Главная
АИ #1 (236)
Статьи журнала АИ #1 (236)
Правоприменительная практика в борьбе с коррупцией в Германии

Правоприменительная практика в борьбе с коррупцией в Германии

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

антикоррупционная политика
государственные служащие
служебная тайна
коррупция
Германия
правоприменительная
уголовное законодательство
сравнение законодательства
служебные обязанности

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу правоприменительной практики в борьбе с коррупцией в Германии, особенностям законодательства и соблюдению служебной тайны государственными служащими. Рассматриваются ключевые аспекты регулирования служебной деятельности, включая ограничения на дополнительную работу, запреты на предпринимательскую деятельность, порядок совмещения должностей и последствия нарушений должностных обязанностей.

Текст статьи

Во всех странах государственные служащие обладают обязанностью выполнять свои функции беспристрастно и справедливо во благо всего общества, независимо от их конкретных специфических обязанностей. Государственный служащий несет полную личную ответственность за законность своих действий при исполнении служебных обязанностей. Одной из актуальных проблем в борьбе с коррупцией является соблюдение служебной тайны.

В данной статье рассматривается правоприменительная практика в борьбе с коррупцией в Германии.

В соответствии с законодательством Германии, государственный служащий обязан сохранять конфиденциальность относительно информации и фактов, полученных им в ходе своей деятельности, даже после завершения срока службы. Без специального разрешения высшей служебной инстанции, государственный служащий не имеет права предоставлять свидетельства или делать заявления относительно такой информации, даже в судебном процессе. Это является достаточно эффективной мерой, на наш взгляд, потому как лица, которые потенциально бы хотели подкупить должностное лицо, просто не узнают о том, кто он, какую должность занимает, какими полномочиями, компетенциями и информацией обладает. Аналогично работает запрет и в другую сторону: сам факт сообщения возможностей по коррумпированным действиям самого чиновника, если он решит запросить взятку, уже будет расцениваться как правонарушение.

Для занятия любой дополнительной работы, помимо основной службы, государственному служащему требуется предварительное разрешение высшей служебной инстанции. Однако такое разрешение не требуется в случае осуществления деятельности, связанной с обучением и исследованиями в научных институтах и учреждениях. Государственные служащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении, наблюдательном совете или иных органах управления общественных, торговых или предпринимательских организаций любой другой правовой формы. В целом, здесь, в сравнении с Российской Федерацией, Германия более «строгая» страна, потому как в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В Германии же это допускается по решению высших инстанций. В остальном запреты идентичны.

Подробные инструкции относительно порядка совмещения государственной службы издает федеральное правительство через принятие постановлений, обладающих законодательной силой. В этих постановлениях определяется, какие виды деятельности рассматриваются как государственная служба или приравниваются к ней, имеет ли право государственный служащий получать вознаграждение за дополнительную деятельность, а также какие категории государственных служащих обязаны получать разрешение на совмещение должностей и т. д. В этих постановлениях также установлены предельные размеры вознаграждения в течение календарного года для различных категорий служащих и порядок его расчета.

В случае, если государственный служащий занимается работой, связанной с его служебной деятельностью (в течение последних 5 лет перед окончанием службы), после завершения служебных правоотношений он должен уведомить об этом по месту последней службы. Его трудовая деятельность может быть запрещена, если есть опасения, что она наносит ущерб интересам службы. Такое запрещение выносится высшей служебной инстанцией государственного служащего и прекращается по истечении 5 лет с момента окончания служебных правоотношений.

Детально регламентированы и последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения государственными служащими возложенных на них обязанностей. В соответствии с Уставом федерального дисциплинарного права государственный служащий признается виновным в совершении служебного проступка, если он виновен в нарушении исполнения ему порученных обязанностей.

В Германии повышенные требования и ограничения, связанные с государственной службой, компенсируются соответствующим государственным жалованием и другими выплатами, которые гарантируют стабильность рабочего места, продвижение по службе и обеспечивают достойный уровень жизни.

При анализе уголовного законодательства Германии мы видим, что законодатель ФРГ предусматривает практически идентичные наказания как лицу, предлагающему имущество в коррупционном акте, так и лицу, соглашающемуся на его принятие. Однако, как и в случае с Китаем, мы наблюдаем тенденцию того, что более строгое наказание предусмотрено всё же для чиновников, которые фигурируют в акте коррупции. Мы предполагаем, что это связано с тем фактом, что должностное лицо, при вступлении на государственную службу, должно отдавать себе отчет в том, что теперь оно представляет лицо государства, а потому его поведение также должно этому соответствовать. Более того, чиновничество накладывает ряд ограничений, связанных с должностью, а потому резонно, что и «спрос» с них – повышенный.

Также необходимо отметить, что Германский уголовный закон разграничивает понятия «получение выгоды» и «взятка». Разница, если сравнивать их определения, состоит в том, что взятка выступает более общим понятием, под которое попадает всё то, что не попадает под определение получение выгоды для себя или третьего лица. П. В. Головнеков раскрывал суть выгоды в том, что в диспозиции нормы не предусматривается, чтобы исполнитель совершал инкриминированные действия, достаточно выражения согласия конклюдентными действиями и возможности установления такой связи. Как пример, сюда относится предъявление подарка государственному служащему для поддержания благоприятных отношений. Взятка же охватывает, в том числе неправомерный сговор, то есть готовность непосредственно нарушить должностные обязательства, а не просто наличие этой связи.

Как мы видим, в сравнении с 2016 годом в Германии наблюдается регресс показателей. Предполагается, что это связанно с комплексной реформой немецкого законодательства 2016 года, когда, к сожалению, на Германии сработал механизм «Строгость законов смягчается необязательностью их исполнения». Также, вероятно, на желание приобретения доходов незаконным путём повлиял общемировой кризис 2021 года, после которого коррупционные показатели аналогично ухудшились.

Для оценки эффективности антикоррупционной политики нами была избрана Германия, чей показатель в международном Индексе восприятия коррупции составляет 78 (это 9 страна в мире по уровню отсутствия воспринимаемой коррупции). Необходимо отметить, что ни одна страна не имеет показателей 100, что подтверждает невозможность полного искоренения коррупции (как и любого преступления), однако ранжированность также свидетельствует о том, что всё же можно найти эффективные методы по борьбе с ней.

Поделиться

18

Канзычаков Д. В. Правоприменительная практика в борьбе с коррупцией в Германии // Актуальные исследования. 2025. №1 (236). URL: https://apni.ru/article/11041-pravoprimenitelnaya-praktika-v-borbe-s-korrupciej-v-germanii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#2 (237)

Прием материалов

11 января - 17 января

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

22 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 февраля