В связи с экономическими и политическими преобразованиями в России, гражданского общества и реформировании системы образования в частности, ярко встает вопрос о решении проблемы гражданского воспитания личности. Одной из проблем общего образования – увеличение числа школьников, характеризующиеся низким уровнем социальной компетенции, а также со слабо развитыми позитивными установками у выпускников, как в гражданском, так и социальном плане. Формирование открытого и демократичного общества невозможно без повышения общей гражданско-правовой и политической культуры подрастающего поколения, где важную роль играет школьное образование.
Анализ педагогической литературы позволил выделить зарубежных и отечественных авторов, работы которых направлены на изучение основ гражданского воспитания, теоретические основы и методики воспитания, однако исследований, направленных на определение особенностей современного подхода в гражданском воспитании подростков – не достаточно. Таким образом, объект данного исследования – процесс гражданского воспитания как психолого-педагогическая проблема. Цель исследования – изучить уровень гражданского воспитания современного подростка.
Важнейшим фактором стабильности, независимости и безопасности государства является сформированная гражданственность общества, где воспитание гражданина – одна из приоритетных целей образовательной системы любого государства, что нашло отражение в Федеральном Законе «Об образовании», а также в программе «Гражданско-патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2020 годы».
Важность изучения гражданского воспитания подростков обусловлено психологическими особенностями данного возрастного периода, когда формируется гражданское становление личности, социальное самоопределение, потребность в самореализации, духовные основы патриота и гражданина своей страны. Личностное развитие обусловлено новым положением в обществе, формирования чувства взрослости.
Для понимания особенности гражданского воспитания подростков важным является рассмотрение сущности понимания данного процесса в психолого-педагогической литературе. Так, в зарубежной педагогике становление теории гражданского воспитания обусловлено трудами Г. Кершенштейнера, в которых раскрыта необходимость целенаправленного формирования гражданственности личности [1, с.139]. В российской педагогике выделим труды В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые обозначили цели и задачи гражданского воспитания подрастающего поколения [1, 2]. К.Д. Ушинский сформулировал в своих трудах идею народности в процессе воспитания, которая основывалась в упоре на специфику менталитета, формирования национального самосознания личности и воспитания гражданина [5, с.30]. В советской педагогике, согласно трудам В.А. Сухомлинского, гражданское воспитание рассматривает через призму общественной направленности личности, коллективность трудового процесса [4, с.22].
В современной педагогике гражданское воспитание в первую очередь осуществляется в школе и семье, при этом содержание регулируется работой педагогов, родителей, воспитателей, ориентированное на формирование культуры межнационального взаимодействия, правовой культуры. Также в гражданском воспитании значительное место занимает деятельность различных общественных объединений и организаций. Для понимания сущности данного процесса рассмотрим содержание данного понятия.
Гражданское воспитание объединяет такие понятия, как «гражданин» и «воспитание», где «гражданин» – это принадлежащее к постоянному населению государства лицо, которое пользуется защитой этого государства и наделено совокупностью прав и обязанностей. «Воспитание» – это целенаправленный процесс формирования и развития навыков поведения, которые проявляются в общественной жизни. Таким образом, гражданское воспитание, согласно А.С. Гаязову, это целенаправленный, специально организованный процесс, направленный на формирование устойчивых гражданских качеств, которые позволяют характеризовать личность в государственно-общественном образовании как субъекта правовых, морально-политических, социальных и экономических отношений [1, с.32].
Поскольку гражданственность представляет собой наличие у человека значимых для социума, в котором он живет, смысло-жизненных ориентиров, которые способствуют развитию чувства причастности к судьбе Родины, что определяет готовность принимать моральную ответственность за свои слова, поступки. Важным в рамках исследования гражданского воспитания подростков стало определение сформированности гражданственности подрастающего поколения. Для этого было проведено в 2020 году на базе МБОУ «Школа №75» г. Казани Республики Татарстан исследование, в котором приняли участие 56 учащихся 7-8 классов. Цель констатирующего этапа исследования – определить уровень развития гражданского воспитания среди учащихся среднего подросткового возраста. Анализ результатов анкетирования показало, что среди учащихся низкий уровень когнитивного компонента гражданского воспитания выявлен у 42% учащихся, 53 % - средний уровень и только 5% имеют высокий уровень; низкий уровень эмоционально-ценностный компонент выявлен у 40%, средний уровень у 57% и только 3% имеют высокий уровень. Определение исходного поведенческого уровня гражданской позиции позволило выделить у 40% исследуемых низкий уровень сформированности гражданского воспитания, 5% имеют высокий и 55% - средний уровень. Таким образом, среди исследуемых подростков преобладает средний и низкий уровень гражданского воспитания.
В этой связи важным является разработка и апробация программы гражданского воспитания подростков, которая будет основываться на следующих принципах: связь образовательно-воспитательного процесса с жизнью страны и общества, принцип субъективизации процесса школьников в процессе гражданского воспитания и деятельностного подхода. Реализация данных принципов в программе гражданского воспитания подростков позволит сформировать гражданскую активность в образовательной организации, где под активность учащегося понимаем проявление его субъективности, в основе которой лежит саморегуляция [3, с.207].
Таким образом, школа является тем институтом, реализующего в образовательно-воспитательном процессе идеи гражданского воспитания, однако исследование показало, что в современной школе недостаточно сформированы компоненты гражданских качеств личности. Поэтому важным является разработка и внедрение программ гражданского воспитания, как целенаправленного, специально организованного процесса формирования устойчивых гражданских качеств, которые позволят подросткам быть в государственно-общественном образовании субъектами правовых, морально-политических, социальных и экономических отношений.