Главная
АИ #2 (237)
Статьи журнала АИ #2 (237)
Культурно-игровое пространство в ДОУ как фактор формирования коммуникативной кул...

Культурно-игровое пространство в ДОУ как фактор формирования коммуникативной культуры старшего дошкольного возраста

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

коммуникативная культура
игры
социальная интеграция
игровое пространство
социальная адаптация

Аннотация статьи

В статье будет подробно рассмотрен фактор формирования коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста, а также значение игр в развитии эмоционального интеллекта ребенка.

Текст статьи

Культурно-игровое пространство в детском образовательном учреждении (ДОУ) играет ключевую роль в формировании коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Это пространство служит местом, где дети могут взаимодействовать друг с другом, осваивать социальные роли, развивать навыки общения и выражения своих мыслей. В процессе игры они учатся слушать и слышать, аргументировать свою точку зрения и разрешать конфликты.

Элементы культурной среды, такие как театрализованные представления, коллективные игры, социокультурные мероприятия, способствуют активному взаимодействию детей. Каждый из этих компонентов создает уникальные ситуации для обмена опытом и эмоционального отклика. Важно, чтобы воспитатели активно поддерживали эти взаимодействия, задавая направляющие вопросы и создавая условия для совместной деятельности.

Таким образом, формирование коммуникативной культуры не только обогащает личный опыт ребенка, но и способствует гармоничному развитию его личности, закладывая основы для успешной социальной адаптации в будущем.

Кроме того, культурно-игровое пространство способствует развитию эмоционального интеллекта детей. Воспринимая различные роли в коллективных играх, дети учатся осознавать и управлять своими эмоциями, а также сопереживать другим. Это формирует навыки эмпатии, что в свою очередь улучшает взаимодействие внутри группы и создает атмосферу доверия и понимания.

Важно также отметить значение взрослого в этом процессе. Воспитатели, как ключевые фигуры в образовательном учреждении, играют важную роль в организации игрового процесса, выступая не только как наблюдатели, но и как активные участники. Их вовлеченность и поддержка помогают детям ощущать себя в безопасности, что способствует открытости и готовности к взаимодействию.

Тем самым, культурно-игровое пространство становится не только площадкой для игры, но и важным инструментом социальной интеграции. Создание таких условий в детском образовательном учреждении помогает детям развивать навыки, необходимые для дальнейшей жизни и взаимодействия в обществе.

Важным аспектом в создании многофункциональных игровых пространств является интеграция различных видов деятельности, как физической, так и культурной. Спортивные зоны не только развивают физическую активность, но и формируют командный дух, обучая детей работать в группе и поддерживать друг друга. Это создает основу для будущих социальных навыков, таких как сотрудничество и уважение к мнениям других.

Также не следует забывать о важности природных элементов в игровых зонах. Площадки на свежем воздухе, наполненные растительностью и природными материалами, помогают детям развивать связь с окружающим миром, способствуя пониманию экологии и важности сохранения природного наследия. Игры на улице позволяют выходить за рамки классического восприятия, расширяя горизонт интересов.

Разнообразие игровых зон, включающее культурные, физические и природные элементы, не только обогащает образовательный процесс, но и формирует гармоничных личностей, готовых к взаимодействию и развитию в современном мире. Важно, чтобы образовательные учреждения понимали все преимущества такого подхода.

Образовательные учреждения должны стремиться к созданию многофункциональных игровых пространств, в которых каждая зона будет нацелена на развитие определенных навыков. Например, театральная зона может способствовать развитию воображения и артистических способностей, тогда как площадки для конструирования будут развивать пространственное мышление и коллективное решение задач. Обогащение игрового пространства элементами народной культуры и искусства будет способствовать формированию у детей эстетического вкуса и уважения к культурному наследию.

Воспитатели должны быть наставниками в этом процессе, помогая детям осваивать правила общения и взаимодействия. Они могут задавать провокационные вопросы, организовывать ситуации для обсуждения и предлагать различные варианты для взаимодействия, что помогает детям развивать умение слышать и понимать друг друга.

Такое активное участие взрослых создаёт доверительную атмосферу, которая способствует открытости детей к новым идеям и мнениям. В результате культурно-игровое пространство становится мощным инструментом для формирования навыков социального взаимодействия, что имеет долгосрочные положительные последствия для их дальнейшего обучения и жизни в обществе.

Культурно-игровое пространство в детском саду также способствует развитию креативности и воображения у старших дошкольников. Через различные виды игры, такие как ролевые и сюжетные, дети могут экспериментировать с новыми идеями и сценариями, что расширяет их мышление и позволяет выходить за рамки привычного. Например, создавая свои театральные постановки или разыгрывая народные сказки, они не только развивают творческие способности, но и учатся действовать в gruposе, уважая мнения и желания других.

Значимым аспектом является и работа с культурными традициями, ведь через изучение фольклора дети не только знакомятся с историей своего народа, но и учатся важным жизненным урокам. Народные игры, в которых задействованы коллективные мероприятия и ритмы, укрепляют не только физические навыки, но и совместное взаимодействие, что является базовым для формирования дружбы и взаимопонимания.

Кроме того, культурно-игровое пространство способствует развитию эмоционального интеллекта, позволяя детям понимать и сопереживать другим. Это, в свою очередь, создает основу для формирования гармоничных межличностных отношений, которые будут сопровождать их на протяжении жизни.

Список литературы

  1. Балаева Н.Н. Игровая деятельность как средство развития коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Гаврилова Л.А. Культурно-игровое пространство в детском саду. – СПб.: Речь, 2020.
  3. Давыдов В.В. Проблемы и перспективы формирования коммуникативной культуры в дошкольном образовании. – М.: Педагогика, 2018.
  4. Ермоленко А.В. Общение в игре: аспекты формирования. – Казань: Казанский университет, 2021.
  5. Зимняя И.A. Модели организации игрового пространства. – М.: Академический проект, 2020.
  6. Кузнецова Е.П. Дошкольная педагогика и культура общения. – Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2019.
  7. Лебедева Т.И. Игровая деятельность в формировании культуры общения. – Екатеринбург: Урал, 2017.
  8. Мартынова Н.М. Игровые технологии в Kindergarten. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
  9. Никифоров А.И. Коммуникативная культура ребёнка в контексте игрового воспитания. – Москва: Союз, 2022.
  10. Привалова Г.Ф. Дошкольное образование и новые подходы. – Тверь: Тверской университет, 2023.
  11. Романова А.С. Игровая среда как фактор социализации. – Москва: УРСС, 2018.
  12. Самойлова Е.В. Развитие коммуникации у детей через игровую деятельность. – Оренбург: Визит, 2021.
  13. Соловьёва К.В. Психология общения в игре. – Самара: Самарский университет, 2020.
  14. Тихомирова Н.А. Формирование культуры общения у детей. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019.
  15. Шарова О.А. Культурно-игровое пространство как фактор развития личности. – Воронеж: Воронежский университет, 2022.

Поделиться

51

Игнатьева А. В. Культурно-игровое пространство в ДОУ как фактор формирования коммуникативной культуры старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2025. №2 (237). URL: https://apni.ru/article/11034-kulturno-igrovoe-prostranstvo-v-dou-kak-faktor-formirovaniya-kommunikativnoj-kultury-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля