Средний школьный возраст – это время изменений привычной системы понятий школьников о собственной личности, об отношениях со сверстниками, в рамках учебного процесса и вне этого процесса. Время формирования собственного мнения, мировоззрения и восприятия себя как взрослого.
Задавая вопрос, какой же возраст считать среднешкольным, сложно получить однозначный ответ, так как мнения психологов и педагогов разнятся.
Например, в соответствии с концепцией психолога и педагога, работающего в направлении детской и педагогической психологии Д. Б. Эльконина, подростковый возраст ребенка это 11–15 лет.
В свою очередь, известный психолог сферы развития и психоаналитик Э. Х. Эриксон, изучая психосоциальное развитие разделил школьный возраст от 6 до 12 лет и подростковый возраст ребенка от 12 до 19 лет.
Переход ребенка в подростковый возраст характеризуется физиологическими изменениями, психологическими (эмоциональными) изменениями и изменениями мировоззрения. Это время появления новых увлечений, ребенок подросткового возраста ищет различные способы самовыражения и самореализации. Происходит дифференциация интересов в учебной сфере, формируются внутренние мотивы учения [4, с. 32].
Ярко описывает подростковый возраст Г. С. Абрамова: «Это мир, в котором нет логики взрослой жизни, непосредственности детства, где все краски и запахи жизни, весь её вкус и аромат, именно все и всё, обрушаются на подростка как ливень. Последствия же ливня, как известно, бывают весьма неоднозначны – тут и сломанные ветки, и вырванные с корнем деревья, и чистый воздух, и напоенная новой силой земля…» [1, с. 140].
Начинается бурный процесс физиологического созревания. У подростков происходит интенсивный рост мышц, изменяется скелет. Данные процессы подвергают перегрузке, усталости, понижению выносливости. Эти изменения непременно отражаются в сфере психического развития. Оперативность мышления замедляется, ослабевает интеллектуальная работа. Все эти факторы приводят к снижению успеваемости, что само собой является раздражителем для подростка, который именно в этот период старается чего бы то ни стало самоутвердиться и установить своё значимое место в обществе.
Перед детьми подросткового возраста в ином свете раскрываются морально-этические проблемы, объединенные с человеческими взаимоотношениями. Дети в подростковом периоде особо чувствительны к чужому мнению. В сфере общения интересы смещаются к сверстникам. Самопознание, дифференциация «Я», сравнение своих характеристик с чужими порождают обстоятельства для самосовершенствования ребенка подросткового возраста.
Для них характерно стойкое желание быть независимыми, избегать влияния старших на свою жизнь и активная защита личных убеждений. Проявляется это в негативе, непослушании, равнодушии к достижениям. Они не разделяют мнение взрослых на прерогативу образования, устоявшихся правил поведения и ценностей. Невозможно утверждать, что ребенок не согласен с позицией взрослых и поэтому не воспринимает её. Подобное непринятие обусловлено тем, что авторитетная позиция исходит от старших и является, бесспорно, верной. Ребенок в подростковый период выражает протест относительно подобной ситуации. Девальвация авторитета или влияния старших, вероятно, спровоцирует ребенка на поиск личного понимания мира с целью достижения личного благоустройства.
Изменения, происходящие в период перехода ребенка в подростка, показывают, что он стремится к самому себе, к познанию себя. Он хочет ощущать себя старше, быть признанным взрослыми.
В попытке стать взрослым, подростки стараются подражать значимым взрослым, их высказываниям, манере поведения, развлечений и отдыха. В данном контексте очень важно отметить влияние социальной среды на подростковую психику, так как зачастую взросление не объективное, а субъективное.
Этот период может характеризоваться как снижением интеллектуальной активности из-за децентрализации внимания или вследствие деструктивного поведения (субъективное взросление), так и противоположным эффектом – повышенной интеллектуальной активностью, ответственностью и конструктивностью мышления (объективное взросление) [2, с. 1401].
С юношеского возраста возникает способность размышлять, рассказывать о себе, анализировать поступки и события, возрастает индивидуальная рефлексия. Но именно по этой причине возможно снижение самооценки из-за незначительных неудач, например, полученной отметки, которая не оправдала ожидание ребенка.
Самооценка имеет важное значение, дети хотят максимально реализовать своё идеальное «Я».
Рассматривая особенности развития «Я» у подростков основополагающим требованием развития образа «Я» является взаимодействие с ровесниками. Большое значение для подростков имеет их положение, в связи с чем проявляется яркая реакция на конфликты в классе и успеваемость. Негативные ситуации подрывают их позицию среди ровесников, унижая их личное «Я».
У многих обучающихся среднего звена возникают психологические барьеры, ведущие к неспособности самостоятельно построить устное высказывание и к неспособности общаться (причиной в большинстве случае является боязнь возможных ошибок при ответе на уроке и боязнь неодобрительной реакции на высказывание со стороны одноклассников). В связи с этим следует отметить, что при организации успешного обучения очень важно учитывать возрастные особенности подросткового возраста, что позволит предотвратить возникновение психологических барьеров у обучающихся и повысить их уровень коммуникативной компетенции.
Успешность обучения во многом зависит от того, какая мотивация к обучению сформирована у школьников сильнее – внешняя или внутренняя. Влияют на успешность обучения как личностные, так и типичные возрастные особенности обучающихся, а также такие факторы, как тематическое содержание используемого учебного материала (предлагаемые школьникам опорные тексты, иллюстрации, статьи). Большое влияние на успешность обучения оказывают и условия обучения.
Для мыслительной деятельности школьников среднего звена характерен высокий уровень абстракции и обобщения. Учащиеся средней школы стараются найти причину неизвестных явлений, стремятся аргументировать собственную точку зрения на те или иные проблемы, обладают развитым уровнем критического мышления и высоким уровнем сформированности аналитических способностей. В этом возрасте постепенно начинает формироваться теоретическое материально-диалектическое мышление, школьники начинают познавать общий законы развития природы, общества, окружающего мира. Мышление достигает завершающего этапа зрелости [4, с. 33].
Обучающиеся среднего школьного возраста имеют высокий уровень общей культуры и широкий кругозор, у них высокий уровень познавательной активности. А поведение носит познавательно-логический характер. Средние школьники могут сосредоточиться и долгое время концентрироваться на предмете изучения. Они стараются использовать осмысленные, а не механические способы запоминания информации.
Подводя итоги, можно сказать, что к психолого-педагогическим особенностям учащихся средних классов школы можно отнести формирование абстрактного и систематического мышления, способность к философствованию и обобщению, стремление понять причинно-следственные связи, закономерности и природу возникновения разнообразных явлений, а также показательную демонстрацию «Я», нестабильность эмоционального состояния, стремление ко всему и сразу.