Здоровье подрастающего поколения определяет будущее здоровье населения, при этом подростковый период считается наиболее критичным как с медико-социальных позиций, так и с психологической точки зрения. Подростковый возраст, с одной стороны, характеризуется особенным состоянием индивидуума, определяющим высокую восприимчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов, а с другой стороны, является важнейшим периодом в жизни человека с точки зрения становления личности и развития самосознания. В связи с этим сохранение психоэмоционального и когнитивного состояния подростков представляют собой актуальную задачу как для медицины, так и для психологии.
Отягчающим фактором в патогенезе эмоциональных и когнитивных расстройств подростков являются неврологические и соматические дисфункции, одними из ярких представителей которых считается ожирение. В последние годы зафиксировано трехкратное увеличение распространенности ожирения в мире. Ожирение оказывает негативное влияние на работу практически всех органов и систем организма, способствуя возникновению дополнительных сопутствующих заболеваний и патологических процессов, существенно ухудшающих качество жизни этих пациентов. Также ожирение является значимым коморбидным фактором развития цереброваскулярной патологии и поражения нейрональных систем головного мозга, характеризующихся в первую очередь когнитивными нарушениями разной степени выраженности. Следовательно, целью нашей работы является изучение нейропсихологических особенностей подростков, страдающих ожирением.
Гипотезой исследования является предположение о том, что у подростков, страдающих ожирением в большей степени, чем у подростков с нормальной массой тела выражены нарушения слухоречевой памяти и концентрации внимания.
Базой проведения исследования выступило терапевтическое отделение «ТОКБ им В. Д. Бабенко». Исследуемую выборку составили 80 человек в возрасте от 13 до 15 лет, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группа. В первую группу вошло 40 человек, страдающих ожирением (диагностированное экзогенно-конституциональное ожирение различной степени), а во вторую – 40 человек, имеющих нормальную относительно возраста массу тела.1 типа) и контрольная (не имеющие диагноза сахарный диабет).
В соответствии с целями и задачами нашей работы для диагностического обследования нами был подобран комплекс психодиагностических методик: проба «кулак-ребро-ладонь»; проба на реципрокную координацию; графическая проба «Забор», проба «реакция выбора»; методика «Запоминание 10 слов»; методика «Запоминание фигур»; тест Э. Ландольта; школьный тест умственного развития.
С целью подтверждения или опровержения поставленной гипотезы нами был проведен сравнительный анализ результатов по выбранным методикам с помощью критерия Манна-Уитни.
Согласно сравнительному анализу по критерию Манна-Уитни нами было выявлено, что распределение по таким показателям, как: динамический праксис, межполушарное взаимодействие, следование инструкции, импульсивность, концентрация внимания, уровень запоминания слухоречевой информации, общая осведомлённость, обобщение, классификация, пространственные отношения не является одинаковым. Следовательно, предполагаемая нами гипотеза подтвердилась.
В ходе проведенного исследования нами наряду с количественным анализом был осуществлен качественный анализ особенностей когнитивных функций в исследуемых группах.
Согласно результатам по методике «кулак ребро ладонь» нами было выявлено, что средний был выше в контрольной группе (2,1) по сравнению с экспериментальной (3,9). Следует отметить, что для испытуемых контрольной группы характерны негрубые ошибки, связанные с поэлементным выполнением, которое по мере упрочнения моторной связи заменяется полностью автоматизированным. В экспериментальной группе большая часть нарушений связана со сложностями усвоения двигательной программы, так как им на это требуется больше времени, отмечается, что часть испытуемых не справилась с усвоением даже после 5 предъявлений. Также для них характерны пространственно-кинетические ошибки, сниженный тонус, как особенность энергетического блока, и ошибки серийной организации.
Анализ выполнения пробы «реципрокная координация» демонстрирует, что испытуемые контрольной группы справились лучше по сравнению с экспериментальной (средний балл 0,9 и 2,7 соответственно). Для испытуемых экспериментальной группы характерно поочередное выполнение с тенденцией к уподоблению, а также замедленный темп деятельности. Отмечается несформированность межполушарного взаимодействия. Испытуемые контрольной группы в состоянии увеличивать темп выполнения, а также переходить к автоматизированному выполнению.
Анализируя результаты графической пробы «Забор», необходимо отметить, что трудности возникали в обеих группах испытуемых, но разного характера. Выполнение в экспериментальной группе характеризуется поэлементным вариантом с паузами и отрывами руки, наличием переходных «площадок» без самокоррекции (средний балл 2,9). У испытуемых контрольной группы чаще отмечалось искажение программы по типу уподобления элементов, то есть замена вертикальных линий пологими и наоборот, незначительное сглаживание углов, с тенденцией к самокоррекции (средний балл 2,4).
По параметру «следование инструкции» методики «Реакция выбора» отмечается, что для испытуемых экспериментальной группы характерны сложности вхождения в задание, они импульсивно не дослушивали инструкцию, у испытуемых контрольной группы отмечается оптимальное время вхождения в задание, и понимание сути инструкции (средний балл 0,8 в экспериментальной и 0,2 в контрольной). По показателю «скорость ответов» отмечается преобладание в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (0,2 и 0,7 соответственно). Показатель «импульсивность» также выше в экспериментальной группе (средний балл 0,9) по сравнению с контрольной (средний балл 0,3), при этом отмечается, что количество ошибок также более характерно для данной группы испытуемых, они чаще подвергались воздействию ранее усвоенного стереотипа.
По показателю «уровень слухоречевого запоминания» нами были выявлены результаты, свидетельствующие о низком уровне слухоречевой памяти в экспериментальной группе (средний балл 2,4). Для этих испытуемых характерна зигзагообразная кривая запоминания, что свидетельствует о колебаниях работоспособности и внимания. Также у них отмечалось отчётливое привнесение большого количеств лишних слов, что можно рассматривать как фактор расторможенности. Контрольная группа характеризуется средним уровнем слухоречевого запоминания, с тенденцией к высокому (средний балл составляет 3,5).
По показателю «зрительная память» отмечается средний уровень зрительного запоминания как в экспериментальной, так и в контрольной группе (средний балл 5,6 и 6,1 соответственно). Однако характер ошибок различен: если в контрольной группе испытуемые ошибались, но показывали перцептивно близкие стимулы, то испытуемые контрольной группы чаще указывали на противоположные по очертаниям и внешнему виду фигуры.
По показателю «концентрация внимания» теста Э. Ландольта у испытуемых экспериментальной группы отмечаются результаты ниже среднего (средний балл 3,6), что свидетельствует о трудностях сосредоточения на определённом предмете или действии. В контрольной группе концентрация внимания соответствует высокому значению (средний балл 7,4). По показателю «распределение внимания» трудности отмечаются в обеих группах испытуемых (средний балл 3,6 и 3,8 в контрольной и экспериментальной группах соответственно). То есть у испытуемых наблюдаются трудности одновременного удержания в поле внимания нескольких объектов, а также невозможность анализировать и осуществлять несколько видов деятельности в равной степени эффективно.
Анализируя показатели методики ШТУР, можно отметить, что в целом «общая осведомленность» выше в контрольной группе (средний балл составляет 34), по сравнению с экспериментальной (средний балл 22). Подобный результат свидетельствует о том, что у испытуемых контрольной группы совокупность знаний и представлений об окружающем мире, его основных закономерностях больше. Также нами было выявлено, что для испытуемых контрольной группы характерны высокие результаты по показателям «способность к классификации» и «обобщение» (средний балл 17; 14 и 11; 9 соответственно). По показателю «аналогии» обе группы набрали баллы выше среднего (экспериментальная 21 и 18 контрольная), что свидетельствует об умении испытуемых выделять логические отношения и строить абстрактные связи. По показателям «числовые ряды» значимых отличий выявлено не было.
По показателю «пространственные представления» наблюдаются трудности в экспериментальной группе (средний балл 8), по сравнению с контрольной (средний балл 12). Данные результаты указывают на недостаток пространственных и конструктивных навыков.
Данные представлены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Результаты качественного анализа нейропсихологических особенностей (распределение средних баллов)-прямые шкалы
Рис. 2. Результаты качественного анализа нейропсихологических особенностей (распределение средних баллов)-обратные шкалы
Согласно проведенному качественному анализу нейропсихологических особенностей подростков, страдающих ожирением в сравнении с подростками с нормальной массой тела, нами было выявлено наличие различий в функционировании их когнитивной сферы. Так подростки, страдающие ожирением в особенностях динамического праксиса демонстрируют трудности усвоения предложенной программы, стоит отметить, что подобные сложности наблюдаются и при выполнении пробы на реципрокную координацию. Для них характерны «смазанное» движение без чёткого разграничения фаз, а также трудности переключения. Внимание в целом характеризуется низкой произвольностью, сложностями концентрации на конкретном стимуле, отмечается повышенная отвлекаемость испытуемых на побочные ассоциации. Тенденция к отвлекаемости также сказывается на низком уровне слухоречевого запоминания, которое сочетается с признаками расторможённости и приводит к быстрой утомляемости и в, конечном итоге, к снижению возможностей запоминания и работоспособности. Так же для испытуемых характерны сниженные показатели по мыслительным операциям, что можно объяснить не столько нарушениями мышления, сколько повышенной импульсивностью, трудностями произвольного распределения внимания. В целом, можно отметить, что при ожирении нормальная физиология энергетической системы человека может нарушаться, что приводит к когнитивным расстройствам.