Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Педагогические условия формирования позитивных установок к труду в старшем дошко...

Педагогические условия формирования позитивных установок к труду в старшем дошкольном возрасте

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

старший дошкольный возраст
образовательный процесс
труд
педагогические технологии
трудовая деятельность
готовность к труду

Аннотация статьи

В статье рассматриваются педагогические условия, способствующие формированию позитивных установок к труду у детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется роли игровых технологий и детского сада в этом процессе, а также методам и подходам для успешного развития трудовых навыков у дошкольников.

Текст статьи

В современном обществе проблема формирования позитивных установок к труду у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Труд является одним из главных средств разностороннего воспитания личности, способствует формированию личности дошкольника, его взаимоотношений с другими детьми, самостоятельности и самооценки. В данной статье рассмотрим основные педагогические условия, способствующие формированию позитивных установок к труду у детей старшего дошкольного возраста.

1. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Для успешного формирования позитивных установок к труду необходимо создать в детском саду развивающую предметно-пространственную среду, которая будет способствовать развитию интереса к трудовой деятельности, самостоятельности и активности детей.

Для создания развивающей предметно-пространственной среды при формировании позитивных установок к труду в старшем дошкольном возрасте необходимо:

  1. Обеспечить правильное хранение и расположение инвентаря, чтобы дети учились аккуратности и бережному отношению к вещам.
  2. Оборудовать уголки ручного труда в старших и подготовительных группах, чтобы дети могли работать и видеть результаты своего труда.
  3. Определить виды и содержание трудовой деятельности детей, а также задачи, которые надо решать в процессе детского труда.
  4. Организовать игровую деятельность, используя игровые ситуации, приёмы и поощрения, чтобы активизировать физические и умственные силы детей.
  5. Использовать разнообразный материал для развития мелкой моторики рук, конструкторы и развивающие игры.
  6. Привлекать родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада и рекомендовать им создавать условия для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома.

2. Организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых

Одним из эффективных педагогических условий формирования позитивных установок к труду является организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых. В процессе такой деятельности дети наблюдают за работой взрослых, учатся у них трудовым навыкам и приёмам, а также приобретают опыт общения и сотрудничества.

Организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых в старшей группе предполагает следующие аспекты:

  1. Усвоение навыков самообслуживания.
  2. Навыки в быту и ведении хозяйства, труд в природе.
  3. Ручной труд.
  4. Поручения: эпизодические задания для одного или нескольких детей с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.
  5. Дежурства: труд одного или нескольких детей в интересах группы, с общественной направленностью и заботой о других детях.
  6. Коллективный труд: труд рядом, общий труд и совместный труд.
  7. Взаимодействие с родителями: трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей.

Ознакомление детей с трудом взрослых играет важную роль в воспитании и развитии дошкольников. Оно помогает сформировать общие представления о роли труда, разных профессий и значении труда для общества.

3. Использование игровых технологий

Игровые технологии являются важным педагогическим условием формирования позитивных установок к труду у детей старшего дошкольного возраста. Игры, направленные на развитие трудовых навыков, способствуют формированию интереса к труду, развитию самостоятельности и активности детей.

Использование игровых технологий при формировании позитивных установок к труду у детей старшего дошкольного возраста включает применение следующих видов дидактических игр:

  1. Настольно-печатные игры: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кому что надо для работы», «Сокровища Губки Боба», «Домино», «Мамины помощники», «Разноцветная грядка», «Труд на участке», «Обучаемся, играя», «Поможем одеться кукле», «Найди пару», «Садовод», «Что? Где? Когда?», «Садовод», кубики «В мире профессий», игра-лото «Кому что надо», игра с прищепками «Мамины помощники», «Расскажи о профессии», «Продуктовый магазин», «Юный модельер».
  2. Словесные игры: «Труд на участке», «Обучаемся, играя», «Поможем одеться кукле», «Найди пару», «Садовод», «Что? Где? Когда?», «Садовод», кубики «В мире профессий», игра-лото «Кому что надо», игра с прищепками «Мамины помощники», «Расскажи о профессии», «Продуктовый магазин», «Юный модельер».
  3. Предметные игры: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Кому что надо для работы», «Сокровища Губки Боба», «Домино», «Мамины помощники», «Разноцветная грядка», «Труд на участке», «Обучаемся, играя», «Поможем одеться кукле», «Найди пару», «Садовод», «Что? Где? Когда?», «Садовод», кубики «В мире профессий», игра-лото «Кому что надо», игра с прищепками «Мамины помощники», «Расскажи о профессии», «Продуктовый магазин», «Юный модельер».

Эти игры направлены на ознакомление с профессиями взрослых, способами действий работников соответствующих профессий и различными видами труда. Они также способствуют развитию речи, формированию правильного звукопроизношения, связной речи и умения выражать свои мысли.

4. Взаимодействие с семьёй

Важным педагогическим условием формирования позитивных установок к труду является взаимодействие детского сада с семьёй. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участвовать в организации совместных мероприятий, направленных на формирование у детей интереса к труду и уважения к труду взрослых.

Таким образом, формирование позитивных установок к труду у детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической задачей. Для её решения необходимо создание специальных педагогических условий, таких как развивающая предметно-пространственная среда, организация совместной трудовой деятельности детей и взрослых, использование игровых технологий и взаимодействие с семьёй. Только при комплексном подходе можно достичь успеха в формировании у детей позитивного отношения к труду и развитию их личности.

Список литературы

  1. Арнаутова Е.О. воспитании трудолюбия // Дошкольное воспитание 2003. – № 12. С. 68-69.
  2. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2011. 134 с.
  3. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. М.: Просвещение, 1987.
  4. Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. – 3-е изд., испр., доп. – М., 1983.
  5. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 143 с.
  6. Лосева Н.А., Соколова Ю.А. Педагогические приёмы формирования трудолюбия у дошкольников // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – Т. 17. – С. 519-523.
  7. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.

Поделиться

71

Махова А. Д., Горгома В. С., Белоцерковец Н. И. Педагогические условия формирования позитивных установок к труду в старшем дошкольном возрасте // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). URL: https://apni.ru/article/11033-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-pozitivnyh-ustanovok-k-trudu-v-starshem-doshkolnom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля