного движения в России.

Органы государственной власти могут активно сотрудничать с различными заинтересованными сторонами, включая научно-исследовательские учреждения, неправительственные организации, частные компании и местные сообщества, для реализации инициатив и программ, направленных на улучшение ситуации с безопасностью на дорогах.

Интеграция междисциплинарных исследований в области транспорта, психологии, инженерии и технологии позволяет разрабатывать инновационные решения, улучшающие качество транспортной инфраструктуры и способствующие более безопасным и эффективным передвижениям [5, с. 68-73; 6, с. 374-389; 7].

Кроме того, важную роль в достижении этих целей играет анализ больших данных и развитие цифровых технологий, которые открывают дополнительные возможности для моделирования и прогнозирования поведения дорожного движения. Эти инструменты позволяют выявить новые закономерности и тенденции, которые могут не быть очевидными в рамках традиционных подходов, и в результате повысить точность в разработке стратегий и предпринимательских решений. Сравнительное право позволяет рассмотреть опыт других стран, реализующих успешные практики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Например, в некоторых странах предлагаются системы обязательного обучения водителей с акцентом на безопасное вождение, а также механизмы гибкого реагирования на нарушения правил дорожного движения. Внедрение таких подходов на российском уровне может стать эффективным инструментом для снижения числа дорожно-транспортных происшествий.

Среди актуальных рекомендаций, которые могут быть предложены для оптимизации законодательства в сфере безопасности дорожного движения, можно выделить:

  1. Увеличение штрафов и наказаний за серьезные нарушения правил дорожного движения. Это может послужить сдерживающим фактором для потенциальных правонарушителей;
  2. Расширение программы обучения и проверки знаний правил дорожного движения для всех категорий участников дорожного движения, включая пешеходов;
  3. Усиление контроля за техническим состоянием транспортных средств с регулярными проверками на соответствие современным стандартам безопасности;
  4. Разработка и внедрение инновационных технологий в систему управления дорожным движением, таких как системы видеонаблюдения, автоматизированные камеры фотовидеофиксации нарушений и интеллектуальные транспортные системы;
  5. Создание условий для более активного участия граждан в процессе обеспечения безопасности дорожного движения через программы волонтерства, информирования и участия в общественных аудитах состояния дорог и транспорта;
  6. Устойчивое развитие инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, что может привести к снижению аварийности и улучшению состояния здоровья населения.

В конечном итоге, долгосрочные стратегии улучшения безопасности дорожного движения должны быть устойчивыми и гибкими, что требует постоянного мониторинга, оценки и корректировки для соответствия изменяющимся условиям и вызовам в течение времени. Только через совместные усилия органов власти и общества можно будет существенно снизить количество жертв и травм на дорогах, обеспечив безопасное и удобное перемещение для всех граждан. Безопасность дорожного движения остаётся одной из основ национальной безопасности, крайне важной для обеспечения благополучия и социально-экономического развития государства. Во многом успех в этой области зависит от уровня интеграции и координации усилий всех заинтересованных сторон: государства, образовательных учреждений, частного сектора и общества в целом.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 17.12.2024).
  2. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О транспортной безопасности». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66069/ (дата обращения 17.12.2024).
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О безопасности дорожного движения». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8585/ (дата обращения 17.12.2024).
  4. Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 15). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319305/ (дата обращения 17.12.2024).
  5. Майоров В.И. Обеспечение безопасности дорожного движения в России в контексте интеграционного влияния Евразийского экономического Союза / В. И. Майоров // Безопасность дорожного движения. – 2024. – № 1. – С. 68-73.
  6. Меркушев С.А. Тенденции и перспективы развития внеуличного транспорта во внешних зонах российских городов-миллионеров / С.А. Меркушев // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. – 2022. – Т. 32, № 3. – С. 374-389. – DOI 10.35634/2412-9518-2022-32-3-374-389.
  7. Москалу Р.А. Система обеспечения безопасности дорожного движения как один из важнейших элементов системы национальной безопасности Российской Федерации / Р.А. Москалу, Е.С. Биксултанова // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. – 2024. – № 52(52). – URL: www.es.rae.ru/vsoa/ru/227-1465 (дата обращения: 06.12.2024). – Текст: электронный.

Поделиться

81

Масягутов И. И. К вопросу о стратегии улучшения безопасности дорожного движения // Актуальные исследования. 2025. №1 (236). Ч.I.С. 6-9. URL: https://apni.ru/article/11016-k-voprosu-o-strategii-uluchsheniya-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля